{"id":13570,"url":"\/distributions\/13570\/click?bit=1&hash=f1bacf5c4cbd7b3a89944cb6a24ea229537917b3fe32459e3adc3e5edc200946","title":"\u041a\u043e\u0442\u044b \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043e \u0441\u043e\u0446\u0441\u0435\u0442\u0438 \u0441 \u0432\u0435\u0440\u0442\u0438\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e","buttonText":"\u041c\u044f\u0443!","imageUuid":"af50a6ca-4f1a-5649-a992-94e85a4ba2c0","isPaidAndBannersEnabled":false}
Кирилл Рамирас

Миллион на SEO — Алаич ( Выпуск #1)

Всем привет, я Кирилл Рамирас, автор канала Лайфхаки по SEO в Telegram, запускаю серию интервью с ребятами, зарабатывающими на SEO от миллиона в месяц и больше.

Цель истории: посмотреть на тему «денег в SEO» с разных сторон, понять какими путями к ним можно прийти, а также разобраться какие конкретные шаги нужно делать сеошникам с разным уровнем дохода, чтобы расти в деньгах.

Сегодня говорим про деньги с Алаичем. Лично для меня интервью с ним особенно интересно тем, что он реально круто понимает рынок клиентского SEO, знает сложности развития в нем, как для агенства, так и для сеошника, поэтому уверен, что откровенный разговор с ним будет интересен многим. Передаю слово ему.

Передаю слово Алаичу

«Привет, друзья! Раз уж сегодня разговор зашел про два интересных слова, стоящих рядом: «сеошник» и «деньги», а еще, как мне сказали, я в этом «круто шарю» — давайте разбираться, совместимы ли эти слова и правду ли говорит, мол, «в SEO денег нет».

Те, кто со мной знакомы или читали мой блог, знают, что я прошёл путь от простого увлечения сайтами до руководителя студии и создателя различных SEO-сервисов и программ. Через два года будет круглая дата – 20 лет, как я занимаюсь этим ремеслом. Мой путь был тернист, но интересен и неповторим, и я с ностальгией вспоминаю о первых шагах и своем становлении. И даже написал историю в четырёх частях с кучей подробностей и фотографий, как все начиналось: «Мой билет в интернет, часть 1. Как 1979 рублей 85 копеек превратились в миллионы!»

Итак, чисто гипотетически спрашивается, если бы я по какой-то причине решил стать сеошником и начинал сейчас с нуля без знаний SEO, то по какому бы пути пошёл, чтобы вырасти по деньгам до 1 млн и выше?

Будь я теоретиком, наверняка рассказал бы вам «1000 и 1 способ заработать миллион». Но как у практика, который решил стать почему-то сеошником, узнал слово «seo» даже позже, чем стал им заниматься и вырос по деньгам до 1 млн и выше, путь у меня всего лишь один – тот, который я прошел. Зато тропинок, на которые можно было свернуть и сделать своей главной дорогой, была, наверное, целая тысяча.

(Внимание, спойлер!) Должен вас предупредить, что «сеошник» и «деньги» — две разные дороги, которые расходятся. Я не знаю людей, которые успешно совмещали бы два этих понятия. И если вы думаете, что я все еще seo-специалист – вы глубоко заблуждаетесь. Да, я могу играть такую роль и играю ее, но, вроде как, мы договорились на честный разговор…

От 0 до 50

Как стать seo-специалистом и что необходимо для этого знать, я уже очень подробно написал, потому повторяться не буду. Скажу только, что на старте вам необходимо найти работу в студии, которая профессионально занимается SEO (не просто зарабатывает на этом деньги, а делает это с должным качеством и сможет дать вам хорошие знания. Вы легко это поймёте на собеседовании, спросив сколько студия ведёт проектов и сколько специалистов их обслуживает – если на одного специалиста приходится от 3 до 7 проектов – это то, что надо). Остается только надеяться, что такие компании набирают стажёров (например, в «АлаичЪ и Ко» мы набираем только стажёров). Считайте, первый рубеж (от 0 до 50 тысяч рублей) взят, хотя вы ничего ещё и не сделали – чтобы стать стажером достаточно быть просто хорошим (что бы это ни значило), ответственным, пунктуальным, целеустремлённым человеком.

