•Развитие эмоционального интеллекта• Джилл Хэссон

© 2022 Illustration by Viktoriya Bordulyova
© 2022 Illustration by Viktoriya Bordulyova

Глава 1. Понимание эмоций

Эмоции связывают воедино мысли, чувства и действия

Джон Д. Майер, Психолог

Любая ваша эмоция состоит из 3 частей: мыслей, физических ощущений и поведения. Ваши мысли могут влиять на ваше физическое самочувствие, что может отразиться и на вашем поведении. Точно также ваше поведение может отразиться на вашем самочувствии и мыслях.

Мы часто думаем об эмоциях как о положительных или отрицательных, но наше стремление иметь только положительные эмоции (счастье, надежды, сострадание) непродуктивно, т.к. предполагает, что мы должны избегать негативных эмоций или подавлять их. Однако все эмоции имеют положительную роль - они пытаются добиться от вас положительного, целесообразного действия в ответ на то, что произошло, происходит или должно произойти. Эмоции способствуют нашей безопасности, обеспечивают взаимосвязь с другими людьми и вдохновляют на творчество.

Взаимосвязь эмоций

Колесо эмоций Р. Плутчика

Идея Плутчика - аналогия с цветовым спектром. Точно также, как из основных цветов образуются остальные - так и основные эмоции, в сочетании представляют всю гамму человеческих чувств. У каждой основной эмоции есть свой антоним, расположенный зеркально на спектре. Например, удивление - противоположность ожиданию.

Колесо эмоций Р. Плутчика
Колесо эмоций Р. Плутчика

Настройка интуиции

Если вас когда-либо посещало ощущение, что что-то не так, что одно не стыкуется с другим, вы когда-либо чувствовали, что все прекрасно складывается, - значит у вас был интуитивный опыт. Интуиция объединяет сознательную и бессознательную части нашего разума, связывает эмоцию и мысль.

Доверяйте своим озарениям. Обычно они основываются на фактах, спрятанных в подсознании

Джойс Бразерс, Психолог

Отслеживайте окружающую обстановку: все ваши органы чувств постоянно собирают информацию об окружающем мире. Прислушивайтесь к своему телу и сигналам. Прислушивайтесь к интуиции других людей.

Эмоции и чувства на 7% передаются словами, на 38% - тоном голоса, на 55% - языком тела. Это означает, что на 93% того, что человек чувствует на самом деле, передается невербально.

  • Ищите комбинации невербальных сигналов (жесты, поза, тон голоса)
  • Учитывайте контекст, окружающую обстановку
  • Отслеживайте изменения в эмоциональном состоянии человека. Что бы ни происходило внутри - снаружи все отражается.
  • Наблюдайте, как люди взаимодействуют друг с другом
  • Выключите звук во время просмотра кино/сериала и понаблюдайте за жестами, выражениями лиц и т.д.

Сдержанность

Многие считают, что за наши эмоции ответственны другие люди или обстоятельства, но на самом деле мы сами создаем свои эмоции. Вы принимаете на себя роль жертвы. Если же вы будете брать на себя всю ответственность за свои эмоции, то это позволит лучше управлять ими. Говоря "Ты меня злишь" вы обвиняете другого человека в ваших чувствах, но сказав "Я испытываю злость" вы берете ответственность за это чувство на себя.

Счастье - это внутренняя работа. Не давайте никому другому такой власти над своей жизнью

Мэнди Хейл, Писатель

Как узнать, испытываете ли вы эмоциональную потребность:

  • надеетесь, что другие люди сделают вас счастливыми
  • другие избавят вас от скуки и одиночества
  • оглядываетесь в поисках одобрения или подтверждения
  • ожидаете от других благодарность за то, что вы для них сделали
  • нуждаетесь в том, чтобы кто-то утешил или успокоил вас

Примите на себя ответственность за свои эмоциональные потребности. Например, если вам скучно - займитесь тем, что вам интересно; если одиноки - найдите возможность общения с другими людьми.

