6 причин, почему ваша конфигурация 1с работает медленно. И как это исправить

Время — деньги. И это далеко не фигура речи, когда речь идет о бизнесе и программном обеспечении, которое его обслуживает. Ошибки, некорректное использование программ, устаревшее оборудование — все это факторы, замедляющие работу учетных программ 1С. Когда скорость программного обеспечения не оптимизирована, в целом замедляется выполнение специалистами своих задач. Падает эффективность. Нет смысла в автоматизации учета в компании, если он все равно остается неэффективным из-за скорости работы.

Эта статья знакомит с частыми причинами медленной работы учетных систем 1С. Она адресована руководителям и бухгалтерам. С частью причин можно справиться и самостоятельно, но в общем мы не рекомендуем такие попытки оптимизации работы программного обеспечения. Работу с софтом лучше доверить специалистам. Они уж точно найдут проблему и не навредят работе 1С. А базовую консультацию у нас можно получить бесплатно.

Следует все же заметить, что проблема медленной работы программных решений 1С нередко связана с мелочами и достаточно просто решается. В этой статье мы поделимся самыми частыми причинами медленной работы системы.

6 причин, почему ваша конфигурация 1с работает медленно. И как это исправить

Причина 1. Плохой код и плохая настройка конфигурации под клиента

Это самая главная и наиболее частая причина медленной работы. Проблема любого коробочного решения (особенно в неумелых руках) в том, что оно не рассчитано на необычные задачи и экстремальные решения.

Простой пример: автосервисам приходится работать с огромной номенклатурой в десятки тысяч наименований. Стандартный поиск 1С по каталогу может занять достаточно много времени, поскольку алгоритм ищет совпадения по всему содержанию карточки товара. Но автосервису такая детализация не нужна. Достаточно, чтобы поисковой алгоритм находил детали по номеру. Таким упрощением можно существенно ускорить работу учетной системы.

И подобную оптимизацию можно проводить по разным функциям, модулям и отчетам 1С. Индивидуально прорабатывая конфигурацию под особенности работы клиента.

Несоответствие может возникать не только из-за стандартизированности решения, но и из-за ошибок/некомпетентности специалистов, которые эту учетную систему внедряли. Поэтому если 1С тормозит, в первую очередь нужно пересмотреть конфигурацию и действия тех, кто ее внедрял в компанию.

Причина 2. Недостаточно мощное оборудование

К сожалению, любой компьютер со временем морально устаревает. К тому же любое оборудование подвержено физическому износу. С другой стороны, появляются новые усовершенствованные версии программного обеспечения, которые более требовательны к ресурсам оборудования.

  • Недостаток оперативной памяти. Как и другое программное обеспечение, продукты 1С используют оперативную память компьютеров. Именно она и может стать «узким горлышком», замедляющим работу программы. Особенно, если параллельно работают другие ресурсоемкие приложения: антивирусы, браузеры, графические редакторы. Оценить достаточность оперативной памяти можно самостоятельно, запустив «Диспетчер задач» и открыв вкладку «Производительность» (На устройствах с ОС Windows).
  • Жесткий диск. На самом деле продукты 1С не очень сильно зависят от скорости взаимодействия с жестким диском. Оперативная память гораздо важнее, но, если наблюдается ее недостаток, программные продукты начинают активнее взаимодействовать с кэшем на диске. Если проблема во взаимодействии с жесткой памятью, компания может рассмотреть переход на более быстрые и производительные диски SSD.
  • Процессор. Как и в ситуации с жестким диском, не сказать, что продукты 1С очень требовательны к мощности процессора. За исключением случаев, когда нужна выгрузка объемных и сложных отчетов.

Конечно, не стоит сразу менять компьютеры при первых проявлениях замедления работы программного обеспечения. Причин может быть много. Но недостаток мощности — одна из наиболее вероятных проблем.

Также, говоря о технических моментах, нельзя не упомянуть скорость работы сети. Как локальной, так и интернета, в зависимости от того, какой тип сервера выбран для размещения продуктов 1С. Долгий обмен данными с сервером и ошибки при загрузке данных могут сильно влиять на скорость работы. Компании растут, увеличивается количество рабочих операций, старый сервер может просто не справляться с нагрузкой. Вероятно, стоит рассмотреть перевод учетной системы на более мощное оборудование.

Причина 3. Фоновые операции

Пользователи конфигурации 1С могут даже не знать, как много фоновых операций проделывает программа сразу после запуска. Происходит загрузка данных, проверка классификаторов, обновление курсов, мониторинг нагрузки, проверка наличия обновлений ПО и многое другое.