Ваши первые три года в SEO нужно посвятить самообучению, впитыванию информации от более опытных наставников и работе с разными проектами. На старте (от стажера или новичка до специалиста) внимательно слушайте и делайте так, как вам говорят, но обязательно интересуйтесь: «А почему именно так?» и «Для чего конкретно это нужно?» и т.п. Чаще ищите информацию самостоятельно, чтобы задавать более правильные вопросы, обсуждать варианты и разные точки зрения.

Когда вы станете специалистом, у вас должно формироваться собственное мнение – это и будет предметом разговора с наставником в поиске истины. Не забывайте, что везде есть определенная «политика партии» и не все решения, даже самые правильные, будут применимы.

От 100 до 150

В зависимости от региона, компании и ваших стараний взять второй рубеж (от 100 до 150 тысяч) у вас получится через 2–3 года (стоит признать, что за пределами МСК часто такая ЗП недостижима, независимо от стажа, опыта и иных обстоятельств).

Если вам нравится компания, коллектив и всё остальное – продолжайте работать. Если есть возможность экспериментировать, иногда проявлять творчество и в целом развиваться – это великолепно. Тут можно работать и 5, и 10 лет. Со временем станете ведущим специалистом, а может быть, руководителем группы или отдела. Но в России крайне мало компаний готовых платить seo-специалисту 150–200, а руководителю отдела 300-400 тысяч.

От 300 до 500

И вот тут-то дорожки «seo-специалист» и «деньги» расходятся. Допустим, вы доросли до 150 тысяч и теперь стоите на развилке. Варианты действий:

  • Остаться seo-специалистом, но: искать другую компанию, где предложат больше денег. Cложно реализуемый план, так как компании надёжнее развить человека внутри и предложить ему очень высокую зарплату. Ведь будет точно известно, что из себя представляет этот человек – наверняка он проработал в команде уже много лет. А ты кто такой? Если конкретнее, то путём смены компании легко вырасти с 60 до 80 тысяч или даже со 100 до 120 тысяч. Но со 150 до 200 – сложно.искать работу в inhouse. Внутри крупных известных компаний зарплаты выше. Вы останетесь seo-специалистом и будете развиваться в этом ремесле, но есть своя специфика – скорее всего, придётся работать с одним проектом (или несколькими однотипными). Хорошо, если вы будете там в команде, а не единственным специалистом. Чтобы попасть в такую компанию надо обладать подтвержденной экспертизой или крутым портфолио. Можно рассчитывать на 150–250 тысяч.
  • Стать руководителем отдела: в текущей компании. Вырастете в деньгах (скажем, 150–300 тысяч), но вы уже не будете заниматься SEO. А если и будете, то даже не половину времени, потому что вас поджидают административные вопросы, подбор специалистов, подготовка регламентов, переговоры в спорных моментах с клиентами. Надо будет управлять командой, чтобы она слаженно работала и давала результат и, конечно, приносила деньги компании. Вам придётся качать навыки руководителя, а не сеошника.в новой компании. Сильно сложнее предыдущего варианта, так как без опыта в этой должности вас не возьмут. Так что придётся побыть руководителем в текущей компании, а потом искать аналогичную должность в другом месте с перспективой роста в зарплате. Оба варианта стать руководителем будут похожи на предпринимательскую деятельность, только без необходимости собирать команду с нуля и решения всяких юридических и бухгалтерских вопросов.
  • Стать фрилансером. Такой путь нередко выбирают специалисты, которые считают руководителей дураками или думают, что смогут заработать больше, если не «делиться» деньгами с компанией. Уходя на фриланс, на старте вы потеряете в деньгах. Разве что перед уходом из компании вы последние полгода не работали ночами и у вас не появилось 3–4 клиента на те же самые 100–150 тысяч. Решили, что работать из дома с 4 клиентами проще, чем в компании с 8? (ну, пробуйте). Не все клиенты захотят платить на карту и потребуется открыть ИП (бухгалтерия это легко?). Поймете, что не хватает общения (ах, вы интроверт?), а ходить на тусовки внезапно нет сил или времени (рабочий день не 8 часов, а 12–14? – а, так вы еще не в курсе!). Успешный фрилансер может зарабатывать 150–250 тысяч. При этом сил и нервов будет тратиться несоизмеримо больше, чем в найме. А значит есть пару вариантов: Очень часто человек просто не справляется с навалившимися трудностями и заботами, оказывается, что договариваться с клиентами непросто, а выбить деньги еще сложнее (уход одного клиента – это потеря 25% заработка, а двух – и вообще половина!). Раньше у вас был хотя бы один начальник, а теперь их много и каждый требует что-то свое. Так что можете вернуться в найм сеошником или руководителем отдела – испытаете облегчение, поверьте.Можно найти баланс, когда вы тратите умеренное количество сил и времени, но и получаете умеренные же деньги. Тут роста не будет – расслабьтесь.Нужен рост? Он невозможен без команды. И да, вам уже не быть сеошником – бывать вам руководителем компании.
  • Организовать собственную компанию (веб- или seo-студию – а как иначе!) Вы выросли из фрилансера, и у вас появился помощник – теперь вместе вы компания. Иногда руководители отдела, перескакивая шаг «стать фрилансером», сразу открывают свою компанию (так как успели скопить денег на старт и научились управлять людьми). Отвечая на вопрос про деньги: ну, пусть будет -200 тысяч (да-да, читается как «минус двести тысяч»). Как вы уже догадались, теперь-то выбор ещё меньше: Не справились – го в найм.А если справились – значит кто-то из ваших сотрудников сейчас читает этот пост и спрашивает себя, а как вырасти до ХХХ тысяч? Думаете, я шучу? Не-а!