Глава 2. Управление эмоциями

Как только вы чувствуете себя эмоционально:

  • Задержите дыхание на 5 секунд, затем медленно вдыхайте в течение 3 секунд и выдыхайте в течение 5 секунд в течение 1 минуты - это вас успокоит
  • Отвлекайте себя тем способом, который вам помогает: прогуляйтесь, послушайте музыку, примите горячий душ, пойте под громкую музыку, возьмите тайм-аут на работе
  • Сильные эмоции могут помешать увидеть будущее. Подумайте о том, как ваша реакция будет выглядеть завтра/месяц спустя/год спустя
  • Осознайте и примите то, что вы чувствуете себя перегруженным. Замедлитесь. Делайте все на 20% медленнее. Сам факт замедления помогает снять стресс
  • Планируйте и составляйте списки дел - это поможет сохранять устойчивый темп в направлении своих целей
  • Сократите свои обязанности и не делайте все подряд, оставляя промежутки между делами

Разочарование

Разочарование имеет положительное значение, помогая вам двигаться к своей цели, а не от неё: оно побуждает вас обдумать произошедшее и изменить свои ожидания, в итоге вы набираетесь опыта, узнаете новое и двигаетесь вперед, учитывая то, чему научились

Разочарование - это эмоция, корни которой лежат в грусти. Вам нужно побыть с ним наедине, принимая его и понимая, что уже ничего изменить нельзя

Чтобы извлечь из разочарования уроки, нужно:

  • Подумать над произошедшим: понять, что пошло не так и решить, что нужно сделать иначе, чтобы избежать подобных разочарований в будущем
  • Решите, что нужно двигаться вперед. Пока вы будете размышлять над случившемся, вам будет сложно думать и действовать конструктивно
  • Найдите в своем положении что-то позитивное
  • Будьте открыты для новых идей и способов действий
  • Имейте запасной план на случай, если что-то пойдет не по первоначальному плану

Сожаление

Как бороться с чувством сожаления:

  • Ощутите свою эмоцию. Извлеките из случившегося уроки
  • Будьте к себе добры. Помните: вы сделали то, что сделали, с учетом того, что знали в тот момент
  • Представьте, что бы вы сказали другому человеку в такой же ситуации и как бы подбодрили
  • Принимайте на себя ответственность, отвечайте за свои поступки, не бойтесь просить прощение. Прощение прежде всего нужно вам самому. Оно не означает, что вы уступаете своему обидчику, преуменьшаете его поступок. Обидчик по-прежнему несет ответственность за свои действия

Прощение

Как работать с прощением:

  • Определите, что вы чувствуете: злость, огорчение, разочарование, негодование или все вместе
  • Не думайте о том, почему это произошло. Вам не нужно знать, почему что-то случилось, чтобы отпустить произошедшее
  • Напишите своему обидчику сообщение о своих чувствах, но не отправляйте. Это может помочь вам понять, что этого не стоит говорить
  • Мыслите позитивно. Сосредоточьтесь на том, что у вас в жизни идет хорошо и что делает вас счастливыми

Ревность

Как контролировать ревность:

  • Спросите себя: "А что я боюсь так потерять: чужое время, внимание, дружбу, уважение?"
  • Учитесь доверять. Неуверенность - это часть любых отношений. Не позволяйте своему прошлому убеждать себя в том, что доверие небезопасно
  • Сосредоточьтесь на позитивных моментах в своих отношениях.
  • Владейте своими собственными чувствами. Начинайте всегда с местоимения "Я" вместо обвинения. Вместо "Ты заставляешь меня чувствовать..." скажите "Я беспокоюсь когда..."
  • Доверяйте своим инстинктам и интуиции. Если ничего не происходит - ваш партнер спокойно сможет обсудить с вами вашу неуверенность

Зависть

Как бороться с завистью:

  • Перестаньте сравнивать. Оттого, что вы сравниваете себя с другими, отмечая чего нет у вас, но есть у других, вы только почувствуете себя несчастным. На свете всегда будут люди, у которых есть что-то лучше, чем у вас
  • Сосредоточьтесь на том, что есть у вас и на том, чего вы можете достичь
  • Используйте зависть, чтобы поставить себе цель. Разработайте план действий для того, чтобы получить то, чего хотите. Действуя, у вас не будет времени завидовать
  • Постарайтесь увидеть картину целиком. Наверняка у того, кому вы завидуете, тоже может чего-то не доставать, у них тоже могут быть проблемы

Обвинение

  • Обычно мы не замечаем, как часто обвиняем кого-то. Постарайтесь замечать случаи, когда вы говорите: "Ты заставляешь меня чувствовать", "Это ты виноват", "Это не справедливо", "Почему ты заставил меня". Как только вы осознаете, что попали в ловушку негативных обвинений, вы сможете из нее выбраться
  • Возьмите на себя ответственность. Обдумайте вероятность того, что вы все-таки каким-то образом причастны к сложившейся ситуации
  • Важно не то, кто виноват, а то, что вы делаете сейчас и что будете делать в подобной ситуации в следующий раз

