Русский титан: «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» и её интеллектуальная собственность. Часть I

Русский титан: «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» и её интеллектуальная собственность. Часть I

ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» — крупнейший в мире производитель титановой продукции: слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов. Также компания производит прессованные изделия из алюминиевых сплавов, полуфабрикаты из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе. Партнеры предприятия — 450 фирм в 50 странах, в том числе ведущие мировые авиастроительные компании. Основными заказчиками на внутреннем рынке являются предприятия группы «Объединенная Авиастроительная Корпорация» и «Объединенная Двигателестроительная Корпорация». Основные зарубежные заказчики — это Boeing, Airbus, Embraer S.A., Rolls-Royce plc, Safran Aircraft Engines, Safran Aero Boosters, Safran Landing Systems, Collins Aerospace Systems, Uniti Titanium, Blades Technology Limited, Zimmer, Orchid Orthopedic Solution. Корпорация поставляет на экспорт 70% своей титановой продукции, 30% идет на внутренний рынок. Выручка составляет около 80 млрд руб. в год. Бизнес оценивается экспертами СБИС в 567,6 млрд руб.

Исключение Российской Федерации из системы преференций в США, приводящее к введению пошлины для поставщиков титана на американский рынок (от 5,5% для штамповок до 15,0% на прутки, листы, плиты, трубы) существенного ущерба бизнесу ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» в США не нанесло, поскольку продукция в основном объеме поставляется аэрокосмическим и экспортно-ориентированным предприятиям (Boeing, UNITI, TECT, Dynamet, Collins Aerospace Systems и другим), которые значительный объем своей продукции поставляют на экспорт. Тем самым они имеют возможность компенсировать ввозную пошлину, используя режим TIB или другие варианты поддержания без изменений цен на продукцию российского производителя.

Что такое TIB? Temporary importation under bond — это временный импорт под гарантию (ситуация, когда владелец товаров или грузоперевозчик выдает таможенным органам гарантию, что ввозимые товары ввозятся на временной основе и через определенный срок будут вывезены из страны; в случае, если товары не будут вывезены в срок, то грузоперевозчик, либо владелец товаров, либо третье лицо (поручитель) обязуется выплатить таможенным органам определенную сумму)

В краткосрочной перспективе Корпорация планирует увеличить долю на рынке медицинских применений титана. В среднесрочной и долгосрочной перспективе компания будет развиваться в направлении усиления положения на авиационном рынке за счет расширения номенклатуры штамповок для основных программ Boeing, Airbus, Embraer и Comac, в том числе с увеличением доли штамповок с предварительной механической обработкой, что позволит нарастить добавленную стоимость продукта и вовлечь в повторное производство стружку от механической обработки. Дополнительным направлением развития на авиационном рынке предприятие видит сертификацию трубного производства для авиационного применения (гидравлические трубы).

Управление ВСМПО-АВИСМА входит в периметр компетенций Государственной корпорации «Ростех». Кстати, аббревиатура ВСМПО означает Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (от г. Верхняя Салда в Свердловской обл.), АВИСМА — авиационные специальные материалы.

Краткое описание технологической схемы

Сырьем для изготовления титановой продукции ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» является губчатый титан, который производится магнийтермией. Процесс включает: выплавку титанового шлака из ильменитового (природная смесь оксидов железа и титана FeTiO3) концентрата, хлорирование титансодержащей шихты с получением очищенного тетрахлорида титана, магнийтермическое восстановление тетрахлорида титана с образованием титановой губки, дистилляции и измельчения губчатого титана. Металлический магний производится в оборотном цикле методом электролизом возвратного дихлорида магния.

Собственно технология была разработана век назад, в ней возможны лишь мелкие усовершенствования в оборудовании, незначительные изменения технологического регламента, чуть более экологичное обращение с оборотными химикатами и несколько более тщательная очистка отбросов производства.

Успехи в инновациях

Корпорация имеет активы в виде патентов, собственных ноу-хау и активно ведет научно-исследовательские разработки, предлагая потребителю новые, более эффективные сплавы и технологии. За 2017-2021 гг. в компании осуществлялась реализация инвестиционной программы по расширению и модернизации производств, которая включала в себя совершенствование плавильных, кузнечных, ковочных, прокатных, механообрабатывающих комплексов.

В частности, совместное предприятие c Boeing — Ural Boeing Manufacturing удалось (несмотря на экономические санкции) оснастить самым современным металлорежущим оборудованием. Оно осуществляет механическую обработку штамповок для самолета Boeing 787, в результате чего американский авиагигант получает близкие по размерам к конечной детали заготовки, а АВИСМА увеличила глубину переработки продукции и повысила технологический уровень отечественного производства.

Добыча энергоносителей (нефти, газа, газоконденсата) в последние годы смещается в сторону морского шельфа. Титан является практически идеальным конструкционным материалом для морских буровых и добывающих платформ, райзеров, трубопроводных систем, систем пожаротушения и теплообменного оборудования, поскольку титан и его сплавы имеют абсолютную коррозионную стойкость в морской воде. Для строительства одной платформы требуется от 300 до 500 тонн титанового проката и ВСМПО-АВИСМА разрабатывает соответствующие материалы и технологии.