Операторы 1С могут даже не использовать эти фоновые действия в своей работе. Но запущенные задачи сильно нагружают сервер, замедляя все параллельные действия. Особенно эта проблема усиливается, когда в системе много пользователей одновременно запускают ресурсоемкие действия, например, генерацию сложных объемных отчетов. При такой нагрузке скорость выполнения каждого отдельного действия заметно снизится.

Пользователи иногда сами по неосторожности создают дополнительную фоновую нагрузку. Например, если запустят сложную ресурсоемкую задачу и не дадут ей закончиться. Процесс будет перезапускаться при каждом входе в учетную систему, постоянно создавая нагрузку и замедляя скорость работы программного обеспечения.

Причина 4. Большие размеры журнала регистрации

Это файл, в котором сохраняются действия пользователей в учетной системе. Со временем он увеличивается в размерах из-за новых записей. В компаниях с большим количеством операторов размер журнала может превышать объем базы данных. Это также негативно сказывается на скорости работы системы.

В журнале регистрации стоит хранить только записи за недавние периоды, но не менее чем за 1 налоговый год. Это позволит находить необходимые данные, но без ущерба для скорости работы системы.

Причина 5. «Фантомные» данные

Удаленные в программе данные физически не исчезают, они продолжают храниться в базе данных как «неиспользуемые». С течением времени объем хранения таких файлов увеличивается. Решить эту проблему можно двумя способами:

  • Выгрузить и восстановить базу из резервной копии.
  • Настроить «Сжатие информационной базы» в конфигураторе.

Эти простые действия позволят разгрузить базу от неиспользуемых данных.

Причина 6. Сервер не оптимизирован под работу большого количества пользователей

Особенно в тех случаях, когда пользователи одновременно совершают ресурсоемкие действия. Большое количество операторов замедляет работу программного обеспечения. При росте численности сотрудников и объема выполняемых задач нужно своевременно пересматривать мощность рабочего сервера. В противном случае не избежать проблем с быстродействием.

Причина 7. Влияние сторонних программ

Если по роду своей деятельности оператор учетной системы использует другие программы, которые создают нагрузку на компьютер, работа конфигурации 1С может замедлиться. Выше мы уже упоминали, что не только учетные системы, но и другие задачи расходуют оперативную память. Если оператор использует, например, и графические редакторы, работа учетного ПО может быть замедлена.

Но проблема может крыться не только в параллельном использовании ресурсов. Одна программа может напрямую влиять на работоспособность другой. Классический пример — антивирусы. ПО для защиты анализирует все действия, совершаемые на устройстве. В том числе и работу в учетных системах. Такая проверка может замедлять работу. Поэтому самый простой способ избежать проблемы — настроить исключение для продуктов 1С в антивирусе.

А лучшее решение — доверить внедрение системы корпоративной безопасности специалистам. Они точно смогут обеспечить тонкую настройку антивирусных систем так, чтобы они не мешали основному программному обеспечению, не теряя при этом в эффективности защиты.

Если основные причины медленной работы учетных систем 1С сгруппировать компактнее, их можно разделить на 3 основные категории:

  • Человек. Обычно операторы неосознанно провоцируют высокую нагрузку на сервер и учетную систему. Запуская по нескольку раз генерацию объемных отчетов, провоцируя образование десятков фоновых задач, используя параллельно необязательное для работы ПО и т.д. Именно по вине операторов возникает большая часть ошибок, которые могут не только замедлить работу программы, но и вообще остановить ее.
  • Недостаточная мощность сервера и/или компьютера. Тут все просто, недостаточность ресурсов с одной стороны, излишняя и неоптимизированная нагрузка с другой приводят к медленной работе. Если это объективная рабочая необходимость, мощность серверов и офисного оборудования нужно увеличивать.
  • Отсутствие обслуживания. В сущности, даже один квалифицированный менеджер поддержки, который будет своевременно оптимизировать нагрузку, исправлять ошибки, подсказывать операторам, обновлять систему и в общем следить за работоспособностью ПО, исключит большинство проблем с быстродействием.

Не говоря уже о полноценной команде поддержки, которая не только обеспечит оптимизацию, безопасность и работоспособность, но и сможет работать над развитием учетной системы в компании. Дополнять ее релевантными для конкретного бизнеса решениями, проводить интеграции с другими программными продуктами предприятия.

В статье перечислены только некоторые причины медленной работы. С большинством из них сотрудники компании могут справиться сами. Но конкретно в вашем случае проблема может быть другой. Сделать конкретные предложения по оптимизации скорости работы системы можно только после ее аудита.

Вы, кстати, можете получить бесплатную консультацию наших специалистов о поддержке и оптимизации вашей учетной системы. Мы даже можем сформировать для вас внешнюю команду из программистов и консультантов 1С, которая будет работать над автоматизацией бизнес-процессов в вашей компании.

11
Начать дискуссию