У ВАС ВСЁ ХОРОШО? Скоро будет плохо!

Что объединяет дрожжевые грибки, ТРИЗ и доктора Адизеса?

S-образная кривая развития объясняет всё.

У ВАС ВСЁ ХОРОШО? Скоро будет плохо!

В социуме, как и в живой природе, многие процессы идут по определенным закономерностям. Перед угасанием всегда бывает рождение, а возможности роста всегда ограничены располагаемыми ресурсами.

Человек не может управлять сроком своей жизни. А вот сколько проживёт созданная им социальная система (например, бизнес), и до какого уровня она дорастёт - тут всё зависит от человека. Но чтобы эффективно использовать возможности управления - надо знать соответствующие законы.

S-образная кривая развития систем - один из таких законов. Давайте об этом и поговорим. Начнём с природы, а закончим бизнесом.

1. S-образная кривая роста популяции живых организмов

Цикл развития популяции живых организмов, помещенных в новую среду обитания, в условиях ограниченных ресурсов проходит по кривой S-образной формы:

У ВАС ВСЁ ХОРОШО? Скоро будет плохо!

Стадия 1 – выживание (адаптация), начало роста,

Стадия 2 – бурный рост,

Стадия 3 – замедление роста и выход на плато (нулевой темп роста).

Стадия 1. Если популяция выживает в новом месте обитания, её плотность (количество организмов на единицу площади) возрастает сначала медленно. Это период адаптации к данным условиям жизни.

После адаптации наступает Стадия 2 - период бурного роста численности организмов.

Затем скорость роста популяции замедляется, и, через некоторое время, темп роста выходит на нулевое плато (Стадия 3): рождаемость полностью уравновешивается смертностью.

Впервые этот сценарий развития был описан и сформулирован западноевропейскими учеными в середине 19-го века: математик Ферхюльст дал его теоретическое обоснование, а биолог Ворхолст показал действие этого закона на примере роста популяции дрожжевых грибков в новой среде обитания.

2. Линия жизни технических систем

Генрих Альтшуллер, советский инженер, изобретатель и писатель, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), во второй половине 20-го века показал, что и технические системы (более обобщенно – технологии и продукты) также развиваются по S-образной кривой, проходя через те же три стадии развития – выживание, бурный рост и стагнация.

У ВАС ВСЁ ХОРОШО? Скоро будет плохо!

Однако у технических систем появляется Стадия 4 – устаревание (падение), когда развитие системы начинает отставать от течения времени.

Соответствующую S-образную кривую развития в ТРИЗ называют «линия жизни технических систем».

Важной особенностью ТРИЗ является тот факт, что использование этой методики предполагает длительную теоретическую подготовку, и потому она рекомендуется для сложных задач, которые не удаётся решить другими способами.

Следует отметить, что к настоящему времени классический ТРИЗ значительно эволюционировал. Активно развивается ТРТЛ - теория развития творческой личности, базирующаяся на системе развития творческого воображения (РТВ). Появились новые направления, прямо нацеленные на решение бизнес-задач – Бизнес-ТРИЗ (расширение действия классического ТРИЗ на сферу деловой активности) и БИО ТРИЗ (использование методов ТРИЗ с опорой на законы развития живой природы).

3. Жизнь и смерть компаний по доктору Адизесу

Израильский исследователь Ицхак Адизес в конце 20-го века применил модель S-образной кривой для иллюстрации этапов развития организаций. В данной теории предприятия проходят полный жизненный путь, от зарождения и до своей «смерти», являясь неким аналогом отдельного живого организма. Эта кривая получила название «жизненный цикл организаций».

У ВАС ВСЁ ХОРОШО? Скоро будет плохо!

Необходимо отметить, что организации не обязательно «умирают» только после последовательного прохождения всех возможных стадий развития. «Смерть» предприятия может наступить в любой момент, на любом этапе его жизнедеятельности.

Более того, как известно из статистики, лишь несколько процентов вновь созданных коммерческих компаний доживают до своего трехлетия. И причины прекращения деятельности, как правило, лежат внутри бизнеса, и чаще всего обусловлены его внутренними противоречиями – такими, как несоответствие применяемых методов управления стратегии развития компании, или постановкой задач без наличия необходимых ресурсов. Крайне редко смерть компаний является следствием сугубо внешних факторов (т.е. причин, которые находятся вне сферы влияния) – например, изменением законодательства или природными катаклизмами.

Однако прямой зависимостью между сроком жизни организации и стадией её развития нет. Кто-то не проживет и полгода, некоторые за год-полтора года могут выйти на плато и остановиться в росте, а другие и через три года будут бороться за существование, все еще находясь на первой стадии своего развития.

Следует отметить, что находиться на стадии плато («жить без изменений») компании могут весьма длительный срок – десятилетиями, и даже столетиями. Но это характерно, главным образом, для консервативных сфер деятельности – например, производство некоторых брендированных пищевых продуктов (вино, мёд, сыр). Однако и тут всегда есть влияние внешних факторов, заставляющих вносить изменения в бизнес.

