Понятие КЭР и его законодательная база

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) — результат компромисса между экономическими и экологическими интересами общества. КЭР требуется для легальной работы всех предприятий, относящихся к I категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), и части предприятий II категории. Регламентируется присвоение категорий Постановлением Правительства РФ N 2398, принятым 31.12.2020.

Понятие КЭР и его законодательная база

Правовое регулирование экологических вопросов до введения КЭР

Мировое сообщество все активнее уделяет внимание экологическим проблемам. Наиболее ярким доказательством становится растущая популярность ESG управления (Environmental, Social, Governance) и акцент на Е-факторе в ESG Российское экологическое законодательство активно развивается и совершенствуется в этом же направлении. В нем пока немало «узких мест» и «подводных камней». О части из них, упомянутой в этой статье, рассказано на основе опыта ООО «Профессиональный экологический консалтинг». Эта компания, под руководством Ирины Деминой, первой в стране прошла весь путь по получению ESG-КЭР полного цикла (воздух, отходы, вода).

В целом у экологического права России достаточно долгая история, но большая часть действующих законов и подзаконных актов основывается на ФЗ «Об охране окружающей среды», принятом в начале 2002 года. Следующими вехами стали Постановление правительства РФ «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды» (от 27.01.2009) и «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденное в 2012 году Президентом Д. А. Медведевым.

В 2014 году вступил в действие ФЗ № 219, после чего в природоохранном праве начался переход к технологическому нормированию на базе наилучших доступных технологий (НДТ). Точное определение дается в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, и примерно в это же время начинается проработка механизмов субсидирования внедрения НДТ.

Перечень мероприятий, направленных на прекращение использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принцип НДТ и внедрение современных технологий были утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 № 398–р (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно Указу Президента РФ от 7.05. 2018 № 2041, правительству к 2025 году необходимо обеспечить применение всеми объектами, которые оказывают существенное негативное воздействие на ОС, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучшей доступной технологии. Таким образом, все предприятия I категории к 2024 году обязаны получить КЭР, а также осуществить ряд других условий:

  • Необходимо разработать, принять и утвердить программу производственного экологического мониторинга.
  • Построить систему автоматического контроля выбросов и сбросов вредных веществ.
  • Разработать и утвердить ППЭЭ (программу повышения экологической эффективности) для периода поэтапного достижения нормативов допустимого выброса (сброса), технологических нормативов в случае невозможности его соблюдения.

Отметим, что оптимальной будет ESG ППЭЭ, то есть программа, соответствующая международным принципам ESG.

Законодательная база получения КЭР

Порядок выдачи комплексных экологических разрешений и их переоформления и отзыва утвержден распоряжением правительства России N 143-р от 13 февраля 2019 года. Этот документ был самым сложным для разработки и согласования. По мнению практиков, он может быть пересмотрен после внесения изменений в ФЗ-7, обсуждение которых ведется в течение долгого времени. Однако пока, планируя получение КЭР, опираться надо именно на него.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим процесс рассмотрения заявок и выдачи КЭР, является Росприроднадзор. Подать заявку можно в форме, которая размещена в Приказе Минприроды России от 11.10.20018 N 510 «Об утверждении форм заявки на получение КЭР и формы комплексного экологического разрешения». Содержащаяся в заявке информация определяется Федеральным законом № 7-Ф3 от 02.05.2006 года.

Заявка подается в территориальный орган Росприроднадзора, расположенный там же, где и объект НВОС. Получив материалы, Росприроднадзор в течение 5 рабочих дней должен их проверить и уведомить заявителя о принятии заявки к рассмотрению или об отказе от нее. Чтобы обеспечить прозрачность всей процедуры, текст заявки публикуется на официальном портале Минздрава.

Обратите внимание! Заявка подается не позднее чем за 2 месяца до начала строительства, реконструкции или ремонта объектов, которые оказывают отрицательное влияние на окружающую среду и/или срок действия КЭР, полученного раньше.

Если заявитель не может соблюсти технические требования к нормативам допустимых выбросов и нормативам допустимых сбросов высококонцентрированных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (в том числе веществ I, II класса опасности), то к заявке ему необходимо приложить:

  • Проект Программы по повышению экологической эффективности, разработанный в соответствии со статьей 67.1 федерального закона № 7-ФЗ.
  • Планируемые временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в текущем периоде, на период реализации программы повышения экологической безопасности и после ее реализации.

Если заявка принята, то через 25 дней предприятие получает решение либо о выдаче КЭР, либо об отказе в удовлетворении заявки. Срок действия, выданного комплексного экологического разрешения — 7 лет.

На сегодняшний день первое предприятие, получившее КЭР полного цикла — клиент компании ООО «Профэкоконсалт» АО «Архангельский ЦБК».

реклама
разместить
Начать дискуссию