Народные промыслы в России на грани исчезновения. Как не потерять российских мастеров?

<mark class="cdx-marked-text marked-text"><i>Лев Покровский, </i></mark><i>генеральный директор сети сувенирных магазинов «Живи по-царски»</i>
Лев Покровский, генеральный директор сети сувенирных магазинов «Живи по-царски»

Производство народных промыслов всегда «завязано» на мастерах. Это хорошо и плохо одновременно. О работе с современными мастерами рассказал Лев Покровский, генеральный директор сети сувенирных магазинов «Живи по-царски».

Сейчас существование российских народных промыслов и многих ремесленных направлений находится под ударом. “Художники стареют, уходят, а смены нет. Ведь это интересный, но довольно трудный путь”, - говорит Лев Покровский. Стать настоящим мастером не просто - сначала человек набирается знаний в теории, потом на практике, а когда все умения освоены начинается самое главное - поиск себя себя и своего стиля.

Вот, пример, мастерская Виктора Голунов, с которой компания уже долго сотрудничает. "Мы ездили в храм в дальнем Подмосковье. Зашли и сразу обратили внимание на роспись. Уж больно напоминала знакомый стиль, хотя никаких подписей не было, - рассказывает Лев Покровский. - Фотографирую, отправляю ему. Тот говорит: "Да, это мы 6 лет расписывали эту церковь по эскизам Ермакова Юрия Павловича". Понимаете, какого уровня у нас мастера".

Работа с такими самородками строиться на взаимоуважении - никогда не торгуемся с художниками за изделие, отмечает Лев. "Это же не кирпичи. Цену называют сами. Иногда смотришь на работу и думаешь «не могу дать сколько просите». Но все художники довольно ранимые, это нужно учитывать", - добавляет он.

Или вот еще история. "Заказывает одна из крупнейших компаний России сто статуэток, согласовываем дизайн, подписываем договор. Едем к мастеру, объясняем нюансы. Обязательно нужны вот такие цвета. И если тут ромашки, значит у всех они должны быть. В итоге получаем высокие цены, не смотря на оптовую партию. Нам говорят: "Это же мне сто штук одинаковых рисовать"", - улыбается глава компании. А в итоге шляпа то в ромашку, то в горошек. "Мы к художнику, а нам: "Ну я же с ума сойду столько одинаковых рисовать, да и так интереснее смотрится". Наши мастера, они не думают категориями "деньги", "заказы". Для них важен процесс работы. Каждая вещь - это ручная работа, в нее вложена душа. Хорошо, что наши заказчики понимают ситуацию", - заключает он.

Возвращаясь к проблеме исчезновения промыслов: по словам эксперта,только государство решит эту серьезную проблему. Ведь если потеряем носителей этих знаний, восстановить будет невозможно. Для поддержки таких людей, необходимы школы по каждому промысловому направлению, стипендии и поддержка после учебы. Никто сразу не становится мастером. И информационная поддержка, чтобы школьники смотрели не только в IT, но и в исконно русские направления.

Начать дискуссию