Как изменился спрос на бутилированную воду в 2021 году в Москве и при чем здесь погода?

В этой статье мы попытаемся смоделировать колебания спроса на рынке доставки воды в Москве на основе ретроспективных данных тематических запросов Яндекса за 9 месяцев (с января по сентябрь включительно) 2020 года к 9 месяцам 2021 года.

О сделанных в исследовании допущениях и репрезентативности выборки поговорим ниже. А пока давайте перейдем сразу к данным.

Куда движется спрос?

В целом количество запросов, связанных с доставкой воды по Москве в 2021г., сильно подросло относительно этого же периода в 2020 году. Как видно на графике ниже, рост по взятой выборке составил 54,18%. В 2020г. абсолютное значение количества рассматриваемых запросов за 9 месяцев составило 671647, а за январь-сентябрь 2021г. уже 1035546.

Как изменился спрос на бутилированную воду в 2021 году в Москве и при чем здесь погода?

Конечно, это еще не означает, что весь спрос на бутилированную воду 18,9л. в Москве так значительно вырос, но корреляционная зависимость здесь, определенно, есть.

С точки зрения распределения по типу устройств, отрасль доставки воды подчинена глобальному тренду на сдвиг с использования десктопов (стационарных компьютеров и ноутбуков) в сторону мобильных устройств. При этом интересно, какими темпами происходит этот сдвиг. Если в 2020 году по Москве пользователь при поиске нужной информации о доставке использовал мобильный в 62% случаев, то в 2021 году уже в 71% Т.е. доля использования мобильных устройств выросла на 14,5% (9 п.п.).

Как изменился спрос на бутилированную воду в 2021 году в Москве и при чем здесь погода?

А какая у нас погода за бортом?

Теперь давайте рассмотрим, как колебалось число запросов месяц к месяцу:

Как изменился спрос на бутилированную воду в 2021 году в Москве и при чем здесь погода?

На графике мы видим, что наименьший разрыв был в апреле, он составил 25,55% (84914 запросов против 106613), а вот в июле он достиг своего максимума, целых 106,2%, т.е. более чем в 2 раза. Но с чем связано такое сильное колебание? Первое предположение — с погодой. Наверное, июль 2021 в Москве был сильно жарче июля 2020. Давайте посмотрим внимательнее. Наложим на график ретроспективные данные среднемесячной температуры за интересующие нас периоды и выделим самые очевидные тренды:

Как изменился спрос на бутилированную воду в 2021 году в Москве и при чем здесь погода?

май-июль 2020 — температура растет, кол-во запросов падает

май-июль 2021 — температура растет, кол-во запросов растет

август-сентябрь 2020 — температура падает, кол-во запросов растет

август-сентябрь 2021 — температура падает, кол-во запросов падает

и самое интересное: июль 2020 и 2021 годов — при незначительном изменении температуры рост запросов более чем в 2 раза (с 70588 до 145553)

Таким образом, вопреки распространенному среди производителей бутилированной воды мнению, наше исследование не выявило какой-либо зависимости спроса от погодных условий. Погода, если и влияет на спрос, то очень незначительно и только в моменте. На более длинном отрезке времени этой зависимости не обнаружено.

Основные выводы.

1. Рынок бутилированной воды в Москве в 2021 году значительно вырос.

2. Использование мобильных устройств при поиске нужной информации по отношению к десктопам продолжает быстро расти.

3. Ежемесячный вывоз продукции не зависит (или зависит совсем незначительно) от погодных условий.

Допущения и репрезентативность

В исследовании использовались ретроспективные данные по количеству высокочастотных тематических запросов Яндекса, таких как “доставка воды”, “вода 19” и т.д. со всеми вложениями (например, “доставка воды” включает в себя запросы “доставка воды в Москве”, “купить воду +с доставкой” и другие).

По данным института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, среди взрослого населения России ежегодно увеличивается не только доля пользователей сети интернет (еще в 2017г. она составляла 83,7%), но и интенсивность ее использования (в том же 2017г. она уже составляла 60,6% наиболее активных пользователей). Таким образом, данные запросов Яндекса можно считать репрезентативной выборкой по отношению к генеральной совокупности (общему спросу на бутилированную воду по г.Москва).

Тем не менее, представленное исследование не претендует на «научность» методов. Оно призвано скорее побудить производителей внимательнее относиться к тем фактам, основываясь на которых они строят свои маркетинговые стратегии и выводы об успешности их проведения.

3
7 комментариев
Комментарий удалён модератором

Спасибо. Возможно, так и будем делать.

1
Ответить

Интересно, думала чем жарче, тем больше пьют

1
Ответить

Когда работал руководителем маркетинга в водной компании, тоже так думал :) Спасибо за отзыв

Ответить

Интересные данные. Неожиданно про погоду, все теории надо проверять на практике с учетом ретроспективы

1
Ответить

Благодарю. Да, маркетинг - это про данные. Это точная наука.

Ответить

Пипец вы маркетологи от бога. Подход как у британских. Типа давайте происследуем зависимость вспышек на солнце и рождаемость котят в Зимбабве.

В 2021 в апреле- мае всех запели по домам вот вам и вырос спрос. Этот период вообще аномален и глупо его сравнивать.

Ответить