Фотограф не всегда может использовать свои снимки

Красивая модель, идеальный свет, удобная локация – отличная совокупность для воплощения творческих идей фотографа в кадре. Полученные им снимки охраняются авторским правом и могут быть использованы только самим фотографом или с его разрешения.

Но так ли все просто, как кажется? Давайте разберемся.

Как правило, самые удачные кадры с фотосессии фотограф публикует в своем Instagram-аккаунте для саморекламы: так он привлекает новых клиентов и выгодные коммерческие предложения. При этом они охраняются авторским правом, в связи с чем иные пользователи не могут копировать, распространять, удалять или иным образом воздействовать на опубликованные снимки.

Полагаясь на авторское право, фотограф зачастую не подозревает, что сам является нарушителем ст. 152.1 ГК РФ, которая защищает право на изображение гражданина (модели). В связи с этим, если модель будет против публичного использования снимков, то у фотографа не останется иного выбора, как удалить их из ленты / с сайта / иных источников.

Ситуация осложняется, когда фотографии уже были «проданы» другим лицам – в этом случае с фотографа дополнительно могут быть взысканы убытки за невозможность использования снимков.

Чтобы не нести репутационные, финансовые потери и не портить визуальный ряд Instagram-ленты стоит следовать всего двум простым правилам.

Правило №1. Обязательно согласовывать с моделью возможность дальнейшего использования снимков с ее изображением.

Закон позволяет сделать это в устной форме, но в случае возникновения конфликта доказать наличие договоренности будет сложно.

Поэтому предпочтительнее закрепить право на обнародование (опубликование) и дальнейшее использование снимков фотографом в двустороннем договоре или публичной оферте.

Правило №2. Помнить об исключениях из правила №1.

Допускается свободное использование фото, если:

- оно осуществляется в публичных целях (например, для розыска человека);

- съемка осуществлялась на публичных мероприятиях, и модель не является основным объектом в кадре (например, общая фотография слушателей на конференции);

- модель позировала за вознаграждение (например, в ходе съемки для рекламной кампании).

Стоит помнить, что авторское право – не панацея от всех бед, оно не спасет при нарушении ст. 152.1 ГК РФ, которая к тому же может повлечь ряд ограничений в правомочиях автора. Поэтому заранее согласовывайте возможность использования фото модели, если в дальнейшем хотите использовать снимки по своему усмотрению.

1
Начать дискуссию