Как наладить продажи вопреки падающему рынку и саботажу сотрудников?

В первом квартале 2023 года стало известно, что впервые за несколько лет в России сократилось число магазинов цифровой техники.

Причинами этого ряд экспертов считает развитие рынка электронной коммерции и снижение трафика в торговых центрах.

На деле же проблема часто кроется в плохой организации продаж, а также несоблюдении стандартов обслуживания сотрудниками в торговых точках.

Иллюстрация тому, история федеральной сети «Автоцифра» (эксклюзивный дистрибьютор бренда iBOX), которой удалось переломить ситуацию и, вопреки падающему рынку, увеличить выручку в 2 раза с помощью машинного зрения.

Вот их история:

Как пришла идея?

Следить за соблюдением стандартов обслуживания мы начали давно, однако аудит носил точечный характер и не давал полной картины о состоянии дел в торговых точках сети «Автоцифра».

Не помогли решить проблему и камеры. Они были закреплены за конкретными людьми и, полученные данные, часто ими искажались. Например, ответственные сотрудники могли скрывать часть собранных записей, чтобы состояние дел выглядело на бумаге лучше, чем в действительности.

Выйти из замкнутого круга нашей компании помогли собеседования.

На одном из них будущий сотрудник рассказал об инструменте SMARTMETRICS, который с помощью машинного зрения помогает со стороны взглянуть на выполнение стандартов обслуживания, а также скриптов в точках продаж.

Мы удивились такой технологии и решили попробовать. Тем более, в планах компании было масштабирование через франчайзинг.

Для этого мы создали управляющую компанию и решили тестировать систему в собственной розничной сети.

Также, чтобы отвечать строгим требованиям франчайзи, нам требовалось наладить работу целого штата сотрудников, которые в режиме «одного окна»:

1. Организуют продуктовый маркетинг;

2. Окажут всестороннюю юридическую поддержку;

3. Наладят работу с 1С;

4. Организуют найм, адаптацию и удержание сотрудников;

5. Решат проблему профессиональной подготовки персонала.

В рамках последнего пункта, нам нужно было добиться того, чтобы продавцы ежедневно демонстрировали стабильно высокое качество обслуживания с каждым посетителем. Кроме того, необходимо было выстроить систему мотивации персонала так, чтобы сотрудники были всегда заинтересованы наращивать выручку торговой точки и уровень удовлетворенности клиентов.

«У нас в компании есть правило в корпоративной культуре, ТПСИ (твердая постоянная своевременная сравнительная информация). Любой аудит, который ранее производили, носил точечный характер и не давал полный объём информации. Установка камер тоже было своего рода только аудитом, т.к. сотрудники за которыми были закреплены камеры тоже люди. Анализ искусственным интеллектом убирает искажения аудитом и личным мнением сотрудников и помогает соблюдать стандарты, которые были выставлены, а самое важное это улучшение и модернизация процессов на основании данных, а не мнений….»

Исполнительный директор компании «Автоцифра» Александр Нестеров

С чего начали?

Подготовка к пилотированию системы интеллектуальной видеоаналитики SMARTMETRICS стартовала в феврале 2022 года.

Чтобы настроить её, специалисты «Автоцифры» взяли базу знаний и стандартов, которые компания использовала для проведения «Тайного покупателя» и вывели из этих данных более 20 параметров для оценки работы персонала.

<i>Параметры для оценки работы персонала</i>
Параметры для оценки работы персонала

В числе них, к примеру, были такие:

1.Насколько продавец следовал скрипту при выявлении потребностей клиента?

2. Демонстрировал ли он цифровое устройство перед клиентом и дал ли подержать его в руках?

3. Поделился ли информацией о выгодных акциях, предложил ли сопутствующие товары.

Кроме того, совместно с командой SMARTMETRICS мы сделали настройки, чтобы система следила за тем, насколько своевременно сотрудники открывают и закрывают торговые точки, допускают ли при консультировании клиентов ненормативную лексику и т.д.

Чтобы посмотреть на работу системы интеллектуальной видеоаналитики SMARTMETRICS в разных условиях мы выбрали 3 торговые точки.

Часть из них демонстрировали хорошие показатели работы, а другая нет.

Какое оборудование было установлено?

Для фиксации нарушений стандартов обслуживания, над витринами в торговых точках в ТЦ "МЕГА" (г. Нижний Новгород), ТРК "Парк Хаус" (г. Казань) и автомолл "Белая башня" (г. Екатеринбург) мы смонтировали купольные поворотные видеокамеры с 4-х кратным оптическим зумом.