Грусть

  • Позвольте себе грустить. Принимайте грусть как временное и полезное состояние, которое помогает вам приспособиться к изменившимся обстоятельствам
  • Плачьте. Слезы помогают так объединить наши мысли, чувства и тело, что наступает облегчение
  • Запишите, что заставляет вас чувствовать грусть. Облеките грусть в слова, картину, музыку
  • Поговорите с кем-нибудь, кому вы доверяете и кто сможет вас просто выслушать
  • Отвлеките себя. Займитесь тем, что любите

Смущение

  • Оставайтесь невозмутимыми и примите на себя ответственность за то, что вы сделали или обнаружили. Вы уже попали в неловкое положение - выйдите из него с честью. Если вы сделали что-то не так - признайте это и принесите извинения
  • Посмейтесь над неловкостью сами или переведите неловкую ситуацию в шутку

Одиночество

Как не чувствовать себя одиноким:

  • Делайте то, что повышает вам настроение. Взаимоотношения с другими людьми - это не единственный способ почувствовать свою связь с миром. Если вас что-то по-настоящему захватывает - вы заметите, что стремитесь побыть наедине с собой, чтобы заняться любимым делом
  • Ищите похожих на вас людей. Занимайтесь своим хобби вместе с другими. Присоединитесь к группе единомышленников или организуйте свою
  • Станьте волонтером. Опыт положительных эмоций приходит оттого, что вы начинаете взаимодействовать с другими людьми и помогать им
  • Заведите домашнее животное. Питомец поможет улучшить ваше психо-физиологическое состояние

Беспокойство и тревога

  • Управляйте своими физическими ощущениями: больше двигайтесь, занимайтесь спортом. Любая физическая активность помогает отвлечься от тревожных мыслей
  • Подумайте, что самое плохое может случиться и найдите возможные решения: какие из ваших вариантов могут минимизировать худшие из возможных сценариев? Выбрав вариант, составьте план действий и сосредоточьте свои мысли на нем
  • Представьте себе положительный исход
  • Отвлекитесь: послушайте музыку, почитайте книги, посмотрите фильм и т.д.
  • Озвучьте свои тревоги кому-либо

Злость

У злости есть положительное значение: будучи справедливой и цивилизованно выраженной, она способна показать окружающим, какие сильные чувства у вас вызывает произошедшее и даже помочь вам достичь желаемого. Разгневанный человек сильно мотивирован действовать. Часто мы впадаем в крайности: либо пытаемся подавить злость, либо полностью открываем ей путь.

  • Научитесь распознавать ваши физические проявления злости: повышение голоса, частое дыхание, напряженное тело. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов - это понизит ваше сердцебиение и привлечет рациональную часть вашего мозга. Сконцентрируйтесь на дыхании и думайте о счете вдохов и выдохов, пока дыхание не поможет включить вам логическое мышление
  • Выпустите пар: пройдитесь, примите душ, включите громкую рок музыку, покричите в нелюдном месте, избейте матрас и т.д.
  • Решите, чего вы хотите и не хотите. Когда вы успокоитесь, злость поможет использовать мозг конструктивно. Подумайте о возможных решениях и альтернативных путях кроме угрозы или наказания

Вина

  • Определите, какую вину вы испытываете: реальную или воображаемую. Если вы чувствуете себя виноватым из-за того, что плохо отзывались о коллеге и повышение получите вы, а не он - тогда ваша вина реальна. Если же вы в любом случае получили бы повышение как квалифицированный опытный специалист, и при этом все равно чувствуете себя виноватым, тогда ваша вина воображаемая
  • Реальной виной можно управлять. Подумайте, что вы сделали неправильно и каким образом задели чувства других людей
  • Определите степень своей ответственности. Возможно что-то вы могли сделать по-другому, а может быть вы не должны отвечать за все. Переоценивание своей ответственности может заставить вас ощущать вину дольше, чем нужно
  • Попросите прощение. Не усложняйте все лишними объяснениями или попытками вспомнить подробности ситуации

