Как стать продуктивнее с помощью внедрения философии Кайдзен в свою жизнь

Кайдзен — японская философия, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании жизненных процессов.

Основа метода состоит из пяти ключевых элементов, или пяти S: Seiri — аккуратность, Seiton — порядок, Seiso — чистота, Seiketsu — стандартизирование, Shitsuke — дисциплина.

Кайдзен — одна из ключевых концепций менеджмента, которая основана на непрерывном улучшении бизнес-процессов. Она позволяет повысить продуктивность работы компании независимо от сферы и масштабов деятельности.

Понятие Кайдзен (Kaizen) состоит из двух частей: «Кай» (Kai) — перемены, изменения, и «Зен» (Zen) — к лучшему. Впервые об этой концепции заговорили в 1986 году, когда консультант по менеджменту Масааки Имаи выпустил книгу «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний».

Главная цель — бережливая эффективная деятельность без утери средств, усилий, времени и личного потенциала.

Обретя мировую популярность в бизнесе, концепция Кайдзен вполне закономерно нашла свое применение и в сфере саморазвития.

Метод Кайдзен основан на том, чтобы проблемы не копились, а решались путём непрерывных улучшений. Так человек перестаёт пропускать намеченное и при этом сохраняет психологический комфорт.

Речь идет о постоянном поиске способов улучшить свою жизнь: стать более продуктивным, достигать результата, найти причины пустых ресурсных затрат, оптимизировать свои действия, упорядочить, упростить, эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения целей, повысить качество своей жизни.

Изначально эта философия направлена на компании и большие производства, но её принципы вполне работают и для каждого отдельного человека.

Несколько идей, как внедрить кайдзен в повседневную жизнь.

1. Ставить небольшие цели или дробить глобальную цель на более мелкие

"Сделать отчёт за квартал", "Написать книгу", "Заняться здоровьем ", "Получить новые навыки", "Купить дом" и т.д. - звучит как что-то сложное, затратное и неподъемное. Но если разбить эти большие цели на много маленьких, будет куда проще и понятнее.

Такой подход уже может быть вам известен: в классическом тайм-менеджменте его называют «съесть слона по кусочкам».

Представьте, что перед вами невероятно объемная работа, задача, к которой страшно подступиться – слон. Съесть его, то есть выполнить задачу за один раз, просто невозможно. А что, если разделить большого слона на кусочки?

Суть метода в том, чтобы одну большую задачу разделить на много маленьких. Когда план работы над большим проектом четко расписан, начать бывает не так страшно и сложно. Любая объемная работа может быть разделена на более комфортные для выполнения задачи.

2. Задавать себе вопросы и находить ответы

Многие психологи сходятся во мнении, что для мотивации лучше задавать себе вопросы и отвечать на них, чем приказывать себе что-либо делать.

Указания в духе: "Начни заниматься спортом каждое утро", "Измени уже свой образ жизни", "Будь продуктивнее" не мотивируют нас на конструктивные действия и, поэтому, не работают.

Попробуйте задавать себе наводящие вопросы для поиска решения задач:

✔ О чем будет моя книга? Какое у нее может быть "рабочее" название? Написать содержание от руки или создать документ в компьютере? Где можно посмотреть и поучиться, как правильно начать писать о том, что хочешь?

✔ В какое время мне наиболее удобно делать физические упражнения? Сколько времени я могу и хочу этому посвятить? Мне нужна профессиональная помощь или я обойдусь своим подходом? Какой набор упражнений мне нравится и наиболее полезен для меня? Что мне нужно приобрести для организации этого процесса: коврик, гантели, обруч, удобную одежду?

✔ Что я могу улучшить в своей жизни? Что меня ограничивает и не удовлетворяет? Что я прямо сейчас уже могу сделать?

✔ Как я могу восстанавливать свое ресурсное состояние каждый день? Что является моими источниками заряда энергией? Пользуюсь ли я ими? Что мне нужно сделать, чтобы это стало моими полезными привычками?

3. Делать маленькие шаги в направлении своей цели

Маленькие шаги - это ключ к большим переменам.

Наш мозг эволюционно настроен на сохранение энергии и быстрые несложные действия. Так он экономит силы на случай возможной угрозы, когда эти силы ему особенно потребуются.

Чтобы показать своему мозгу, интерес и безопасность даже самой крупной цели важно начинать движение к ней по принципу "маленьких шагов".