Кроме того, над кассами были установлены IP-камеры с высокочувствительными микрофонами, которые позволяют записывать диалог сотрудников с покупателями.

<p><i>Оборудование, которое было установлено <span>для фиксации соблюдения стандартов обслуживания</span></i></p>

Оборудование, которое было установлено для фиксации соблюдения стандартов обслуживания

Все подготовительные работы были завершены спустя месяц.

Как система устроена внутри?

Был сделан разработчиками системы специально под нас и кастомизированный личный кабинет.

<i>Иллюстрация: Личный кабинет</i>
Иллюстрация: Личный кабинет

Доступ к нему имеют руководитель компании, руководитель розницы, а также региональные директора.

В личном кабинете они могут в режиме 24/7 видеть насколько качественно обслуживаются клиенты в каждой торговой точке сети «Автоцифра» каждым конкретным продавцом.

Помимо этого, система позволяет фиксировать нештатные ситуации и быстро реагировать на них

Например, нападение на сотрудника в торговой точке.

Как система работает с данными?

Чтобы исключить влияние человеческого фактора, в трёх выбранных точках продаж, мы решили не предупреждать сотрудников о тестировании новой системы.

Анализировал работу персонала инструмент так:

С помощью камер система SMARTMETRICS фиксировала в точках продаж каждое действие продавцов.

<i>Так система фиксирует каждое действие в точках продаж</i>
Так система фиксирует каждое действие в точках продаж

После этого вычислительная машина исследовала полученные видео- и аудиозаписи с помощью алгоритма машинного зрения и распознавания речи.

В процессе обработки, выявленным нарушениям присваивались идентификаторы, по котором в дальнейшем проводился когортный, а также факторный анализ влияния каждого, из включенных нами параметров, на выручку в торговых точках.

<i>Пример отчёта с факторным анализом</i>
Пример отчёта с факторным анализом

Спустя месяц с начала пилотного запуска мы получили первый отчет о соблюдении стандартов обслуживания. Результат нас шокировал.

На местах ситуация была, мягко говоря, не очень.

<p><i>Так выполнялись стандарты обслуживания <span>в пилотных торговых точках</span></i></p>

Так выполнялись стандарты обслуживания в пилотных торговых точках

Каждая торговая точка компании «Автоцифра» имела проблемы с качеством обслуживания и недополучала выручку.

Как масштабировали систему?

Перед масштабированием на всю сеть мы попросили компанию SMARTMETRICS исключить часть параметров оценки качества обслуживания, которые незначительно сказываются на выручке, а также включить несколько новых.

Они охотно откликнулись и реализовали для нас дополнительный функционал.

Также, в процессе доработок аналитики компании SMARTMETRICS предложили присвоить больший вес тем параметрам, которые оказывают значительное влияние на рост выручки.

Например, выяснилось, что вероятность покупки кратно возрастала, когда продавец демонстрировал какое-то цифровое устройство или давал его потенциальному покупателю в руки.

<i>Выполнение одного из стандартов обслуживания</i>
Выполнение одного из стандартов обслуживания

С чем столкнулись при масштабировании?

При масштабировании системы, как и в пилотных точках, показатели выполнения стандартов обслуживания были неудовлетворительными. Кроме того, добавилось и ряд сложностей.

Сложность №1: Проблемы с Интернетом

Первым камнем преткновения при масштабировании системы на всю сеть стало качество Интернет-соединения.

Это было вызвано тем, что часть торговых центров выполнены из материалов, которые ослабляют беспроводное подключение к Интернету. (например, бетон с металлической арматурой)

По этой причине в точках островного типа у нас не получалось добиться бесперебойной фиксации системой работы продавцов.

Добавило трудностей и начало специальной военной операции. В марте все мобильные операторы связи отключили тарифы с безлимитным Интернетом для юридических лиц.

В результате мы столкнулись с тем, что даже в точках, где скорость и качество Интернета устраивало, очень быстро расходовался оплаченный трафик.

Как преодолели сложность?

Тем не менее решение обеим проблемам найти всё же удалось.

Мы вышли на администрации торговых центров и договорились о том, чтобы провести для островных точек проводной Интернет.

Сложность №2: Запрет на использование камер

Кроме этого, в некоторых торговых центрах мы столкнулись трудностями при согласовании мест для монтажа видеокамер.

