Законодательные основы перехода на НДТ

Переход на наилучшие доступные технологии — ведущий тренд мировой экологической повестки. Для России такой переход — фактор, стимулирующий модернизацию производственной сферы, способ снизить нагрузку на окружающую среду. Внедрение и использование НДТ позволяет экономичнее использовать ресурсы, сократить количество выбросов и сбросов, снизить в них концентрацию вредных веществ. Необходимость разработки, апробации и внедрения НДТ привела к серьезным изменениям в российских законах, о которых мы расскажем на основе опыта работы экспертов ООО “Профессиональный экологический консалтинг”.

Законодательные основы перехода на НДТ

История законодательных изменений

Впервые в законодательной плоскости вопрос о введении НДТ прозвучал в 2013 году, в Послании Президента Федеральному собранию. В соответствии с Посланием, Правительству России надлежало разработать шаги по отказу от устаревших и неэффективных технологий и по внедрению современных технологий, включая законодательную базу для экономического, технического и экологического регулирования.

Первым результатом этого решения стал Федеральный закон № 219-ФЗ. В нем было введено понятие наилучшей доступной технологии, определена законодательная база перехода от существующей на тот момент практики к НДТ. В этом же законе предусматривалась разработка отраслевых справочников НДТ.

По закону 219-ФЗ все предприятия, действующие на территории страны, делятся на четыре категории. Категория зависит от степени НВОС (негативного воздействия на окружающую среду) и определяется по критериям, установленным Постановлением Правительства РФ. Предприятие, подтвердившее, что его технологические процессы и оборудование соответствуют требованием НДТ, получает комплексное экологическое разрешение.

Для объектов 1 категории КЭР заменил разрешения на выброс, сброс и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.. На сегодняшний день ESG КЭР одно из решение для верификации целей устойчивого развития и надежный путь модернизации производства. Производства, выбрасывающие в окружающую среду 60% всех загрязнений и отнесенные к первой категории, должны подать заявку на КЭР до конца 2022 года. Таких объектов три сотни, и они включены в ТОП-300, то есть Перечень, утвержденный Приказом Минприроды России. Остальные объекты 1 категории НВОС должны получить КЭР в срок до 01.01.2025г.

Позднее появились дополнительные нормативные акты:

  • В 2014 году Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 №2674-р был утвержден перечень областей применения наилучших доступных технологий. На сегодняшний день он насчитывает 37 областей.
  • В этом же году Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014г. № 1458 был закреплен порядок определения технологий в качестве НДТ.
  • В 2015 году разработаны и утверждены первые 10 информационно-технических справочников по НДТ.
  • В 2018 году федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» включен в национальный проект «Экология». Задачи проекта охватывали и разработку нормативной базы, и конкретные мероприятия по строительству, реконструкции производств и оборудования экологического машиностроения, введению в эксплуатацию мощностей экологического машиностроения. Закончить проект планировалось 21.12.2024 года, однако осенью 2020 года Правительством РФ принято решение о досрочном завершении федерального проекта.

Регламентация государственной поддержки при переходе предприятий на НДТ

Государство разработало ряд мер по поддержке предприятий, переводящих производственные процессы на НДТ. В них вошли:

  • Льготы по плате за НВОС.
  • Зачет затрат на снижение негативного воздействия и внедрение НДТ в счет платы за НВОС.
  • Субсидирование внедрения НДТ.
  • Субсидирование зеленого финансирования.
  • Отказ от взимания платы за НВОС для предприятий I категории, перешедших на НДТ, и II категории, относящихся к областям применения НДТ (с 01.01.2020).
  • Возможность получить инвестиционный налоговый кредит.
  • Введение для оборудования НДТ коэффициента амортизации 2 (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 г. № 1299-р. В 2019 г. Перечень дополнен в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.08.2019 № 1712-р).
  • Разрешение на использование «зеленых облигаций». Постановлением Правительства РФ от 30.04.2019 № 541 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий.

Существующее положение дел

На момент окончания 2021 года юридическая база перехода на наилучшие доступные технологии выглядит следующим образом:

  • Основные аспекты, связанные с НДТ, регламентируются Федеральным законом № 219-ФЗ.
  • Введено 40 отраслевых информационно-технических справочников, но актуализировано только 13. ИТС актуализируются в соответствии с поэтапным графиком актуализации справочников, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2019 № 866-р.
  • Федеральным законом № 7-ФЗ установлены обязательные требования к применению технологические показатели НДТ. Технологические показатели утверждаются Приказами Минприроды России, за исключением показателей в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения (далее – ЦСВ) и должны устанавливаться не позднее шести месяцев после опубликования справочника. Для ЦСВ показатели утверждаются Постановлением Правительства РФ. Порядок утверждения показателей установлен Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 149.
  • Утверждены технологические показатели для всех вертикальных ИТС

Российское природоохранное законодательство, частью которого является регламентация всего, связанного с НДТ, находится в стадии становления. Регулярно появляются новые подзаконные акты, вносятся изменения в существующие. Предприятиям, относящимся к первой категории, а также тем, кто работает преимущественно на экспорт, необходимо внимательно следить за всеми переменами в этой области.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию