Как правильно выбрать компанию для аутстаффинга IT-специалистов? Чеклист из 9 пунктов

Рынок IT-специалистов настолько дефицитный, что сам по себе рождает новые модели найма и взаимодействия с сотрудниками. Фриланс, передача части задач на аутсорсинг компаниям-подрядчикам, теперь аутстаффинг — на что только не идет бизнес, который остро нуждается в квалифицированными IT-сотрудниках.

Давайте в начале сразу проясним, что именно мы подразумеваем под словом «аутстаффинг», которое мы лично считаем не совсем корректным, поскольку речь все-таки идет о людях. Не очень этично напрямую говорить о сотрудниках как об объекте сделки, поэтому давайте дальше по тексту заменим это слово на «внешние сотрудники» или «внешние команды».

Так вот, «внешними командами» мы называем модель сотрудничества, при которой бизнес не пытается нанять себе в штат айтишника, а прибегает к услугам компаний, которые такими специалистами могут «поделиться» на время. Де-юре, сотрудники оформлены в штате компании-аутстафера, но де-факто, заняты проектами компании-заказчика. Последняя оплачивает услуги подрядчика и время, которое специалисты фактически провели в работе над задачами бизнеса, по обычному договору об оказании услуг.

1. Преимущество сотрудничества с внешними айтишниками, а не со штатными

Многие думают, что сотрудничество заключается только в выводе части сотрудников за штат, и перекладывании трудовых контрактов на компанию-подрядчика. Но это совсем не так. На самом деле, такое взаимодействие накладывает на компанию-исполнителя гораздо больше обязанностей, и дает заказчику больше преимуществ. О плюсах внешних команд нам приходится говорить в каждой статье (по только что описанной причине), поэтому ниже мы хотим их описать тезисно. Для того, чтобы у вас был стимул дочитать эту статью. Перед тем, как рассказывать о том, как выбрать компанию-аутстаффера, нужно сначала рассказать вам о том, зачем она вообще вам нужна.

  • Первое и самое очевидное преимущество — перекладывание на подрядчика HR-задач. Мы уже говорили, что IT-рынок дефицитный? Наверное, да (мы постоянно об этом говорим). Так вот, если вы пробовали когда-то найти в штат специалиста дефицитных IT-специальностей, вы понимаете, насколько это сложно и дорого. При сотрудничестве с IT-компанией, поиском, наймом и внедрением сотрудников в проекты.
  • Найм быстрее и качественней. Во-первых, компании, которые специализируются на формировании внешних IT-команд, имеют собственные базы контактов программистов, дизайнеров, верстальщиков, тестировщиков и других профессионалов, которых они могут быстро привлечь к работе над новыми проектами. Также, гораздо больше шансов отличить квалифицированного сотрудника от неквалифицированного у людей, которые постоянно имеют дело с айтишниками и их наймом. Поэтому качество подбора очевидно будет лучше.
  • Есть гибкие варианты организации работы команды. Можно договориться на part-time занятость с так называемыми share-командами, которые работают вместе, но сразу с несколькими разными заказчиками, над разными проектами. Таким образом, для клиента услуги специалистов получаются сильно дешевле, чем найм в штат на полный рабочий день. Можно даже договориться на сдельную оплату, например, если загрузка специалиста непостоянная или непредсказуемая. Такой вариант подходит для поддержки сайтов или учетных систем. Оплата только за фактически выполненную работу.

Внешние команды гибко масштабируются (в обоих направлениях). Можно менять численность и состав команды, достаточно только заранее попросить об изменениях у менеджера со стороны компании-подрядчика.

