{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Гора глупости. О менеджменте в большинстве Российских компаний

Что такое "гора глупости"? Гора глупости — это одно из названий эффекта когнитивного искажения, открытых учеными Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом. Подробнее об этом можете почитать другие статьи и википедию. В кратце, "горой глупости" называется явление, при котором человек настолько некомпетентен, что он не в состоянии осознать свою некомпетентность.

Впервые я с этим столкнулся, когда работал в одной финансовой компании. У меня, благо, были адекватные и разбирающиеся хотя бы в основных процессах, наставники, поэтому я видел контраст. Есть куча других финансовый организаций, в которых люди являются мнимыми экспертами, а другие, не разбирающиеся люди, слушают их и действуют по их советам. Соответственно, вы понимаете что в конечном итоге происходит с их депозитами :) Я реально не понимал, как взрослые люди с деньгами могут быть такими простаками. Например, существует поверье, что на бинарных опционах можно реально регулярно зарабатывать деньги, а то что рынка бинарных опционов не существует (это не фьючерс, не фонд, не cfd и т.д., уж тем более, не настоящий опцион), никого не смущает, уже не говоря о том, что они торгуют с отрицательным мат. ожиданием. Но финансовые рынки — это отдельная тема. Я задавался вопросом: неужели все реально такие наивные? Оказалось, — да. Позже, я начал замечать, что подобное происходит абсолютно во всех сферах жизни.

Но сейчас о менеджменте…

Я не погружался вглубь изучения явления когнитивного искажения, поэтому для простоты понимания, введу свой термин, — круг некомпетентности. Возможно, это уже кто-то описывал, но я об этом просто не знаю, поэтому называю так.

Это явление, при котором, некомпетентный руководитель нанимает на работу людей, еще более некомпетентных, чем он сам, некоторые из которых, становятся руководителями. Конечно, как он сможет нанять правильных людей, если сам не знает чего хочет и что ему конкретно нужно от конкретной позиции? Позже, эти руководители нанимают по своему подобию и представлениям еще более некомпетентных людей, и они все дружно принимают некомпетентные решения, не умеют ставить релевантные планы, и уж тем более, их выполнять. Формируется так называемый "круг некомпетентности", который постепенно превращается в ком. Свойство кома — бесконечно нарастать. Это именно та ситуация, при которой в компании могут не выполняться даже элементарные задачи, всех нужно перепроверять 100500 раз, вводятся какие-нибудь тупые правила и штрафы, а все сотрудники "дебилы", "идиоты", "всех уволить" и т.д. Это не совсем та ситуация, когда менеджер не может отличать частную проблему от системной, — это хуже. Это ситуация, при которой управленец системно принимает неверные решения. Если вы занимаете рядовую позицию в такой компании, и понимаете, что хотите расти, то мой вам совет: ищите работу в другой организации. У вас вряд ли получится что-то изменить на текущем месте. Так работает система вашего бизнеса.

Чаще всего с таким явлением можно столкнуться в небольших компаниях. Обычно местные руководители любят нанимать себе кучу помощников (которые будут выполнять их странные и часто непонятные рутинные задачи) и проходить бесконечное количество разных обучающих курсов. Также, очень часто некомпетентные руководители хотят, чтобы люди на рядовых позициях принимали решения вне рамок своей ответственности и/или были "вовлечены" в работу, или чтобы человек делал "все и даже больше". Лол, чувак работает каким-нибудь комплектовщиком или офис-менеджером за 30 тысяч рублей в месяц. Какой самостоятельности и вовлеченности вы от него хотите? У таких людей должны быть понятные инструкции, понятная зона ответственности и понятный распорядок дня. Инструкции — это то, как мы делаем какие-то действия, а распорядок, — это то, в каком порядке мы делаем эти действия. Стратегические и управленческие решения должны принимать руководители. Еще у них есть фетиш, который я называю "множить людей". Это когда нанимается человек, чтобы что-то контролировать или делать двойную работу. А вся проблема кроется в банальной неорганизованности.

Самое веселое — это когда эти люди ставят так называемые "планы". Особенно, "планы продаж", которые формируются просто по принципу угадайки. Особенно, это касается продаж. Типа: "а давайте сегодня у нас будет такой план, если достигнем, то чуть повысим, а если нет, то чуть занизим"... Это уже реально диагноз, который чаще всего не поддается лечению. Если у вас есть голова на плечах, то вы понимаете или догадываетесь, что это не так работает.:) По-факту, чувачок просто придумал какую-то цель, назвал это "планом" и все должны это сделать каким-то образом. А что конкретно делать, сам бенефициар сего явления зачастую даже не догадывается. Что это, если не шизофрения? Человек верит в то, чего не существует, в то, что он придумал. И еще ругается на всех сотрудников потому, что они "нихера не делают", "все дебилы" и не могут выполнить нерелевантный "план", который изначально недостижим. Из-за того, что эти сотрудники зачастую такие же некомпетентные, как и руководитель, они реально считают, что не доработали и сделали что-то неправильно... Вот так и работает большинство компаний. Одни дают невыполнимые планы, а другие пытаются эти планы выполнить. Планы, понятно, не выполняются. И все эти люди вместе делают некомпетентные выводы из своих изначально неверных действий. Это можно сравнить с хомяком в вакууме. Как бы он ни старался, его усилия ничего не значат. Любой результат его действий будет случайным стечением обстоятельств. Ответьте на вопрос: как человек, который не может организовать сам себя, будет организовывать работу других людей и требовать от них каких-то результатов, если он сам не может и не знает как их добиться? Ответ: никак.