Заедание эмоций

  • Определите свои триггеры. Выясните, какие ситуации, места или чувства заставляют вас успокаиваться едой
  • Обратите внимание на то, что и где вы едите. Эмоциональный голод часто ведет к бессмысленному поеданию пищи
  • Когда возникает желание поесть, попытайтесь от него ускользнуть. Представьте свое желание как волну в океане: она поднимается все выше и выше, но скоро разобьется о берег и откатиться назад. Представьте, что вы скользите по этой волне, не боритесь с ней, но и не сдаетесь. Знайте: пристрастие к еде непостоянно, оно приходит и уходит как волны
  • Не допускайте голода или чрезмерной усталости, чтобы не возникало желания перекусить. Найдите другие способы вознаградить и успокоить себя, кроме пищи, алкоголя или наркотиков, например, горячий душ, хорошая книга/фильм, йога, прогулка, разговор с другом по душам.

Критика

Критика открывает вам опыт и точку зрения других людей, позволяя вам видеть, какими вы предстаете в их глазах. Их мнения могут быть неверными и жестокими, но в них могут быть зерна истины.

  • Когда вас критикуют, у вас есть выбор: огорчиться и поддаться эмоциям или подвинуть их в сторону и попытаться извлечь урок из критики
  • Ищите решение, не преуменьшайте проблему, не отмахивайтесь от нее, не обвиняйте других и не ищите оправдания
  • Спросите у того, кто вас критикует, что он советует сделать для улучшения ситуации (однако вы не обязаны соглашаться с его решением)
  • Если вы действительно считаете критику несправедливой и необоснованной - заявите об этом. Объясните критику, почему его точка зрения несправедлива

Глава 3. Развитие эмоционального интеллекта

Позитивное мышление

Позитивное мышление - это главная часть эмоционального интеллекта, потому что эмоциональный интеллект связан с управлением эмоциями и ситуациями в позитивном, конструктивном ключе, а также с осознанием положительного значения любой эмоции. Если поддаваться негативному мышлению, которое всегда приходит вместе с ошибками, трудностями и разочарованиями, то можно лишь затруднить себе движение вперед.

Как мыслить позитивно: добавляйте союз "Но". Как только вы поймаете себя на негативной мысли, добавьте к ней "Но" Это подтолкнет вас к тому, чтобы закончить позитивным предложением. Представьте себе положительный результат

Изменения

Выживает не сильнейший представитель вида и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям

Чарльз Дарвин, Натуралист

Важны не сами перемены, а то, как вы на них реагируете. Эмоциональный интеллект позволяет вам быть открытым ко всему новому, помогает адаптироваться к изменениям.

  • Составьте список всех отрицательных ощущений, которые вызывают у вас перемены. Затем составьте список всех положительных вещей, таких как новые возможности
  • Развивайте гибкость: чаще нарушайте рутинный ход вещей, например выбирайте другой путь домой с работы, готовьте блюда по новым рецептам. Делайте разные вещи, чтобы получать разные результаты.

Смелость

Каждый раз, проявляя смелость, вы побеждаете страх. Вы можете потратить больше времени и сил на избегание страхов, чем на то, чтобы их преодолеть.

  • Сосредоточьтесь на положительных моментах: подумайте о выгодах, которые принесет вам смелый поступок, чего вы достигнете и как хорошо будете себя чувствовать
  • Планируйте, что собираетесь сделать/сказать. Представьте, что вы все сделали успешно
  • Не передумывайте и не откладывайте. Чем больше вы ждете, тем меньше смелости у вас остается
  • Сосредоточьтесь на первом шаге, например, на начальной фразе. Первый шаг создает инерцию, которая все двинет вперед и поможет со всем справиться
  • Укрепляйте свою смелость. Составьте список из 5 вещей, которые вам страшно или не хватает смелости сделать. Выполняйте эти вещи, ощущайте свой страх и преодолевайте его

Любопытство

Когда вы любопытны, ваш разум открыт для новых идей и перспектив.

  • Всегда и везде задавайте вопросы "Что? Как? Почему? и т.д.
  • Интересуйтесь другими людьми и их мнением
  • Начните делать что-то новое. Сделайте что-то привычное вам по-другому
  • Больше читайте, чтобы получать информацию с различными точками зрения и мнениями
  • Станьте волонтером, чтобы контактировать с людьми, чья жизнь кардинально отличается от вашей

Терпение

Терпение дает нам силы ждать и наблюдать, чтобы знать, когда можно начать действовать.