  • Кстати о стоимости. Если вы работаете на дорогих конкурентных рынках (В Европе, США или экономически развитых странах Азии) вам гораздо дешевле привлечь IT-специалистов, например, из менее дорогих рынков Восточной Европы или стран СНГ. Конечно, напрямую с IT-специалистами как с физическими лицами зарубежным компаниям работать неудобно. И юридически, и с точки зрения финансовых расчетов. Поэтому B2B сотрудничество с компаниями-аутстаферами очень выгодно.
  • Ну и уже упомянутое избавление от бюрократической нагрузки. Передача бухгалтерского сопровождения трудовых контрактов другой компании — это преимущество. Этот тезис даже объяснять бессмысленно, мы думаем, с этим все согласятся.

Если мы вас заинтриговали и заинтересовали преимуществами вывода IT-сотрудников за штат. Переходим к основной части статьи — перечислению критериев выбора компании, которые предоставляют такую услугу.

2. Численность и профили сотрудников

Это преимущество можно обнаружить уже только после начала коммуникации с компанией, предоставляющей услуги. У консультанта можно уточнить численность постоянных сотрудников, доступные специальности. Сколько людей и какой квалификации они могут быстро привлечь.

Нет смысла начинать сотрудничество, если у компании нет кадров с нужными навыками. Также на этапе консультаций стоит оговорить возможную масштабируемость. Это важно, если, например, у вас стартап, которому в случае успешного выхода на рынок понадобится быстрое увеличение штата.

Для некоторых заказчиков также важно, в офисе или на удаленке будут работать сотрудники внешней команды. Важно помнить, что работники будут заняты в проекте заказчика. Организовывать их рабочий день и ставить задачи придется заказчику. Поэтому если у него нет опыта организации удаленных команд, фрилансеры не подойдут.

3. Условия найма

Тут на самом деле много вопросов:

  • Кто проводит интервью? Можно ли поучаствовать?
  • Сколько времени нужно на подбор специалиста с нужными навыками?
  • Как быстро его получится внедрить в проект? Кто этим занимается, аутстаффер или заказчик?
  • Есть ли какие-то ограничения при найме сотрудника, например, минимальный срок, или время, необходимое для предупреждение об отказе от работы?

Все эти вопросы лучше обговорить заранее. В любой услуге есть нюансы, требования и ограничения, формирование внешних команд — не исключение.

4. Совместимость рабочей среды

Агентство может подходить по всем параметрам, но в этом нет никакого смысла, если компания и ее сотрудники работают на другом программном обеспечении, пользуются другими методами организации и планирования, да и вообще живут в другом часовом поясе и разговаривают на другом языке.

Внешние специалисты становятся буквально частью вашей компании, поэтому взаимодействие должно быть максимально синергичным. Если по каким-то пунктам совместимости нет, это не повод отказываться от услуг подрядчика, а наоборот — стимул к переговорам.

  • Может ли часть сотрудников поменять график?
  • А изменить формат организации работы?
  • Как компания-аутстаффер планирует работу в праздничные дни?
  • А что происходит во время отпусков и больничных?

Чем полнее и точнее будет интеграция внешних сотрудников в работу компании, тем эффективнее будет сотрудничество.

5. Цена

Было бы нечестно пропустить этот пункт. Но стоимость не должна быть единственным или ключевым фактором. Также, зависимость между качеством услуг и ценой далеко не линейная.

  • Низкие ставки должны настораживать. Велик риск, что компания просто не выполнит свои обязательства, или выполнит, но плохо. Тут даже не понятно, какой вариант лучше для заказчика. Но по низкой цене можно найти настоящий джек-пот. Демпингом могут заниматься новые компании, захватывающие рынок, или небольшие игроки.
  • И наоборот, высокая цена не является гарантией качества. Вполне вероятно, что вы просто переплачиваете за услуги и специалистов, которые не отличаются пропорционально более высокой квалификацией. Просто вы заплатите больше.

Поэтому цену нужно учитывать исключительно как множитель, который либо улучшает, либо ухудшают оценку подрядчика, основанную на других критериях.

Также стоит разделять ставки специалистов и маржу компании-исполнителя, и оценивать их как две разные цены.