Производство сжиженного природного газа (СПГ) — также перспективное направление развития титанового рынка. Для строительства завода по производству СПГ требуется до 500 тонн титанового проката и до 20 тонн/танкер, перевозящего СПГ.

Благодаря таким свойствам как высокая коррозийная стойкость, нетоксичность, биологическая совместимость с тканями человеческого тела, высокие усталостные характеристики, титан широко используется в медицине, например для изготовления спинных имплантатов, эндопротезов суставов, элементов для лечения переломов, а также элементов медтехники. Основные факторы роста на этом рынке — увеличение числа пожилых людей в возрасте 65 лет и старше, особенно в развитых странах, и их желание продолжать вести активный образ жизни, а также широкое распространение и все большая доступность экстремальных, и как следствие травмоопасных, видов спорта. И тут ВСМПО-АВИСМА находит свою инновационную активность.

Рацпредложения

На предприятии развита рационализаторская активность. Пресс-служба регулярно публикует пресс-релизы об успехах (и ни одного о НИОКР или патентах). Так, в 2017 г. работники ВСМПО подали 864 технических рацпредложения, фактический экономический эффект от их претворения в жизнь составил 22,3 миллиона рублей.

За январь — март 2018 года рационализаторы ВСМПО подали 205 предложений.

За вторую половину 2019 года рационализаторы корпорации ВСМПО-АВИСМА подали 370 предложений. Из них 236 идей уже претворены в жизнь и принесли экономический эффект в 38,996 млн руб. Всего за 2019 г. год подано 9603 рацпредложения и предложения по улучшениям, 42% пришлись на улучшение организации рабочих мест и условий труда. Рационализаторы также повышали эффективность работы оборудования и административных процессов. Средняя сумма выплат рационализаторам составила 400 руб.

За август 2020 г. сотрудники реализовали 25 предложений по улучшениям. 11 из них положительно повлияли на условия труда, девять предложений увеличили степень безопасности работы, пять — повысили производительность. Например, инициатива начальника производственно-диспетчерского бюро цеха № 32 Михаила Аккермана позволила сократить цикл механической обработки за счет исключения трех операций; рацпредложение принесло корпорации 3,1 млн руб. экономического эффекта.

Патентная деятельность

У ВСМПО-АВИСМА имеется около 300 патентов РФ и примерно 50 иностранных патентов.

Анализ показывает, что подавляющее большинство патентов затрагивает вопросы технологий, промышленных устройств и новых веществ в области металлургии титана и других металлов (магний, медь, алюминий, РЗЭ), а также обезвреживания производственных отходов (пылевых, газообразных, жидких, смешанных). В качестве примера стоит привести следующие изобретения:

Любопытны патенты ВСМПО-АВИСМА по военной тематике. Уверен, каждый наш читатель улыбнётся на такой патент, как полезная модель №143224 «Легкая складная пехотная лопата». Суть его в облегчении службы бойца, и в этом уже ничего смешного абсолютно нет. Предлагаемая полезная модель решается задача улучшения эксплуатационных качеств лопаты применительно к требованиям сегодняшнего дня.

ВСМПО-АВИСМА поддерживает около 50 зарубежных патентов в США, Евросоюзе (и отдельно в Испании, Дании, Нидерландах), Канаде, в Гонконге, а также имеются международные патенты. Предметом патентов являются титановые, алюминиевые и магниевые сплавы. Примеры: патенты США:

  • Secondary titanium alloy and the art of its manufacture № 9458527
  • Titanium base alloy № 8771590
  • High-strength titanium alloy for additive manufacturing совместно с The Boeing Company № 20210164074.

Также в патентном портфеле компании три программы для ЭВМ, а также 18 действующих товарных знаков.

В следующей части речь пойдет об управлении интеллектуальной собственностью, ее купле и продаже, отделе НИОКР и других важных аспектах деятельности ВСМПО-АВИСМА.

Читайте в нашем журнале:

5 комментариев

Вот что странно: есть значительный рынок оборудования из титана и его сплавов для бассейнов с морской водой.
Однако, на этом рынке доминируют китайцы и шведы (последние титан не производят).
Так что, есть куда стремиться.

Ответить

К сожалению, проще поставлять сырье, чем производить самим. Акция дороже 33000 - вещь хорошая, но хотелось бы чего-то большего. Возможно, у компании тупо нет денег на те же патенты на это оборудование.

Ответить

Титановые ТЭНы или лестницы для бассейна? Образованному инженеру разработать чертежи и технологии - 2-4 месяца работы.
Это я как бывший рационализатор в свои бывшие пятнадцать лет говорю)))

Ответить

В нынешних условиях это означает, что нужно будет потом на всякий пожарный патентовать промобразец. Те же китайцы так делают. Патентуют каждую деталь. Это нормальное отношение к интеллектуальной собственности. Кстати, вот ссылка на вторую часть: https://onlinepatent.ru/journal/VSMPO-AVISMA-2/

Ответить