Привет! Если ты тут, то у тебя уже есть целый список идей, которые помогут обрести счастье, славу и богатство. Ты знаешь, что метрики важны и что их можно прямо или косвенно связать с денежной выгодой. И вот, настал момент, когда метрики есть, идеи для их улучшения тоже есть, а вот понимания за что браться первым делом нет.В двух статьях я хочу рассказать про RICE и MoSCoW – одни из самых простых способов оценки бэклога.Почему оценивать сложно и нужно?Даже если вам кажется, что оценка идей это очень просто, подумайте:Сколько раз вы брали в работу те идеи, которые откликаются вам как человеку? Фичи, которыми вы бы сами хотели пользоваться, не обращая внимания на пользователей?Часто отдаете предпочтение интересными задачами, а не тем которые на прямую влияют на показатели?Сколько раз вы брались за новую идею, не закончив вялотекущий сложный проект?В момент обдумывания идеи забываете, что к ней придется подключить еще целую кучу людей?У вас такого никогда не было? Не верю, ведь в этом человеческая природа — мы хотим, чтобы нам было интересно. Нам нужны новые эмоции и челенджи, чтобы добывать гормон счастья. Но бизнес не человек, ему нужна выгода.Чтобы отказаться от вредных привычек, нужно научить себя оценивать каждую идею. Но сама оценка полезна только тогда, когда она достоверна. А чтобы найти достоверность, нам надо знать, как ее посчитать.RICERICE один из простых способов оценки идей. Каждую идею мы будем оценивать по четырем параметрам: охват, влияние, уверенность, усилие.Благодаря простоте RICE можно ранжировать любое количество задач экономя время, деньги и усилия. Отличный вариант, если у вас еще нет привычки приоритизировать, но есть немного данных, на которые можно опираться.Воспринимайте RICE как модель оценки, а не как способ принятия решений. Никакие четыре цифры не могут отобразить зависимости в ваших продуктах и учесть внешние факторы.Так что это за рис и с чем его едят? Разбираем по крупицам 🍚Reach (охват) – сколько пользователей затронет фича за один квартал? Параметр будем указывать в общем количестве пользователей. Кстати, может быть применено не только на людей, но и на события.Impact (влияние) – на сколько фича улучшит целевую метрику продукта, когда пользователь столкнется с ней? Берите шкалу от 0,25 до 3 с обозначениями:0.25 — сомнительное влияние0.5 — небольшое влияние1 — умеренное влияние2 — существенное влияние3 — очень сильное влияниеВы можете предположить степень влияния, если у вас нет данных, на которые можно опираться. Но тогда учтите, что Confidence (уверенность) в оценке будет ниже.Confidence (уверенность) – на сколько вы уверены в своей оценке? Браться за фичу, уверенность в оценках которой меньше среднего значения — большой риск. Распределите значения по шкале:100% (1) — высокий уровень уверенности80% (0,8) — умеренный уровень уверенности50% (0,5) — низкий уровень уверенностиEffort (усилие) – оцениваем, сколько человеко-часов займет разработка фичи. Под человеко-часами я подразумеваю объем работы, который может сделать один человек команды за один месяц. Используйте целые числа и минимальный шаг в половину месяца. Это самый сложный параметр для оценки, я подробнее расскажу о нем на примере ниже.И последнее, как считать-то этот ваш RICE? Все достаточно просто, для этого есть формула: (Reach x Impact x Confidence) / Effort = RICERICE показывает общее воздействие на целевую метрику за потраченное время. Чем выше этот показатель — тем лучше. Но, решение, конечно, принимать вам.Разбираемся на примереЕсли RICE для вас абсолютно понятен как этот мир, то листайте до конца статьи, а мы с ребятами разберем тут пару примеров.Давайте представим, что для влияния на метрику Х у вас есть три разных гипотезы. По каждой гипотезе у вас есть вводные, так что давайте высчитаем RICE и выберем самую приоритетную из них.Гипотеза № 1 – выгодно и быстро500 пользователей за месяц увидят изменение, но сделают целевое действие только 30% из них. Изменение будет доступно один квартал.За счет каждого пользователя, который выполнит целевое действие, будет оказано огромное влияние на целевую метрику.У нас есть количественные показатели, пользовательские исследования и спека по разработке без блокеров.На вывод фичи в продакшн понадобится: неделя анализа, 1-2 недели на спецификации и 2-4 недели на разработку.Давайте считать RICE:Охват у фичи 30% от 500 пользователей в месяц – это 150 человек. За квартал наберется три раза по 150, значит R = 450Судя по тексту, влияние будет колоссальным, так что ставим самый высокий параметр из шкалы (от 0,25 до 3), I = 3C = 100% (1), у нас есть и количественные и качественные подтверждения влиянияЗа единицу мы берем 2 недели работы одного человека. 2 недели спецификации и анализа, плюс 2 недели разработки будут считаться 1+1 человеко-часов. Значит, E = 2Теперь считаем по формуле, не забываем перевести процент в коэффициент: 450 х 3 х 1 / 2 = 675 RICEПроделаем те же самые манипуляции с двумя другими гипотезами 👇Гипотеза № 2 – выгодно и долго2000 пользователей, которые столкнутся фичей за квартал, увидят внесенное изменение.Просмотр внесенного нами изменения умерено будет влиять на нашу целевую метрикуУ нас есть количественные показатели охвата и спека, но вот влияние фичи на метрику под сомнениемНесколько недель анализа, много времени на спецификацию и 2 месяца на разработкуСчитаем:С охватом все просто, изменение увидит 2000 человек, значит R = 2000Умеренное влияние на шкале подходит под I = 1Данные есть, но посчитать объективно влияние мы не можем, поэтому и не можем быть уверены на 100% в результате – C = 80%Пусть «несколько недель анализа» будут двумя неделями. 2 месяца на разработку это еще 8 недель. Накинем пару недель на спецификацию и получим 6 слотов по 2 недели. Значит, E = 6По формуле получаем 2000 х 1 х 0,8 / 6 = 266 RICEГипотеза № 3 – рискованно, но быстроВнесенное изменение окажет эффект на отдельную группу из 700 пользователей один разС точки зрения воздействия на целевую метрику, это где-то посерединеОхват и влияние могут оказаться ниже, чем предполагаетсяНеделя анализа и сразу в разработку, которая займет еще пару недельСчитаем:Снова легко, R = 700Что-то среднее между слабым и очень сильным влиянием будет I = 2Если мы не уверены даже в охвате, то вера в оценки не велика, но присутствует, C = 50%Мы берем только целые значения, чтобы упростить себе работу. Давайте заложим риски и округлим 3 недели работы до 4, получим Е = 2Получаем 700 х 2 х 0,5 / 2 = 350 RICEСравнив показатели, можно сделать вывод, что первая гипотеза заметно лучше других, и даже рискованная третья заслуживает больше внимания, чем вторая.Помните, что люди могут оценивать одну и ту же идею по-разному. В этом и есть основной минус RICE. Чтобы этого избежать, нужно подготовить команду – все должны понимать, что значит каждая цифра во всех оценках.Если вы прочитали статью и подумали, что вам не подходит RICE из-за того, что в нем нужно много данных, которых у вас пока что нет, посмотрите в сторону ICE.Ну а если до данных еще идти и идти, попробуйте MoSCoW – про него у меня будет отдельная статья.Пока 👋
Я, при использовании RICE себя приучил никогда не ставить Confidence 100%, максимум 75%. Вроде бы оценка и дело продолжает делать, но приземляет в мысль о том, что мы ни в чем не можем быть уверены на 100%, на то они и гипотезы, а не аксиомы.