Сила маленьких шагов будет вам полезна практически во всех областях жизни, при попытке достичь любой вашей цели. Просто делайте маленькие шаги, радуйтесь каждой своей мини-победе и вы сами не заметите, как быстро и легко дойдете до самой вершины своих устремлений. И помните, что начинать делать маленькие шаги не поздно в любом возрасте.

Подробнее о "Силе и важности маленьких шагов" читайте в нашей публикации.

4. Исправлять то, что не работает и избавляться от "мусора"

Три основных правила, следующих из этого принципа:

  • Если вы можете жить (вести бизнес) без сломанной вещи, выбросьте ее.
  • Если не можете — почините.
  • Если вещь может работать лучше — усовершенствуйте ее.

Избавляйтесь от ненужных бумаг, сломанных предметов, неработающей техники, изношенной одежды. Удаляйте программы, которыми не пользуетесь. Устраняйте пожирателей времени и меняйте деструктивные привычки. Работайте с установками и мыслями, которые лишают вас сил и портят настроение.

5. Содержать дом, рабочее место в чистоте и порядке

Каждой вещи - своё место. Это дисциплинирует, помогает настроиться на работу и упорядочить мысли.

Наведя порядок в материальных предметах, стоит подумать о тех деструктивных мыслях, которые появляются в голове. Ведь, приучая себя раскладывать по полочкам одежду и предметы, человек учится также "сортировать" свои эмоции и привязанности. Попробуйте представить, что хаотичные мысли укладываются по полочкам в голове, а бессознательные негативные программы вместе с мусором выметаются из дальних углов. Ведь, согласно тезисам психологии, порядок в доме и порядок в голове неразрывно связаны.

6. Работать с коренными причинами ограничений

Важно определить и воздействовать на истинные причины ваших проблем, а не на проявленные симптомы. Например: у вас поднялась температура - это симптом, а причина в воспалительном процессе, который необходимо выявить для полноценного восстановления. Или: вы постоянно опаздываете - это симптом, а причину ваших опозданий стоит поискать более глубоко. Чувствуете усталость или раздражение - это тоже симптом. Выйдя на первопричину, вы сможете найти оптимальное решение.

В поиске причин хорошо помогает метод "5 почему". Это эффективный инструмент как индивидуального, так и коллективного изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы, определения причинных факторов и выявления глубинных, коренных причин.

7. Искать способы улучшения каждый день

Главная идея кайдзен - перемены должны происходить каждый день. Пусть и небольшие, но позволяющие получить конкретный результат или найти решение для дальнейшего движения.

Для запуска конструктивных изменений (в профессиональной или личной жизни) придерживайтесь основных правил мышления:

✔ Поддерживайте позитивное отношение к жизни.

✔ Не оправдывайте себя. Придумывайте, как что-то можно сделать, а не почему это невозможно. Устраните слово «нельзя» из своего лексикона.

✔ Смотрите на проблемы как на новые возможности. Когда сталкиваетесь с трудностями и преодолеваете их - вы приобретаете новый опыт, знания, навыки. Не избегайте сложных ситуаций, а с любопытством исследователя погружайтесь в решение новых задач.

✔ Ищите новые методы, способы, подходы к решению возникающих вопросов или вносите изменения в старые.

✔ Всегда держите разум открытым для перемен.

✔ Одна голова хорошо, а две лучше. Работайте в команде. Учитесь слышать и принимать идеи другого человека. Ищите мудрость десяти человек, а не знание одного.

✔ Учитесь, предпринимая действия. Только пробуя, перепроверяя свои шаги вы поймёте истину и обретёте свои личные знания и умения.

✔ Выбирайте простые и эффективные решения.

✔ Если вы допустили ошибку, исправьте ее сразу.

✔ Используйте страх как компас.

И ещё одна важная рекомендация: научитесь получать радость от изменений.

К сожалению, мозг не любит изменения. Выживание всегда было основной задачей, руководившей человеком. Не счастье, не создание нового, не мастерство, а выживание. На все новое надо больше энергии, а мозг ее бережет.

Рассматривайте изменения, как новые возможности. Стремитесь к постоянному росту и получайте удовольствие от этого. И помните: всегда начинайте с малого. Но делайте это каждый день.

Социально-образовательный проект "Сила Знания"

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда