Гранты и субсидии ФСИ, РФРИТ, Минпрома и Сколково. Мифы и реальность

Миф 1: Гранты выдаются только "своим"

Реальность: Это самая бессмысленная отмазка для тех, кому лень что-то делать для развития своего бизнеса.

Во-первых, если гранты дают только своим, то какой смысл институтам развития делать такую сложную конкурсную документацию и содержать команду экспертов?

Во-вторых, контроль над институтами развития настолько серьёзный и многоуровневый, что это по определению невозможно.

В-третьих, даже если бы и было подобное "кумовство" в этой сфере, минимум 30% проектов "не из своих" получали бы поддержку в любом случае: хотя бы чтобы размыть статистику и "привлечь новую кровь".

В-четвертых, сейчас институты развития - это не только финансовая поддержка, но и мера по обелению экономики. Цифровизация - не сколько по обучение компьютерной грамотности продавщиц в сельпо, сколько пром создание цифрового двойника всей экономической системы.

Гранты на открытие бизнес - это одно, гранты на развитие наукоёмких проектов - это другое. Для начинающих предпринимателей предусмотрены более адекватные стадии их проекта меры поддержки.

Важно: гранты "деньгами" дают на наукоёмкие проекты, а также на проекты, направленные на преодоление технологических барьеров или развитие тех технологических направлений, которые сейчас в фокусе у государства (федеральные проекты "Искусственный интеллект" и "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

Миф 2: на любой проект можно получить грант, главное - правильно оформить

Реальность: Ситцевое платье шьют из ситца, а гранты на инновационный проект получают на что-то наукоёмкое. Насмотренность экспертов огромная, критерии по оценке "инновационности" регламентированы. Не стоит называть себя "новатором", если ваш проект просто про использование современны технологий. С другой стороны, дисбаланс спроса и предложения на технологии в стране большой.

Важно: изучите федеральные программы и приоритетные направления развития экономики, не лишним будет и патентное исследование.

Миф 3: надо писать заявку самому, только я знаю свой проект и даже если какие-то части заявки будут оформлены неграмотно, эксперты всё равно оценят, что я всё сам!

Реальность: Это утверждение верно для малобюджетных конкурсов ("Старт-1" и его вариаций, например). Но может быть ошибочно при отсутствии специальных сотрудников с опытом работы с НИОКР. Сейчас даже "Старт-2" стал сложнее по заявке (и гораздо больше по бюджету - до 8 млн., и удобнее по софинансированию - 15%).

  1. Если у вас есть несколько узкопрофильных специалистов для разработки маркетингового исследования, финансовой модели (часто - по форме института развития), ТЗ, ТЭО - то даже в этом случае может получиться хороший по контенту документ, но не по ГОСТ.
  2. Чем больше грант, тем больше формальных и неформальных нюансов.

Важно: принимать активное участие в разработке документов нужно, но подходить надо чисто экономически: если ваши сотрудники могут написать хорошие документы - отлично (можно не привлекать упаковщика, можно для уверенности оплатить. "вычитку"), если ценность времени сотрудников выше, чем стоимость разработки заявки на аутсорс - история иная.

Миф 4: отдать разработку заявки, то есть "заплатить и не мучиться" - это для жизнерадостных и богатых достигаторов

Реальность:

  1. Можно заплатить и не мучиться (чаще всего и не получить ничего в итоге), можно заплатить и включаться в процесс активно (оптимально, когда команда активно работает с "упаковщиком"), можно заплатить и мучиться - договориться только на процент (самый глупый вариант: качество ваших документов никто не контролирует пишите вы их сами, а проконтролировать "лобби" никак не можете).
  2. Если вы полностью отдаёте на аутсорс и не тратите времени на взаимодействие с консультантами (ведь это их работа - под ключ написать заявку), то заявка может быть про то, как они поняли ваш проект, а не про истинный ваш проект.
  3. Жизнерадостные достигаторы давно инвестируют в недвижимость на Бали, негрустный средний класс - вполне нормальный и эффективный сегмент.

Важно: учитесь считать экономику процессов; делегирование - это оптимизация, но:

  1. Делегировать надо профессионалам.
  2. Вы делегируете написание документа о вашем проекте, а не стратегический менеджмент и создание из вашего проекта "инновационной конфетки". Например, по программам "Развитие" и "Коммерциализация" ФСИ 20-30% заявок не проходят по формальным требованиям, ещё 30% - хорошие, но требуют доработки; примерно 10-15% (очень грубая оценка, по-разному в разных конкурсах) получают финансирование с первого раза. Тест на сообразительность: кто остальные?
  3. Делегирование без контроля - это сбрасывание с себя задачи "на отвали".

Какие выводы:

- грант получить реально;

- не надо путать "инновационность" с "использованием современных технологий";

- можно написать заявку самому;

-можно отдать на аутсорс - но всё равно надо будет включаться в процесс подготовки документов;

- если вам отказали - проанализируйте, почему (запросите результаты экспертизы), дорабатывайте и переподавайте.

4
2 комментария

Хорошая статья, и да, много мифов вокруг грантов.

Ответить

Спасибо!

Ответить