Подведем промежуточные итоги:

  • Начать в SEO может каждый – это не сложно, а уже через год вы будете зарабатывать 50 тысяч.
  • Чтобы вырасти до 100–150 тысяч надо много упорно развивать hard-скиллы в рамках какой-то копании.
  • Особо усердные люди становятся экспертами и идут в инхаус за 150–250 тысяч.
  • Кто-то выбирает путь фриланса с потолком в 150–250 тысяч.
  • А некоторые становятся классными руководителями отдела за 200–400 тысяч.

Как видите, порог в 300–500 тысяч нам не покорился. Есть редкие исключения, как и везде, но мы сейчас не говорим про чьи-то выдающиеся способности или невероятное стечение обстоятельств. Мы тут, вроде как, пытаемся план построить и в нем должно быть больше определенности.

Также не будем рассматривать случаи создания кем-либо успешных продуктов (программ или сервисов), приносящих дивиденды, превышающие 1 млн рублей. Во-первых, вы не сможете создать их самостоятельно, а значит будет еще как минимум партнер и один или несколько наемных специалистов на зарплате. Во-вторых, начинающий стартапер прошел путь от специалиста и дальше, но потом решил делать продукт, а не веб-студию. В-третьих, это бизнес, это команда. И главное – вы не сеошник.

От 1 млн и выше

Так что лично мое мнение следующее: быть (оставаться) сеошником и зарабатывать 1 млн и выше не выйдет. И дальше имеет смысл говорить о том, как, выбрав путь предпринимателя, из «минус двести тысяч» вырасти до «плюс двести».

Важная поправка к терминологии: когда мы говорим про бизнес и деньги – обычно имеем в виду оборот, а не прибыль владельца бизнеса. Придется сражаться за обороты, а рентабельность будет зависеть исключено от ваших навыков руководителя. Если вы были хорошим сеошником, то не захотите делать потоковое агентство, значит придется вкладывать в бизнес больше. А можно быть рабовладельцем: платить мало, делать плохо, ставить ставку на продажников. Если вам такое не зашквар – поздравляю, вы настоящий капиталист.

Для справки: рентабельность веб-студий находится в пределах 15–35% – это проценты, которые вы получаете «на карман» от оборота компании. Если хотите, я дам оценку различным сценариям:

  • Ниже 10% — владельцу такой компании пора выходить в окно, так как это не бизнес, а беспросветная боль и страдания. Или вы альтруист? Меценат? Повторите, что вы сказали? Десять процентов от 100 миллионов будет норм? Что-то я не видел владельцев компаний с оборотом в 100+ миллионов в месяц почитывающих бложики о том, как зарабатывать деньги.
  • От 15% до 25% — хороший бизнес. Работайте дальше и развивайтесь!
  • От 25% до 35% — прекрасный бизнес. А получится ли это масштабировать до 10 или даже до 100 млн оборота? Задача не из простых!
  • Выше 35% — признавайся, ты рабовладелец или просто пиздишь?