  • Тренируйте терпение. Найдите длинную очередь и встаньте в нее. Вместо того, чтобы раздражаться, говорите себе: "Я буду спокойно ждать". Оглянитесь вокруг, рассмотрите все, что находится около вас, понаблюдайте
  • Займите свой мозг чем-нибудь, когда приходится ждать. Если вы сможете отвлечься, то получите контроль над ситуацией
  • Будьте терпеливы к другим. Есть люди, которые от природы медленнее, чем вы. Напоминайте себе, что ваше нетерпение вряд ли заставит их поторопиться, лишь создаст для них стресс

Сила воли

Сила воли позволяет вам следовать своей цели. Сила воли исходит из рациональной части мозга, которая думает, что для вас может быть хорошо. Но когда начинают преобладать негативные эмоции, они могут убедить вас, что сдаться куда проще.

  • Когда вы чувствуете, что хотите поддаться или сдаться, спросите себя: "Что я сейчас чувствую: подавленность, раздражение, прилив сил?"
  • Представьте искушение/побуждение как океанскую волну, по которой вы скользите, не боритесь с ней, но и не сдаетесь ей
  • Отвлекайте себя, перенаправляйте свое внимание на что-то другое. Держите под рукой то, что точно сможет вас отвлечь

Решения

Принятие решений требует работы и эмоциональной и мыслительной составляющих мозга. Ключ в принятии верных решений - соблюдение баланса между эмоциональными и умственными реакциями. Такие эмоции как гордость, вина, обида, злость, радость, любовь могут как способствовать принятию решений, так и препятствовать.

  • Обращайте внимание именно на эмоциональные триггеры, которые могут подтолкнуть вас к решению, о котором позже вы можете пожалеть. В этом случае лучше временно отложить принятие решения
  • Всегда думайте о том, что важно и чего вы стремитесь достичь
  • Доверяйте своей интуиции
  • Если чувствуете себя неуверенно в выборе, знайте: нет правильных и неправильных решений. Лучше спросите себя: "Что самое худшее может случиться и как я могу с этим справиться?"
  • Отвечайте за свое решение. Какой бы выбор вы не сделали, если вас постигнет неудача - несите за это ответственность
  • Не вините себя за неудачное решение. Вспомните, чему вы научились в этой ситуации и запишите в своей памяти, чтобы в будущем не повторять ошибок

Принятие

Принятие - понимание того, что с вами происходит, без попыток сопротивления чувствам и управления ими.

  • Признайте то, что произошло и примите чувства, которые это у вас вызвало. Если вы сможете признавать свои эмоции, вызванные мелкими происшествиями в повседневной жизни, то будете лучше готовы к столкновению с сильными чувствами, порождаемыми упущенными возможностями, неожиданными изменениями в планах или серьезным раздражением
  • Если вы будете избегать свои чувства и отрицать их - вы попадете в ловушку и будете вынуждены постоянно следить за чувствами, которые пытаетесь игнорировать. Принять негативные эмоции гораздо легче и требует гораздо меньше энергии, чем постоянно пытаться безуспешно убежать от них

Границы и пределы

Вы формируете у людей отношение к себе тем, что позволяете, тем, что пресекаете, и тем, что укрепляете

Тони Гаскинс, Оратор

Эмоциональные границы - это принятие ответственности только за свои собственные действия и эмоции, а не за чужие. Они не дают вам ощущать себя виноватым в чьих-то чувствах или проблемах. Установка границ не означает отключение эмпатии, просто вы снимаете с себя ответственность за то, что чувствует другой человек, чтобы не становится эмоциональным спасателем и не освобождать людей от их чувств.

  • Определите для себя, что вы готовы и не готовы принимать, если говорить об эмоциональных потребностях других людей, их требованиях и поведении. Вам нужно знать, как далеко вы можете позволить им зайти
  • Спросите себя: " Мне действительно надо в это вмешиваться?" Доверяйте другим людям. Уважайте их право чувствовать и выражать эмоции их собственным способом
  • Вообразите звон колокольчиков при нарушении ваших границ. Переключите свое внимание на себя, если чувствуете . как эмоции другого человека вас тоже захлестнули. Например, ущипнуть себя, потрясти руками, сделать глубокие вдохи

Настойчивость

Быть настойчивым - значит осознавать, чего вы хотите и не хотите и говорить об этом ясно и честно, учитывая при этом чувства, потребности и желания других людей. Это помогает развить взаимопонимание, сочувствие и уважение.