Администрация ряда коммерческих объектов, ссылаясь на закон о персональных данных, категорически запрещала нам устанавливать их на потолок

Как преодолели сложность?

Компромисс удалось найти с помощью инженерных решений.

Например, в ряде торговых центров мы просто начали ставить купольную видеокамеру и микрофон под определенными углами в торговых точках.

«При запуске системы интеллектуальной видеоаналитики не обошлось без сложностей, т.к. установка видеонаблюдения в торговых центрах увязана с соблюдением закона о персональных данных.

В ходе переговоров нам удалось доказать, что система будет фиксировать лишь то, как сотрудники выполняют стандарты обслуживания и администрация торговых комплексов дала разрешение на съемку…»

Директор ООО «Смарт Технологии» Ильнар Сафин

Сложность №3: Противодействие персонала

Однако с самым мощным сопротивлением мы столкнулись, когда о внедрении системы интеллектуальной видеоаналитики сообщили персоналу.

Не секрет, что любое новшество обычно воспринимается персоналом с опаской.

Это нововведение не стало исключением. Много негатива высказывали как линейные сотрудники, так и руководители регионов.

Они сообщали, что не понимают, как работать с новым инструментом. Кроме того, они считали, что система лишь ухудшит работу.

Были и случаи саботажа. В некоторых точках время от времени сотрудники будто «нечаянно» отключали Интернет, или «случайно» видеокамеру.

Как преодолели сложность?

Повысить доверие к системе интеллектуальной аналитики помогли открытость и живое общение. На первом этапе огромную работу проделали специалист цифрового развития IT Департамента, руководитель розницы и HR.

Они лично демонстрировали каждому из руководителей в регионах и старшим менеджерам как система облегчает управление торговыми точками.

Не оставили без внимания и линейный персонал. Рядовым сотрудникам, ответственные за внедрение специалисты, показывали, как инструмент помогает влиять на увеличение зарплаты и карьерный рост.

Однако по-настоящему систему интеллектуальной аналитики SMARTMETRICS персонал принял, когда все слова о выгодах подтвердились на деле.

<p><i>Показатели выполнения стандартов обслуживания <span>после того, как персонал принял систему</span></i></p>

Показатели выполнения стандартов обслуживания после того, как персонал принял систему

Руководство компании действительно стало премировать и повышать сотрудников, достигших лучших показателей в обслуживании.

«Система помогла и помогает адаптивным сотрудникам, которые понимают и принимают фаĸт того, что данная технология помогает сотрудникам зарабатывать больше. Если продавец не соблюдает стандарты и не знает ĸаĸ продавать, конверсия его действий в продажу будет практически непредсказуемой.

Другое дело, если он соблюдает стандарты и отрабатывает этапы продаж, в этом случае результат будет максимально предсказуемый и прогнозируемый. Продавая больше, сотрудник автоматически хочет он этого или нет, обращает на себя внимание со стороны руководства. Вырасти от стажера до диреĸтора региона в данном случае, дело времени, если быть точнее 3-6 месяцев…»

Руководитель управляющей компании "Автоцифра" Олег Шатилов

Увидели для себя плюсы от нововведения и менеджеры. Система существенно снизила количество рутинных операций и освободила время для решения стратегических задач.

Окупаемость инвестиций

Скорость возврата вложений в запуск системы на всю сеть (28 торговых точек) нас так же порадовала.

Объем инвестиций: 657 000 руб. с учетом НДС

Срок окупаемости: 7 месяцев

Итоги работы спустя год:

На данный момент нам удалось устранить все шероховатости и окончательно встроить систему интеллектуальной аналитики SMARTMETRICS в бизнес-процессы компании «Автоцифра».

К примеру, долгое время руководители могли следить за показателями только по точкам, но с ноября 2022 года у них появилась возможность выгрузить информацию о качестве обслуживания по каждому сотруднику.

Также выполнение стандартов обслуживания мы включили в KPI каждого продавца. Это помогло нам менее, чем за год работы системы в 1,5 раза повысить конверсию в покупку, а также в 2 раза увеличить выручку и стабилизировать её на новом уровне.

Помимо этого, сократились сроки возврата инвестиций в торговые точки «Автоцифра» и для потенциальных франчайзи.

Прежде всего за счет того, что система интеллектуальной аналитики уже на старте помогает купировать рисĸи и выстроить работу линейного персонала так, чтобы торговая точка приносила больше прибыли.

Начать дискуссию