Онлайн-аукцион. Как разработать сервис, продающий по принципу аукциона?

Не всегда стандартной модели онлайн-коммерции достаточно для эффективной продажи товаров. В отдельных случаях использование модели аукционной продажи позволяет достичь лучших результатов. Особенно когда речь идет о редких и ценных вещах, предложение которых ограничено, а спрос велик.

Аукционы позволяют «выжать максимум» с продажи ценной вещи. Продавец может быть уверен, что получил максимально возможную цену. При стандартной онлайн-продаже велик риск недооценить вещь и упустить прибыль.

В этой статье мы хотели бы рассказать об особенностях запуска онлайн-аукционов.

Буквально пара слов о том, кто мы, и почему нам в этом вопросе можно верить

Мы — веб-студия, которая ставит акцент на разработке сложных проектов и запуске стартапов в интернете. Если говорить об онлайн аукционах, то у нас есть кейс разработки крупного немецкого онлайн-аукциона VIL (Very Important Lot). Это площадка для продажи уникальных коллекционных предметов, антиквариата и произведений искусства. Подробнее с этим кейсом можно ознакомиться на нашем сайте. Но часть примененных решений будет включено и в эту статью с общими рекомендациями по разработке онлайн-аукционов.

Типы аукционов

Перед тем как перейти к разработке аукциона нужно определиться с моделью приема ставок. Есть 3 стандартных вида проведения аукциона:

  • Английский. Это самый распространенный вид аукциона, в котором побеждает участник, предложивший наивысшую ставку. Торги идут на повышение
  • Обратный. При этом типе аукциона цена понижается до того момента, пока ее не примет кто-то из участников. Торги идут на понижение до первой ставки.
  • Скандинавский. Это разновидность аукциона на повышение, при котором каждая ставка обновляет таймер времени на предложения других участников.

При этом Английский и Скандинавский вполне могут совмещаться. Также можно применять дополнительные опции при продаже, например:

  • Блиц-цена, по которой продавец готов закрыть торги раньше времени.
  • Красная цена (может иметь и другие названия). Это уровень, при пересечении которого аукцион состоится по наивысшей цене. Если этот уровень не достигнут, продавец может отказаться от передачи лота.
  • Возможность прямой договоренности. Некоторые платформы дают возможность коммуникации между сторонами и досрочное закрытие лота по цене ниже блица. Естественно, если на это будут согласные обе стороны.

Для эффективной разработки нужно максимально точно продумать модель торгов и продаж лотов. Как основная структура и все доступные опции будут сформулированы, их можно реализовать в готовом продукте.

Личный кабинет пользователя

Кроме стандартного интерфейса, который должен быть доступен в стандартном онлайн-магазине, должны быть и виджеты, помогающие покупать именно по принципу аукциона:

  • Возможность внесения предварительного депозита (и без комиссионного вывода, если у клиента не получилось выиграть лот).
  • Заморозку средств во время активных ставок.
  • Возможность выставления лотов для продавцов, и настроек торгов по товару.
  • Списки желаний. Опция добавления избранных лотов с возможностью отслеживания хода торгов и настройки уведомлений.
  • Гарантии корректной передачи товаров или оказания услуг. Особенно это актуально, когда лот имеет нематериальную форму. В таком случае на платформе должны быть предусмотрены нейтральные посреднические счета, системы обоюдного одобрения и т.д.

В зависимости от типа и особенностей продаваемых товаров и услуг, могут быть добавлены и другие функции. Тут ситуацию нужно анализировать индивидуально, поскольку по модели аукциона может продаваться что угодно, от посуды до высоких технологий.

Организационные моменты

Кроме пользовательского функционала, платформе нужно продумать организационные моменты, обеспечивающие проведение аукционных торгов:

  • Система регистрации верификации пользователей. Это обязательный момент. Если в стандартных онлайн-магазинах можно реализовать концепции продаж без регистрации. Пользователь может не создавать учетную запись для того чтобы оформить заказ.

В онлайн-аукционах так сделать нельзя, поскольку для участия в торгах обязательно должна быть верифицированная учетная запись и средства на балансе, которые замораживаются при активной ставки. В противном случае, любой посетитель сайта может сделать ставку по лоту, и это действие его ни к чему обязывать не будет. Более того, это откроет возможности для мошенничества и манипуляций ценами. Участники аукциона или даже его организатор со своих же анонимных аккаунтов могут раздувать цену или сорвать проведения торгов.

Верификацию можно проводить вручную, а можно и автоматизировать через интеграцию специализированных сервисов.

  • Диверсификация платежных систем. Во-первых, далеко не все платежные сервисы соглашаются работать с онлайн-аукционами из-за сложной модели расчетов и возврата средств. Во-вторых, подключение как можно большего числа методов оплаты делает площадку более конкурентной. Большее количество покупателей сможет внести средства и участвовать в торгах. А высокий уровень спроса, в свою очередь, привлекает новых продавцов и увеличивает прибыль компании. Больше конкуренции за лот, выше цены.
  • Система арбитража. Между участниками торгов неминуемо будут возникать споры. И платформа как посредник должна выступать в качестве арбитра. Для исключения фактора субъективности, пользовательские регламенты и правила решения споров нужно четко и недвусмысленно прописать.
  • Правила и механизмы проведения аукциона/подтверждения/перевода денег. Для того чтобы избежать недобросовестных действий со стороны пользователей нужно детально продумать механизмы заморозки средств, подтверждения передачи объекта торгов и взаимных расчетов. Все это должно быть прописано в пользовательских сценариях на этапе проектной документации.