  • Прежде чем что-либо сказать, подумайте, чего вы в действительности хотите/не хотите. Скажите об этом максимум в 2-х предложениях, чтобы не перейти на гневные тирады
  • Готовы ли вы к переговорам и компромиссу? Решите, что может стать альтернативой, которая устроит вас обоих

Уверенность в себе

Как повысить уверенность в себе:

  • Введите в поисковик запрос "положительные качества человека" Выберите 5 слов, которые описывают вас. Составьте с каждым словом по 1-2 предложения, которые бы описывали вас
  • Занимайтесь любимым делом, которое заставляет гордиться собой и своими способностями
  • Делайте что-то пугающее, чтобы вызвать в себе уверенность и храбрость

Вести себя "как будто"

  • Делайте то, что бы вы делали, если бы вам действительно было интересно. Ведите записи, задавайте вопросы, делайте заинтересованный вид, спрашивайте мнение других
  • Хотите поднять себе настроение - улыбнитесь, послушайте приятную музыку и т.д. Если вы будете вести себя так, как будто все хорошо - положительное влияние распространится на ваши дальнейшие мысли и действия
  • Не ждите, пока ваши мысли и чувства изменятся, чтобы предпринять действие. Спустя некоторое время чувства, которые вы бы хотели испытывать в определенной ситуации, начнут возникать естественным образом

Глава 4. Развитие социального интеллекта

Слушая и стараясь понять, что вам говорит собеседник, вы показываете ему, что пытаетесь увидеть происходящее его глазами.

  • Во время беседы задавайте вопросы: "Я правильно понимаю? Нельзя ли уточнить?"
  • Слушайте так, будто собираетесь повторить то, что вам сказали
  • Следите за вербальными и невербальными знаками собеседника. Возможно то, что он говорит, противоречит его внутреннему состоянию. Для этого задавайте вопросы: "Для вас это нормально? Вы огорчены? теперь вы довольны? Как вы себя чувствуете в связи с этим?"
  • Задавайте вопросы, требующие развернутые ответы

Сопереживание

Как научиться сопереживать:

  • Просто выслушайте и принимайте все, что говорит и чувствует ваш собеседник. Вы можете не соглашаться с его чувствами, но не прерывайте го, не наставляйте на путь истинный, не останавливайте поток его чувств
  • Самый простой жест вроде мягкого касания, сочувствующего взгляда может выразить молчаливую поддержку. Не начинайте с фразы "Я знаю, что ты чувствуешь". Лучше произнесите: "Мне жаль, что так произошло", "Должно быть тебе тяжело/ты разочарован/раздражен", - так вы покажете, что его переживания вполне обоснованы и вы понимаете, что ему больно, он огорчен и запутался.

Чье-то разочарование

Как сообщить неприятную новость:

  • Подготовьтесь к тому, что вы будете говорить собеседнику
  • Если нужно сообщить срочно, то начните с фразы "Мне нужно с тобой поговорить", чтобы хоть как-то подготовить собеседника к получению дальнейшей информации
  • Объясните причины, которые привели к такой ситуации. Обрисуйте контекст

Чужой гнев

Когда человек злиться, ему трудно рассуждать логически, потому что гнев отключает рациональное мышление.

Как избежать эмоциональной реакции на гнев окружающих:

  • Разгневанному человеку нужно выпустить пар, поэтому не вступайте с ним в полемику, пока он не замолчит. Выслушайте его не перебивая
  • Пытайтесь понять, на что именно злиться собеседник
  • Выясните, чего ждал собеседник, что бы он хотел, чтобы происходило сейчас или в будущем в подобной ситуации
  • Говорите медленно, не угрожайте, не занимайте воинственную позу
  • Если гнев направлен на вас - извинитесь и предложите все исправить
  • Отвечайте только за свои действия. Вы не должны отвечать за действия других людей и их эмоции - вы не заставляли их злиться и вы не виноваты в этом. Им нужно управлять своими собственными чувствами и реакциями
  • Уходите. Не оставайтесь рядом с человеком, если его злость приводит вас в замешательство или пугает

Мотивация и вдохновение

Как мотивировать/вдохновить другого человека:

