Как автоматизировать управленческий учет на производственном предприятии? Полезные советы

Производственные предприятия от других типов бизнеса обычно отличаются масштабами и большим количеством учетных операций, отражающих рабочие процессы. Без автоматизации учета на производственных предприятиях на бухгалтерский отдел ложится огромная нагрузка: большое количество первичных документов, сложная калькуляция затрат и себестоимости, расчеты заработной платы (которая часто сдельная), сложный складской учет и многое другое.

Поэтому без автоматизации учета результативность работы производственного предприятия будет на низком уровне. Кроме низкой эффективности планирования и учета рабочего времени (что приводит к простоям), работа производственного цеха часто тормозиться бюрократией (из-за ручного оформления документов). В этой статье мы хотели бы рассказать о том, какие возможности для компании открывает автоматизация учета на производственном предприятии.

Как автоматизировать управленческий учет на производственном предприятии? Полезные советы

1. Формализация и стандартизация производственных процессов

В рамках 1С можно детально воспроизвести весь производственный процесс. Вплоть до каждой небольшой производственной задачи, выстроив их после этого в цельную организованную систему.

В специализированных конфигурациях учет можно детализировать настолько, что будет понятно, какой сотрудник, какой задачей будет занят, а также что ему нужно для выполнения задач (оборудование, материалы и т.д.)

Это позволяет точно и эффективно планировать рабочий процесс не только на конкретный день, но и на долгосрочные циклы. Понимая, какие задачи будут решать сотрудники, можно спланировать закупки и поставки сырья, плановый ремонт оборудования. Поэтому конфигурация управленческого учета 1С для таких предприятий поможет точно планировать и отслеживать как производство в целом, так и небольшие процессы в компании. Стандартизируя их, и обеспечивая всем необходимым для выполнения.

2. Избавление от ручного учета, сокращение ошибок ич нагрузки на бухгалтеров

Как уже было сказано выше, производство состоит из огромного количества мелких операций, каждая из которых сопровождается учетными действиями и оформлением первичных документов.

Только представьте, что под каждую производственную операцию нужно оформлять спецификации, контрольные документы, вести учет рабочего времени, а после всего этого еще и проводить ручные инвентаризации, которые превращаются в настоящий кошмар на крупных складах с широкой номенклатурой.

Ручной учет — это не только неудобно и неэффективно, но и очень дорого. Для того чтобы сопровождать этот большой объем операций, нужен многочисленный бухгалтерский отдел. Автоматизация избавляет вас от необходимости найма дополнительных сотрудников для типовых рутинных операций.

Второе преимущество оптимизации — устранение ошибок из-за человеческого фактора. Людям свойственно ошибаться. Когда сотрудники самостоятельно оформляют учетные операции, они могут допустить опечатки, неправильные расчеты, упущенные данные, что в итоге приводит к долгим поискам ошибок. Автоматизация учета эту проблему решает.

3. Калькуляция затрат

Это одна из наиболее распространенных проблем учета на производственных предприятиях — сложная калькуляция себестоимости. Сложно учесть все затраты, прямые и косвенные, особенно в конвейерном производстве, когда над одним продуктом работают несколько сотрудников разное количество времени, требуются разные комплектующие и расходники.

Еще сложнее, когда для какого-то из этапов производства используются сложноизмеримые ресурсы. Например, несколько капель смазки для механизмов. Большая дилемма, что с ними делать:

  • Если учитывать, то это сильно усложнит калькуляцию.
  • Если не считать, это приведет к хищениям. На производстве все мелочи, которые не считаются и не инвентаризируются, становятся объектами для хищения и неэффективного использования.

В специализированных конфигурациях 1С для производственных предприятий предусмотрены удобные функциональные модули для калькуляции себестоимости:

  • Постоянные и переменные расходы.
  • Косвенные затраты.
  • Время сотрудников. А также стоимость услуг внутренних подразделений компании.
  • МБП (Малоценные быстроизнашивающиеся предметы)
  • Расходы на постпроизводственные операции (складирование, отгрузки, оптовые продажи и т.д.)

В итоге, можно максимально детализировано рассчитывать себестоимость, и делать это в автоматическом режиме.

4. Детальное планирование и оптимизация рабочего процесса

Неэффективность на производстве стоит очень дорого. Многие руководители даже не понимают, насколько дорого. Некорректно распределенная и спланированная нагрузка не только приводит к простоям и нерациональному расходованию времени специалистов, но и, например, к поломкам оборудования.

Если процесс спланирован неправильно, в момент решения определенной задачи может не хватать ресурсов или инструментов. В итоге простои, задержки нарушения производственных цепочек, а это все — потери для компании, причем вполне ощутимые финансовые потери.

Управленческие модули в рамках конфигураций 1С позволяют очень детально планировать и оптимизировать производственный процесс.

Поиск точек роста и возможностей для оптимизации должен быть непрерывным, поскольку это одновременно и сокращает ненужные затраты производства, и увеличивает рентабельность работы.

5. Калькуляция оплаты труда

Как мы уже говорили выше, в планируемое расписание работы производственного предприятия можно вносить даже информацию об ответственных сотрудниках. К конкретной задаче (или циклу задач, или этапу производства) можно привязать конкретного специалиста.

Учетная система 1С знает, кто, в какое время и чем занимался. На основании этой информации можно совершать автоматическую калькуляцию затрат даже по сложным сдельным формулам. Учетная система собирает информацию обо всех отработанных часах сотрудника, тарифицирует их (если были, например, переработки и ночные смены) и выдает итоговую сумму заработной платы.

Это особенно актуально, когда речь идет о производстве с большим количеством сотрудников, сдельной формой оплаты, различными тарифами оплаты в зависимости от стажа, категории, особенностей смен и других факторов.

Если рассчитывать в таких условиях зарплату вручную, ее калькуляцию нужно начинать сразу с того момента, как выплачена предыдущая зарплата.

6. Работа с давальческим сырьем

Не стоит забывать, что большая часть производственных предприятий частично или полностью работает под заказ со сторонними ресурсами. Так называемым, давальческим сырьем. Это осложняет учет в компании, поскольку такие материалы, готовая продукция и все сопутствующие операции должны вестись отдельно.

И это далеко не все особенности ведения производственного бизнеса, которые учтены в профильных конфигурациях 1С. Сложно в одном тексте перечислить все доступные опции, поскольку производственные компании очень сильно друг от друга отличаются. И под все ниши такого крупного сегмента как «Производство» в продуктах 1С предусмотрены релевантные решения.

Стандартную конфигурацию можно адаптировать под конкретную компанию, настроив нужные модули, и убрав ненужные для конкретного производства. Кроме того, возможна даже индивидуальная разработка учетной системы конкретно под вашу компанию. В таком случае специалист внедряется в работу предприятия, изучает его, описывает реальные учетные процессы, а потом программисты превращают эту проектную документацию в программное обеспечение. Оно буквально «сшито по индивидуальным меркам» и хорошо подходит конкретно под ваш бизнес.

Если вы не знаете, какой именно вариант вам лучше подойдет, или не уверены, что продукты 1С имеют решения конкретно для вашего типа производства, вы можете получить бесплатную консультацию наших специалистов. Для этого достаточно оставить заявку на нашем сайте.

Начать дискуссию