4. Трансформация или Смерть

Главный вывод, следующий из теории S-образного развития систем: функционируя в условиях ограниченных ресурсов, с течением времени любые системы (природные, технические, социальные) неизбежно останавливаются в росте. Для технических и социальных систем закон их развития дополняется, соответственно, стадиями падения (устаревания) и последующей смерти.

Бизнес, как вид социальной деятельности – это тоже система. В абсолютном большинстве случаев и ресурсы отдельного взятого предприятия существенно ограничены. Следовательно, развитие бизнеса также можно проиллюстрировать S-образной кривой. Таким образом, функционируя в рыночной среде, даже самый прибыльный бизнес не может быть успешным долгое время.

Согласны? Конечно же, правильный ответ «нет». Мы все знаем примеры компаний, десятилетиями демонстрирующие постоянное развитие и регулярную прибыльность.

Значит, теория S-образной кривой развития систем противоречит практике ведения бизнеса? И опять правильный ответ «нет».

Вспомним природу и темпы роста численности живых организмов в новой среде обитания. После установления равновесия между рождаемостью и смертностью, популяция может существовать в примерно одном и том же количественном составе очень долгое время. Но только при стабильности условий существования. Если же среда обитания, как внешний фактор, существенно изменяется, то популяция либо умирает, либо эволюционирует, активно приспосабливаясь к новым условиям, и продолжает жить и развиваться.

Внешняя среда любого бизнеса постоянно меняется.

Конкуренты выводят новые более дешевые продукты сопоставимого качества, вытесняя ваши товары. Правительство постоянно меняет «правила игры» - расширяется обязательная маркировка и сертификация, появляются новые налоги и сборы, меняются ставки кредитования и т.д. На международном уровне вводятся санкции и иные протекционистские меры, затрудняющие трансграничное сотрудничество. И таких примеров можно привести великое множество.

Трансформация внешней среды заставляет бизнес постоянно адаптироваться к новым условиям. И выживает (достигает успеха) тот, кто меняется быстрее, лучше других и в правильном направлении.

Как я отмечал ранее, важнейшей особенностью социальных систем является тот факт, что они могут умереть на любой стадии своего существования – и из-за внутренних проблем и ошибок, но также и по причинам внешнего воздействия. Следовательно, только те компании, которые вовремя эволюционировали, устранили внутренние противоречия, мешающие приспособиться к изменениям внутренней и внешней среды, успешно выходят на новую кривую роста.

5. Внутренняя трансформация бизнеса

Если отбросить магию визионерства (что мало кому дано, будем откровенны), то регулярная внутренняя трансформация бизнеса – единственный путь для постоянного его развития.

У ВАС ВСЁ ХОРОШО? Скоро будет плохо!

Главная задача такой трансформации – максимально эффективное использование уже имеющихся ресурсов (персонал, технологии, оборудование и т.д.), а также раскрытие потенциала внутренних резервов, всегда имеющего у всех предприятий.

Для абсолютного большинства действующих коммерческих компаний (особенно в секторе малого и среднего бизнеса), внутренняя трансформация не подразумевает «изобретения» принципиально новых продуктов, технологий и оборудования, способов управления организацией, систем контроля и учета, или чего-нибудь подобного. Оставим это «первооткрывателям» - стартапам и компаниям, специализирующимся на инновациях, или корпорациям-гигантам, имеющим возможность тратить миллиарды на различные «эксперименты».

Я же под процессом внутренней трансформацией бизнеса подразумеваю использование лучших практик проектирования и внедрения изменений, уже существующих и проверенных рынком.

Бережливое производство, Теория ограничений, Бизнес-ТРИЗ и другие подобные методики могут быть катализатором, который запустит процесс обновления вашей компании в нужном направлении.

При этом, крайне важно не просто педантично выполнять рекомендуемые последовательность и набор действий выбранных практик разработки и внедрения изменений. Следует вдумчиво отобрать и применить именно те инструменты преобразований, которые в наилучшей степени подходят вашему бизнесу на текущей стадии развития, максимально учитывают его индивидуальные особенности и раскрывают всегда имеющийся внутренний потенциал роста.

Также крайне важно, чтобы соблюдался разумный баланс внедрения изменений (улучшений). Самая передовая методика управления проектами не будет работать при плохой системе мотивации персонала, а оптимизация потока создания ценности на промышленном предприятии бесполезна при плохом техническом состоянии обрудования.

Результатом внедрения изменений должно быть не просто существенное повышение эффективности текущей деятельности (нередко без значительных капиталовложений в дополнительные ресурсы - оборудование, персонал, площади и т.д.), но и переход бизнеса к новому циклу роста.

И последнее. Трансформация – не разовое действо. Следует помнить, что после любого подъема следует стагнация, а потом и спад. И, если вовремя не предпринять меры, т.е. не провести новую внутреннюю трансформацию, то спад неизбежно приведёт к гибели бизнеса.

Дмитрий Фазанов, консультант-практик по управлению промышленными предприятиями

Телеграм-канал здесь

Сайт:

реклама
разместить
Начать дискуссию