Говорят, вести бизнес в России – это писос. А я вам скажу, что предпринимателями поневоле не становятся. У кого-то амбиции, у кого-то призвание – причины стать руководителем могут быть совершенно разные. Но если ты не на своем месте, то это почувствуешь.

Как правило «свое место» можно протестировать. В любой компании приветствуют инициативу. Попроситесь быть руководителем группы (куратором) – вам точно не откажут. Если не получится, просто вернетесь на роль специалиста. Можете уволиться и стать фрилансером, а не срастется – многие компании ищут опытных людей и с радостью вас наймут. Кто-то тестит свой бизнес… Да я обо всем этом уже говорил выше. Просто помните – путь назад есть, главное найти «свое место».

Не знаю, кто сказал: «Найдите себе работу по душе, и вам не придется работать ни дня в своей жизни» — но мне нравится это высказывание. Каждый из нас устает, выгорает, чувствует апатию или еще что похуже – но у каждого есть свое призвание. Кто-то не может найти свое место в жизни – это одновременно и самые счастливые, и самые несчастные на свете люди… Но это уже разговор совершенно другой.

Как бы ни сложилась ваша судьба и профессиональный путь, я желаю каждому из вас огромной удачи!

И отвечая на последний и самый главный вопрос: какие качества должны быть у сеошника, чтобы выйти на 500+, скажу так – надо перестать быть сеошником! Точка.

Ответы на вопросы

И еще одна вещь, господа… да и не одна, если честно. После анонса серии интервью с «успешными сеошниками» в канале Кирилла появилась форма, куда каждый из вас мог задать вопросы мне и другим ребятам. Я был удивлен количеству вопросов – их прямо очень много оказалось – и поскольку изначальный свой рассказ я строил по одной схеме, а тут появились дополнительные вводные, вписать которые органично не представляется возможным, я решил выпустить аддон (DLC, дополнение – как вам больше нравится).

Ответы на многие вопросы уже содержатся в моем рассказе, я уверен, он окажется для вас полезным. Были и неинтересные вопросы, ну, например: топ-5 каналов привлечения лидов, а где брать самых жирных клиентов, стоит ли работать с нищебродами и т. п. Поверьте, ответы на эти вопросы будут у каждого свои, а если ответов еще нет, значит и вопрос еще не сформировался толком, а был задан «на будущее». Я отвечу так – кнопку «Бабло» вам придется искать самостоятельно.

Про личный бренд

Но каналы привлечения переплетаются с личным брендом, о котором я хотел рассказать. Стоит ли его развивать, как и что для этого надо делать?

Для начала я перечислю то, что можно относить к личному бренду: персональный блог, телеграм-канал, выступление на конференциях, вебинары/семинары, курсы, ютуб-канал, паблик в соцсетях и т.д. Из всего перечисленного у меня нет только паблика в соцсетях, хотя я на эту роль рассматриваю свой личный профиль, ведь его можно вести точно так же и различий на практике никаких нет.

Каждому понятно, что развитие бренда будет стоить огромного количества времени. Также не секрет, что придется научиться общаться, перестать стесняться, узнать, что такое дипломатия. Но есть и неочевидные нюансы «публичного пути» — придется стать публичным! Ачё всмысле? Свои грязные делишки лучше держать при себе, а вот обо всей остальной своей жизни придется рассказывать честно. А иначе как в том известном ролике будет: «Миша, тебе никто не поверит, у тебя скучное лицо, тебе никто денег не даст, все хуйня, давай по новой».

Рассказывать придется не только об успехах, но и о своих неудачах (это люди любят более всего и далеко не ради злорадства, в успешный успех верят разве что дурачки). У вас будут хейтеры, их будет немало, но будут и те, кто вас любит (адвокаты – которые хотя быть как вы, уважают вас, будут покупать и советовать другим ваши продукты). Вас могут чмырить публично и за глаза – надо быть к этому готовым, уметь правильно реагировать и вовремя удалиться (в таких инцидентах последнее слово не всегда будет за вами).