При проектировании и разработке онлайн-аукциона не стоит забывать, что это не доска объявлений и необычный онлайн-магазин. Платформа должна быть посредником не только в вопросе перечисления оплаты, но и модератором в проведении аукциона. а также гарантом соблюдения интересов сторон на протяжении сделки. Все это должно быть заложено в функционал сервиса.

Особенности разработки и маркетинга

Как только определена концепция площадки, особенности проведения торгов, а главное — все это описано в виде конкретного функционала в проектной документации, можно переходить к постепенному запуску проекта.

Для того чтобы протестировать идею с минимальным риском мы рекомендуем сначала запустить MVP (Minimum Viable Product). Это первая версия продукта с минимальным, но достаточным для пользователя функционалом. Обычно MVP разрабатывается быстрее и дешевле, чем основная версия проекта. В нем могут применяться типовые решения CMS, что также ускоряет запуск и снижает затраты.

Если идея проекта окажется нерентабельной, и не вызовет положительного отклика у пользователей, проект можно изменить или отказаться от него, не сохранив большую часть бюджета, и сэкономив время.

И наоборот, если MVP покажет хорошие результаты, его можно и нужно развивать дальше, постепенно переводя в основную функциональную версию.

Для того чтобы оценить эффективность проекта и получить фидбек от пользователей, нужно их сначала на платформу привлечь. А это уже задача маркетинга. Онлайн-аукционы относятся к тем категориям бизнеса, которые обретают ощутимую дополнительную ценность с каждым новым пользователем. Чем больше активных продавцов и покупателей пользуются платформой, тем она привлекательней для новых участников. Заметен эффект снежного кома.

Это серьезный фактор развития компании, но одновременно и его проблема. Поскольку для начала полноценной работы онлайн-аукциону нужно привлечь первую критическую массу пользователей, от которых этот снежный ком начнется. Поэтому бюджет на маркетинг нужно изначально закладывать «с запасом».

Эффективность маркетинговых каналов также нужно замерять, делая акцент только на самых результативных. Постоянно стоит проверять новые гипотезы. Такой конкурентный отбор позволит добиться высокой эффективности рекламы, и снизит затраты на привлечение целевого пользователя. Но эта рекомендация подходит к любому стартапу, не только к онлайн-аукционам.

Монетизация онлайн-аукциона

Ну и наконец самое интересное — доход. Любой бизнес, в том числе и онлайн-аукцион, должен приносить прибыль. На самом деле, путей монетизации такого сервиса гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

  • Комиссии. Это самый очевидный способ. Аукцион выступает организатором продажи и посредником при сделке. Более того, это маркетинговые усилия компании позволяют привлекать потенциальных покупателей. Поэтому сервис с каждой продажи совершенно справедливо может удерживать свою комиссию. Вопрос, с кого именно ее удерживать? Тут однозначно ответить сложно. Нужно индивидуально исходить от товаров, продаваемых на площадке, и особенностей этого рынка. Стандартная рекомендация:
  • Если рынок профицитный (продавцов больше, чем покупателей), то комиссию нужно брать с продавцов.
  • Если наоборот, дефицитный, то комиссию можно и нужно брать с покупателей. Кстати, для аукционов этот вариант будет встречаться чаще, поскольку сам формат аукциона подразумевает торги за редкую вещь между покупателями. Спрос априори должен превышать предложение.

Возможны также смешанные модели, при которых комиссия делится.

  • Продажа рекламы. Аудитория онлайн-аукционов — это платежеспособные и настроенные на покупки пользователи. Внимание такой аудитории можно выгодно продать как по прямым договоренностям с рекламодателями, так и через автоматические сервисы баннерного маркетинга.
  • Премиальные функции для пользователей. Это может быть что угодно, от поднятий лотов в поиске и выделений цветом, до конкретных преимуществ при торгах. Набор платных функций, которые можно внедрить, зависит от выбранной модели аукциона и продаваемых на площадке товаров. Премиальные функции можно ввести и для покупателей. Это опять же зависит от особенностей конкретной площадки.
  • Оценка и другие дополнительные услуги. Услуги экспертной оценки лота — это обычно платная опция. Продавцы (особенно когда речь идет о редких и уникальных вещах) часто не могут самостоятельно оценить лот перед его размещением. В этом ему может помочь эксперт. К дополнительным услугам онлайн-аукционов также можно отнести: страхование лотов, организацию их хранения и перевозки, а также другие опции.

Онлайн-аукцион — это достаточно сложный проект. И с точки зрения технической реализации, и как бизнес-модель. Более того, это очень индивидуальный продукт. Условно, EBay (аукцион по продаже чего угодно) и площадки для продажи антиквариата, или, например, аукционы сайтов — все это совершенно разные продукты. Разные по структуре, применяемым технологиям и решениям, разные как маркетинговый продукт. Поэтому конкретные рекомендации по разработке и запуску можно давать только изучив конкретную идею.

Получите бесплатную консультацию наших специалистов о том, как лучше запустить ваш сервис в формате онлайн-аукциона. Для этого нужно только оставить заявку на нашем сайте.

44