  • Найдите, чем можно мотивировать человека. Спросите его, какие причины, меры поощрения, награды нужны ему взамен потраченных сил и времени
  • Обсудите, какие качества и сильные стороны человека помогут решить проблему и преодолеть трудности
  • Установите с собеседником эмоциональную связь. Нас вдохновляют возбуждение и страсть, когда мы осознаем, что можем чего-то добиться. Нас вдохновляют такие ценности и эмоции как любовь, злость, гордость, справедливость и триумф
  • Убедите человека представить его будущий успех и ощущение от него. Привлеките его воображение и эмоции. Помогите ему представить четкую картину того, к чему он стремиться

Компромиссы

Как идти на компромисс:

  • Тщательно все обдумайте. Заранее решите, что вам нужно и чего вы хотите. Чем вы готовы пожертвовать ради компромисса
  • Заявите собеседнику, что вы хотите/не хотите и что чувствуете по этому поводу. Объясните, почему вы хотите того, что предлагаете и какие в этом есть преимущества. Затем выслушайте собеседника и спросите, что он чувствует
  • Предлагайте больше 1 возможного компромисса - несколько разных вариантов, которые вы хотите проработать вместе с собеседником
  • Сосредоточьтесь на достижениях/результатах. Оба участника компромисса должны понимать, что результат может быть совершенно другим. Сосредоточьтесь на том, чего вы достигнете, а не на том, чем пожертвуете

Полномочия

Окружите себя самыми лучшими людьми, передайте им власть и не вмешивайтесь

Рональд Рейган, Экс-президент США

Как делегировать полномочия:

  • Подберите каждому подходящее задание. Люди склонны меньше сопротивляться, если задание кажется им нетрудным. Но если у вас есть время научить других чему-то, то таким образом вы разовьете их навыки и умения. В следующий раз вы сможете без трудностей перепоручить им это задание
  • Не перегружайте человека работой. Посмотрите на ситуацию его глазами. Есть ли у него время? Узнайте, что он думает и чувствует по поводу поручаемой вами работы
  • Предложите ему выбрать задание из тех, которые вы хотите делегировать
  • Узнайте, какие у него есть сомнения на этот счет и выслушайте ответ
  • Заинтересуйте его наградой, выгодой, которые он получит от этого
  • Позвольте делать людям работу так, как они это умеют
  • Выразите свою признательность. Покажите, что вы оценили приложенные усилия

Групповая динамика

В одиночку мы можем сделать так мало, а вместе так много

Хелен Келлер, Писатель

У каждого человека в группе свой темперамент и странности в поведении, но оказываясь в группе, они примеряют на себя определенные роли и ведут себя конкретным образом. Групповая динамика - это сила, влияющая на мотивацию, развитие и стабильность группы. В группе с положительной динамикой ее члены принимают коллективные решения, доверяют друг другу и берут на себя ответственность за положительный результат. При отрицательной динамике поведение одного или нескольких ее членов может быть разрушительным, эмоции часто накаляются.

Как добиться положительной групповой динамики:

  • Наблюдайте за людьми в разных ситуациях, как члены группы взаимодействуют между собой. Не забывайте о подобии и отзеркаливании: люди, которые ладят между собой, принимают одни и те же позы и пользуются одним и тем же языком тела
  • Напоминайте людям о том, что у них есть общего и почему они собрались вместе, к чему стремятся
  • Сосредоточьтесь на общении. Открытое общение - главное для положительной групповой динамики
  • Спрашивайте о чувствах людей касательно обсуждаемой темы

Ваша критика

Иногда критика может быть справедливой, дать полезную обратную связь.

Как критиковать безобидно:

  • Прежде чем что-то сказать, решите, какими именно действиями другой человек создал для вас проблему. Далее подумайте, как все можно исправить
  • Не просто критикуйте, а предложите изменения или улучшения
  • Тщательно подбирайте слова, чтобы не обидеть/унизить
  • Не обвиняйте. Лучше расскажите о своих чувствах. Начинайте с местоимения "Я": "Я был огорчен/смущен/разозлен, когда..."
  • Избегайте саркастического, враждебного или покровительственного тона. Говорите нейтральным спокойным тоном.
11
2 комментария

безумно интересная статья
респект автору, молодец

2
Ответить

Супер, спасибо!
Книжку эту прослушал полностью на Литресе, но то ли из-за диктора, то ли из-за перевода, то ли (логично) из-за моей невнимательности воспринималась на слух она не очень. Краткое содержание очень помогло структурировать информацию.

Ответить