А еще это долгая история – вы никому не интересны, пока не заслужили известности и доверия как профессионал своего дела (признайтесь, вам же насрать на посты своих одноклассников в соцсетях? А почему кому-то должно быть не все равно, как протекает жизнь какого-то нонейма!)

Закладывайте на эту деятельность много лет. Это должно стать вашим образом жизни. Я вот делюсь личными и бизнес-итогами уже 12 лет – с тех пор, как завел блог. Мне и самому хочется об этом писать, потому что только так я могу видеть, как развиваюсь и меняюсь, но еще от меня этого ждут читатели, коллеги, партнеры (и хейтеры, конечно). Все всё о вас знают – это вызывает доверие.

Формат можно выбрать любой: блог, паблик, канал, ютуб. Путь на конференции, вебинары и семинары откроется, когда вас уже будут знать. А знать вас будут за ваш опыт или крутые вещи, которые вы делаете (люди без опыта редко делают крутые вещи).

Будет ли с этого прок? Конечно будет, только измерить его вряд ли получится (мне вот не удается).

Если ничего из вышеописанного вас не смущает – значит оно того стоит. Если вы уже начали какой-то бизнес, то стоит сконцентрироваться на нем, сейчас это важнее и быстрее даст результат. Публичность надо начинать развивать до старта бизнеса, либо уже когда он встал на ноги и не развалится, если несколько дней в неделю вы не будете ему уделять.

Занимаясь всей этой суетой – личный бренд, бизнес, свои проекты – становишься немного философом. Если быть честным с собой, где-то в глубине можно раскопать грустные мысли, что тебе все опостылело. Начинаешь искать что-то новое, в чем себя еще не попробовал. А когда тебе надо платить кредит, не хватает денег лечение и тому подобные неприятные ситуации, просто некогда верить в то, что делаешь, искать мотивацию и бороться с психологическими барьерами – ты просто ебашишь, как проклятый! Когда-то все это я проходил. И именно такие моменты потом вспоминаются, как времена безудержного драйва, стремления и вдохновения. И не важно, сколько ты спал, когда на кону все, что у тебя есть и, что важнее, то, чего у тебя нет (но обязательно будет).

Остальные вопросы

Мне больше всего понравились эти ваши вопросы: как жить с совковым воспитанием; про синдром самозванца; про сделку с совестью; где найти мотивацию; как соблюдать баланс и не выгореть в погоне за миллионом.

Эти вопросы от людей, для которых задача выживания и закрытия базовых потребностей уже решена. Но теперь надо двигаться дальше, развиваться, стремиться к лучшему.

Лучшие советчики в таких вопросах – психолог или психотерапевт (немало из моих друзей в seo нашли помощь у этих специалистов). Это не зашквар. Я сам обращался. Но психотерапевт мне не зашёл (пробовал разных), а психолог зашел – думаю, просто надо было найти «своего» человека, мысли которого тебе откликаются. Психолог помог мне избавиться от мыслей, что я должен успевать все, что начал делать – а я на десятерых уже всякого поначинал! У меня спрашивают, а как я все успеваю – студия, блог, канал, программы, проекты, и чего там еще только нет – да ничего я не успеваю. Ни-хре-на!

Зато я больше двух дней пишу этот пост и чувствую удовлетворение. Мне нравится делиться своими мыслями и опытом, ведь в том числе в этом цель нашего существования.

А прочитайте-ка мой пост про неуспешный проект, он пропитан болью и страданиями, там и про нищету, неверие, желание заработать, зависть, попытки доказать, что ты можешь. Если дочитали до сюда, он точно вам зайдет.

Вот теперь точка, ребята.

Всегда верьте в то, что делаете!

Удачи вам. И до связи.

Ребята, если у вас есть вопросы к Алаичу, оставляйте их в комментариях к этому посту.

В ближайшее поговорим про деньги и SEO c Андреем Буйловым и Олегом Шестаковым, подписывайтесь на мой блог тут или в Telegram, чтобы не пропустить.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null