Как составить лучшее ТЗ для фотосъемки бренда

«Ты официальный лучший заказчик с лучшим ТЗ этого года» — сказал мне фотограф на последней проектной съемке.

Это был не первый раз, когда подрядчики подчеркивали, что работать с нашим агентством по продакшену очень комфортно, а навык составления качественного ТЗ они встречают очень редко.

Поэтому эта статья сейчас здесь.

Предыстория

Я основатель и руководитель SMM-агентства, и создание визуальных концепций и продюсирование съёмок — одна из самых сильных наших компетенций.

Как составить лучшее ТЗ для фотосъемки бренда
Как составить лучшее ТЗ для фотосъемки бренда
Как составить лучшее ТЗ для фотосъемки бренда

Последние пару лет составлением ТЗ в агентстве занималась не я, а мои сотрудники. Они же присутствовали на съёмках и курировали процесс. Все как-то работало по старым инструкциям, что-то получалось иногда лучше, иногда хуже.

Прошлым летом у нас стали появляться запросы на отдельную услугу — продюсирование съёмок. А у меня появилась возможность присутствовать на них самой и наблюдать за процессом.

С первой такой съемки, на которой я была сама, стало понятно, что мы многое делаем не так. На 40 кадров ушло почти 7 часов, пришлось несколько раз продлевать студию, модель (а это всегда доп. расход). Суета, изменение референсов, постоянное принятие быстрых микро-решений прямо в процессе.

Некоторые итоговые кадры не получились такими, как надо, и их попросили переснять.

После этой первой съемки пересмотреть пришлось многое, но в основном именно этап подготовки — составление ТЗ.

Что такое ТЗ и референс?

ТЗ (техническое задание) для фото-съёмки — это файл с референсами (примерами) фотографии и их описанием, на которые фотограф опирается во время съёмки.

Референс — это пример будущего кадра, фото, на котором основывается итоговый кадр.

Это не просто фото, которое нужно полностью скопиропировать. Вы используете его как вдохновение или пример для максимально близкого воспроизведения. В нем может быть важна поза модели, расположение предметов в кадре, свет или что-то ещё, при этом другие элементы кадра вы можете видеть по-своему. Каждый референс вы интерпретируете под свои задачи и продукт.

Здесь мы повторили кадр очень близко к референсу
Здесь мы повторили кадр очень близко к референсу
Здесь частично изменили фото, взяв за основу только идею
Здесь частично изменили фото, взяв за основу только идею
Здесь описание было важнее самого визуального референса
Здесь описание было важнее самого визуального референса

Как создать ТЗ, по которому фотограф точно снимет так, как вы это задумали?

Просто идите по этим шагам:

  1. Определите общее необходимое количество кадров. Отдельно — сколько фотографий каждого отдельного продукта / каждого человека нужно будет сделать. Например: всего 20 кадров, из них 5 — с лицом модели крупным планом, 5 — только с руками модели, 10 — предметные фото без участия модели.
  2. Подбираете подходящие референсы. В начале их может быть гораздо больше, чем нужно. Лишние уберете потом.
  3. Добавляете все референсы в файл.
  4. Убираете похожие / повторяющиеся кадры.
  5. Подписываете, какой продукт будете снимать по каждому конкретному референсу. Так вы сможете сразу при составлении ТЗ увидеть, нет ли у вас перекосов по количеству фото какого-то продукта (например, чтобы в результате не получилось 10 фото одного и того же крема и всего 2 фото другого).
  6. Сразу расставляйте фото в том порядке, в котором они будут сниматься на локации
  • сначала выделяем категории, например, первый блок — фото с моделями, второй — блок предметки с руками, третий — предметка без человека.
  • внутри категории группируем кадры по предмету съемки (сначала все кадры с одним предметом, затем с другим), по моделям (сначала с одной, затем с другой), по тому, как будет выглядеть предмет (сначала фото запакованного продукта, затем открытого и т.д.), по другим важным для вас критериям

Если все сделать правильно, не придётся прыгать по ТЗ в течение съемки и сверять, все ли отсняли. Нужно будет просто идти по порядку, от первого фото к последнему.

Пример, как мы разделяли референсы по категориям в наших ТЗ:

Как составить лучшее ТЗ для фотосъемки бренда
Как составить лучшее ТЗ для фотосъемки бренда

ТЗ — это не просто натыканные в презентацию фото. Описание каждого отдельного референса важно!

Отмечайте, на что именно обратиться внимание в референсе:

  • насколько большая должна быть схожесть примера и итогового кадра, в каких частях (повторить максимально точно или возможна импровизация)
  • как должны быть расположены главные предметы/модели в кадре
  • какой должен быть фон (цвет, структура)
  • если предметов/людей несколько, на чем будет фокус
  • какой реквизит нужен для этого кадра

Важно для предметной съёмки:

  • какой именно продукт (или продукты) снимаем по этому референсу (пишем крупно, в заголовке)
  • какой стороной к камере повернут предмет

Важно для съёмок с моделями:

  • какая модель будет в этом кадре (если моделей несколько)
  • какой макияж, маникюр (цвет/длина), укладка, допустимы ли наращенные ресницы, татуировки
  • какая одежда нужна в этом кадре (если на съемке будет несколько образов)

Прописывать нужно максимум информации. Особенно, если фотограф работает без вашего присутствия. То, что кажется очевидным для вас, не очевидно для него.

И даже если вы будете на съемке лично, поверьте, подумать обо всем заранее очень сэкономит вам время в процессе и уберёт лишнюю суету. Когда не приходится тратить время на принятие дополнительных решений во время съемки, процесс идёт в разы быстрее и спокойнее.

После составления ТЗ составьте список всего реквизита, который будет необходим для съемки, и вынесите его отдельным листом в общем файле, чтобы точно ничего не забыть.

Почему я уверена, что такая детальная подготовка важна?

В сравнении с той «роковой» 7-ми часовой съемкой, следующая по новым правилам составления ТЗ заняла у нас с тем же фотографом (и без дополнительной помощи сотрудницы, которая была в прошлый раз) меньше 3 полных часов.

Мы отсняли фото и видео, параллельно я сделала много контента на телефон для рилс (потому что была свободна от постоянной помощи фотографу и обсуждения с ним уже прописанных деталей), и мы даже ушли из студии чуть раньше. Сильно удивлённые этим фактом))

А результат (готовые фото) можно посмотреть здесь.

8080 показов
28K28K открытий
Начать дискуссию