Основные признаки руководителя-хомяка:

1) Ваш начальник сидит на рабочем месте и непонятно чем занимается половину времени;
2) Он не может четко поставить задачи, но требует их выполнения. (Поставить четко задачу, — значит обозначить результат, срок, ответственных лиц и если требуется, бюджет).
3) У него нет четкого алгоритма/системы действий.
4) Из его уст вылетают фразы, вроде: «все сотрудники идиоты», «всех уволить», «как вы мне все надоели».
5) Он не брезгует вводить систему штрафов за любые виды проступков. (Штрафы в адекватных компаниях существуют, но используются в крайне редких случаях, касаемых материального ущерба для компании).
Признаков больше, но если хотя бы 3 из этих совпадают, то поздравляю. Ваш руководитель — жесткий нубяра, который сам не знает что ему делать. :)

Что такое "план" на самом деле?

План — это набор действий, которые необходимо совершить, чтобы достигнуть определенной цели. Если вы продали в этом месяце на миллион рублей, а в следующем месяце, хотите два миллиона, то нужно проанализировать факторы и данные, которые привели к этому результату. Какие это факторы? Их может быть бесконечное множество, но нужно знать хотя бы основные: количество заявок, средний чек, конверсию (по-хорошему, нужно еще знать так называемый "отток", — это все ситуации, когда клиент протягивал нам деньги, но мы не смогли ему помочь, и количество сделок с клиентом за период времени.). Узнав эти параметры, мы понимаем, что нам нужно Х заявок с Y конверсией и Z средним чеком, чтобы заработать 2 миллиона рублей. Если вы можете спрогнозировать количество заявок и остальные параметры, то можно дать всем сотрудникам четкое ТЗ на ближайший месяц. Говорите своему маркетологу: "Вася, нам нужно Х заявок, что для этого нужно? Как нам этого достичь? Что нужно сделать?", если Вася обладает хоть какими-то компетенциями, то вы с ним сможете спрогнозировать количество заявок. Потом говорите продавцу: "Петя, нам нужно сделать Y конверсию и Z средний чек. Как нам этого достичь? Что нужно сделать?", теперь мы можем спрогнозировать конверсию и средний чек с Петей. Теперь мы составляем алгоритм действий, которые нужно совершить в течение месяца, чтобы достичь цели. Вот вам и "план продаж". А не: "нуууу в прошлом месяце сделали 1 миллион, давайте в этом поставим план 2 миллиона, потому что мне так хочется" или "в прошлом году в августе было 10 миллионов, в этом давайте тоже 10 поставим". Это касается планирования абсолютно любого бизнес-процесса.Спойлер: при увеличении общего количества сделок, средний чек будет снижаться, и наоборот. А то некоторые думают: "мы заработали меньше, зато у нас средний чек вырос". Средний чек может вырасти из-за изменения ассортиментной матрицы или открытия новых рынков для компании, само по себе это вряд ли случится.

Каким должен быть хороший руководитель?

Ну, как минимум, не соответствовать 5 параметрам, описанным выше.😉👌

Хороший руководитель должен быть, в первую очередь, — организованным. Он должен все делать четко по расписанию, тогда возможно организовать работу вокруг себя. У таких руководителей обычно есть четкий и понятный план действий, распорядок дня и дисциплина. Адекватные и опытные люди понимают, что без рабочего графика и дедлайнов нельзя нормально управлять процессами.

Во-вторых, — это дэдлайны. Грамотный руководитель всегда знает к какому сроку что должно быть готово.
*Ремарка. Если вы дочитали до этого момента, то это лайфхак на всю жизнь. Дэдлайны должны стоять абсолютно на каждой задаче, даже на самой неважной и незначительной. Иначе, никто ничего никогда не будет делать, уж, тем более, вовремя. Это больше психологический трюк. Сами подумайте, как звучит убедительнее: "Петя, нужно сделать отчет.", или "Петя, отчет должен быть готов в среду к 14:00". Даже, если Петя не успеет в среду к 14:00, то он все равно сделает это в четверг или пятницу. Очень важно! Дэдлайны нельзя сдвигать, иначе теряется смысл. Зачем мне стараться сделать отчет к 14:00, если дэдлайн все равно перенесут? :)*

В-третьих, правильный руководитель понимает, что ПРОБЛЕМА ВСЕГДА В МЕНЕДЖМЕНТЕ. Не бывает плохих сотрудников, бывают плохие управленцы. Если ваши сотрудники косячат или "придурки-идиоты", то проблема в вас, либо вы наняли не тех людей, либо вы их неправильно научили, либо вы не можете им четко ставить задачи, либо вы не умеете их контролировать.

Надеюсь, что у кого-то после прочтения открылись глаза на некоторые моменты.

Спасибо за внимание, и не будьте хомяками.😊

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда