Согласование ESG КЭР

КЭР — это комплексное экологическое разрешение, основной документ, определяющий соответствие предприятия природоохранным требованиям, указанным в российском законодательстве. Понятие КЭР появилось в правовом поле 1 января 2019 года. Основной причиной появления КЭР стала необходимость снижения количества согласовательных процедур. Такое разрешение заменило целый пакет документов, в который ранее входили ПНООЛР, ПДВ, НДС.

Согласование ESG КЭР

По опыту компании ООО «Профессиональный экологический консалтинг», которую можно смело считать ESG экспертом №1 в России, компании демонстрируют два подхода к получению КЭР:

  • Формальный, когда все документы оформлены безупречно, необходимые разрешения получены и этим дело заканчивается. В мире такой подход получил название гринвошинга. Реальные природоохранные действия в этом случае не предпринимаются.
  • Реальный, когда можно говорить о ESG КЭР. В этом случае программа повышения экологической эффективности (ППЭЭ) не только разрабатывается, но и воплощается в жизнь. При таком подходе негативное воздействие предприятия на окружающую среду максимально снижается.

Компания ООО «Профессиональный экологический консалтинг» является убежденным сторонником второго подхода, соответствующего принятым в мире принципам ESG. Это, как и право называться ESG экспертом №1 в России, компания доказала, получив под руководством Ирины Деминой КЭР полного цикла (воздух, отходы, вода) для Архангельского ЦБК. В отличие от формального подхода к КЭР, реально работающее комплексное разрешение можно называть ESG КЭР.

Процедура получения КЭР

Процесс оформления КЭР можно разделить на два стадии. В ходе первой проводится ESG-аудит и подготовка обосновывающих материалов, устраняются выявленные в ходе аудита недочеты, разрабатываются недостающие документы. На второй стадии собственно и происходит согласование ESG КЭР, от подачи заявки, с сопутствующим пакетом документов, до непосредственного оформления разрешения.

Что входит в заявку

Материалы заявки включают:

  • Сведения о компании, включая основные данные в соответствии с требованиями к организационной форме предприятия.
  • Результаты инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проведенной в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352.
  • Расчет технологических нормативов выбросов, выполненный в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 14.02.2019 № 89.
  • Расчет нормативов допустимых выбросов веществ I, II класса опасности, выполненный в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 №2055, Приказа Минприроды России от 06.06.2017 № 273.
  • Расчет нормативов допустимых сбросов веществ I, II класса опасности, выполнен в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.
  • Нормативы образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, рассчитанные в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1029, Приказа Минприроды России от 07.12.2020 № 1021.
  • Одобренная межведомственной комиссией программа повышения экологической эффективности, разработанная в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 17.12.2018 № 666. Процесс согласования проходит в соответствии с № 999-ПП РФ от 21.09.2015, а согласованный документ публикуется в открытом доступе. На сайте Министерства промышленности и торговли.
  • Проект программы производственного экологического контроля, выполненный в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

Как проходит согласование КЭР

Согласование ESG КЭР не самая простая процедура. Экологическое законодательство России находится в стадии формирования и постоянно совершенствуется. Отсюда и множество мероприятий по согласованию и утверждению документации. Процесс согласования выглядит следующим образом:

  • На основании Приказа № 224 Роспотребнадзора от 19.07.2002 г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в течение двух месяцев изучает пакет документов и выдает экспертное заключение.
  • Роспотребнадзор, руководствуясь п.3 ст.20 № 52-ФЗ от 30.03.1999 и Приказом Роспотребнадзора № 775 от 18.07.2012, не позже чем через 30 календарных дней выдает санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ). Одновременно в этом же ведомстве согласовываются нормативы предельно допустимых сбросов, что регламентируется п.4 ст.18 № 52-ФЗ от 30.03.1999. Здесь сроки согласования больше — 30 рабочих дней.
  • Согласно статье 67.1 закона «Об охране окружающей среды» и Постановлению Правительства РФ № 1208 от 18.09.2019, проект ППЭЭ подается на утверждение Межведомственной комиссии (МВК). МВК формируется Минпромторгом из представителей следующих министерств: промышленности и торговли, природных ресурсов, экономического развития, сельского хозяйства, строительства, энергетики. Кроме того, в МВК могут входить представители Росатома, РОИВ и общественных и экспертных организаций. Срок согласования ППЭЭ — 4 месяца, но при необходимости он может быть продлен до полугода.
  • Если все этапы и согласования пройдены благополучно, то предприятие подает заявку на получения КЭР в местный территориальный орган Роспотребнадзора. Содержание заявки и ее форма определяются Приказом Минприроды № 510 от 11.10.2018 года. На то, чтобы принять заявку или отказать, у Роспотребнадзора есть 5 рабочих дней. Принятые заявки публикуются на официальном сайте организации. В случае когда у принимающей стороны есть замечания, их направляют заявителю и дают 45 рабочих дней на решение появившихся вопросов.
  • Межведомственная комиссия проверяет истинность документов, приложенных к принятой заявке в течение 5 рабочих дней. Для этого в Роспотребнадзоре запрашиваются копии бумаг, подтверждающих, что расчеты НДВ и НДС соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам.
  • Заявка, прошедшая все проверки, рассматривается территориальным органом Росприроднадзора в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 143 от 13.02.2019. Занимает это 20 дней.

Завершается процесс согласования выдачей КЭР, в котором указаны:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов;
  • нормативы образования отходов;
  • лимиты на размещение отходов;
  • нормативы физического воздействия;
  • требования к работе с отходами;
  • программа экологического контроля;
  • срок действия разрешения;
  • временно разрешенные выбросы и сбросы;
  • программа повышения экологической эффективности.

Последние два пункта включаются в КЭР, если предприятие не может соблюдать необходимые нормативы на момент выдачи разрешения. Получение КЭП в первый раз занимает около четырех месяцев, исключая подготовительный этап. При повторном обращении за разрешением срок может составлять 2 месяца.

реклама
разместить
Начать дискуссию