6. Безопасность и гарантии

Один из самых недооцененных вопросов сотрудничества со внешними сотрудниками — безопасность и конфиденциальность данных. Посторонние по сути люди получают доступ к ценной корпоративной информации. Особенно опасно такое сотрудничество в случае если компания-аутстаффер привлекает к участию в проекте новых специалистов, а не тех, кто постоянно находится в их штате.

Поэтому на этапе обсуждения важно обсудить вопросы защиты информации, а также оценить, насколько детально компания относится к безопасности работы. Готова ли она заключить NDA и принять на себя ответственность за их нарушение.

Говоря о юридическом сопровождении, важно оценить, какую ответственность берет на себя подрядчик, какие обязательства и гарантии. Чем защищенней заказчик при сотрудничестве, тем лучший это вариант для клиента.

7. Наличие разных типов сотрудничества на выбор

Этот критерий не обязательно говорит о качестве, потому что подрядчик вполне может концентрироваться только на share-командах, только на подборе специалистов на фулл-тайм, или только на одной специализации.

Но, наличие выбора и универсальность, во-первых, дает клиенту возможность гибко регулировать сотрудничество. В том числе менять модель уже по ходу работы.

Во-вторых, удобно, когда в одном месте можно решить все свои кадровые проблемы и составить сбалансированную разнопрофильную команду.

В-третьих, наличие выбора косвенно свидетельствует о хороших управленческих навыках руководителей, которые могут организовать работу специалистов и команд в разных форматах и разных нагрузках.

8. Отзывы и рекомендации

Лучший маркетинг — довольный клиент. Это может казаться забавным, но даже в таком конкурентном и технологическом сегменте рынка как IT, простые личные рекомендации и отзывы остаются хорошим каналом привлечения новых клиентов.

Конечно, отзывам в интернете доверять нельзя, и ко всему сказанному нужно относиться со скепсисом, но вам ничего не мешает обратиться напрямую к клиентам компании (особенно если кейсы публично размещены на сайте). Отзыв напрямую от клиента — качественный источник информации.

9. Наличие релевантных кейсов

На самом деле, все IT-проекты, особенно сложные проекты, очень индивидуальны. Если у вас получится найти компанию-подрядчика, которая уже подбирала команды для реализации:

  • Похожих IT-Проектов. Например, вам нужно приложение для сервиса по доставке еды, то в идеале найти аналогичный кейс, или хотя бы какой-то курьерский сервис.
  • Проектов в вашей отрасли. Если у компании аутстаффера есть кейсы реализации проектов, например, в финтехе, их специалисты могут лучше понимать специфику бизнеса, особенности рабочих процессов. Это повышает эффективность найма.

Этот пункт далеко не самый главный (поэтому он и в конце) и ничего не гарантирует. Наличие кейсов — хороший индикатор для компаний, которые реализовывают проекты под ключ по принципу аутсорсинга. Но в случае с внешними командами, нет гарантий, что вашим проектом будут заниматься те же специалисты.

Наличие релевантных кейсов — хороший индикатор для начала переговоров. Вы можете связаться с менеджерами и спросить, есть ли доступные сотрудники с нужным вам опытом и навыками.

Кстати о «спросить». Всю основную часть статьи мы посвятили критериям выбора компаний, предоставляющих услугу формирования внешних команд. Во многих пунктах мы даже приводили конкретные вопросы, которые нужно задавать менеджеру.

Было бы странно, если мы эти вопросы привели, а сами на них ответить не можем. Ответы вы можете получить в бесплатной консультации наших специалистов.

Если вы до сих пор сомневаетесь, нужен ли вам аутстаффинг? Подходит ли он для вашего бизнеса или конкретного проекта? Каких специалистов можно эффективно вывести за штат? Для того чтобы получить бесплатную индивидуальную консультацию наших специалистов, оставив заявку в форме обратной связи на нашем сайте.

Начать дискуссию