Почему я молчу на английском, когда вроде бы уже могу говорить?

Игра «в молчанку» или период молчания? Что это, почему он появляется и как выйти из этого состояния?

Период молчания - это неотъемлемый этап изучения иностранного языка. Я хочу поделиться с вами опытом и тем простым фактом, осознание которого поможет вам сделать процесс обучения английскому или другому иностранному языку более эффективным и стресс-free. Это особенно важно, если вы переживаете по поводу "недостижения" желаемых целей.

Несколько слов обо мне. Я Маргарита, мне 34 года, после жизни в России и Штатах, я эмигрировала в Уругвай, где занимаюсь развитием и управлением онлайн языковой школы. Вот уже 15 лет я погружена в образование, вместе с командой помогаю взрослым заговорить и овладеть английским, кому язык нужен в первую очередь для карьеры, учебы и эмиграции.

Почему я молчу на английском, когда вроде бы уже могу говорить?

В данной статье я расскажу о самом, по-моему мнению, малоизвестном, порою игнорируемом учителями, первом периоде при овладении иностранным языком, так называемом "Тихом периоде" или Silence Period.

Статья особенно полезна тем, кто только начинает изучение иностранного языка, а также преподавателям. Те, кто уже говорит на иностранном языке, надеюсь, тоже почерпнут для себя интересную информацию.

Эта статья - попытка описать своими словами личные наблюдения из работы со студентами разных возрастов. Итак, среди этапов можно выделить:
1. Тихий период
2. Ранний период производства
3. Период возникновения речи
4. Промежуточный период производства
5. Расширенный период производства

Название "Тихий период" говорит само за себя - изучающий иностранный язык пока не готов или не может выдать беглый речевой поток, полный смысла и спонтанности.

Словарный запас начинающих изучение иностранного языка (период занятий от 2 до 6 месяцев), насчитывает менее 500 лексических единиц. В этот момент еще не сформированы навыки говорения (продуцирования речи), изучающий может распознавать звуки, знакомые слова, грамматические конструкции и понимать, что говорят, при медленном темпе речи. На данном этапе важно много слушать, учиться различать patterns (части предложения), обращать внимание на интонацию говорящего. В это время учащиеся повторяют представленные им конструкции, выполняют drilling (повторение фраз и предложений за учителем).

Данный период может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. На это влияет ряд факторов: личность, знание других иностранных языков, регулярность занятий, а также система и подход, другими словами правильный подбор упражнений. Например, важно больше слушать и записывать, чем просто читать и переводить.

Суть феномена связана с тем, что осознание идет впереди производства. Прежде чем что-то сказать на иностранном языке, у студента должно произойти полное понимание того, что говорить и как. Ошибки имеют здесь место потому, что это первые шаги в новой деятельности. Мускулы артикуляционного аппарата должны воспроизводить незнакомые звуки, для построения предложений используются новые слова и грамматика, и пока это не отработано до автоматизма, возникает "торможение" и ошибки. Считаю, что ошибки очень важны и сигнализируют о прогрессе. Вообще тема ошибок - это отдельный вопрос.

Хочу привести пример с чтением и пониманием статей на интересную вам, но находящуюся вне вашей профессиональной компетенции тему: незнание экономики или бухгалтерского учета, маркетинга не останавливает вас от того, чтобы понимать тексты, описывающие принципы и кейсы из данных тематик. Однако, в момент, когда вам нужно пересказать или передать основную идею прочитанного, вы можете испытывать затруднения, особенно если хотите использовать незнакомые термины или жаргон.

Ярко это явление прослеживается у студентов, например, из IT-индустрии и врачей: читая литературу по специальности, сложные инструкции на английском, они понимают содержание благодаря знанию терминологии. Однако, когда подходит время живого общения, человек замыкается, пропадает уверенность, и немногие фразы, которые может выдать - это yes, no, I am not sure, okay. Период между первым живым общением, когда сложно выстраивать диалог, и моментом, когда студент сможет самостоятельно принимать участие в беседе, у каждого разный, может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев. Важную роль играет регулярность и по возможности максимальное вовлечение в коммуникацию с другими людьми на изучаемом языке. Данные усилия непременно приведут к тому, что языковой барьер разрушится, "Тихий период" пройдет и человек начнет говорить.

Период молчания - это неотъемлемая часть процесса изучения иностранного языка. На данной стадии есть большая вероятность поддаться беспокойству и чувству фрустрации, которые заставляют всех участников учебного процесса: и студентов, и преподавателей нервничать и ожидать от самих себя невозможных результатов в слишком короткий промежуток времени. Обострение происходит также по той причине, что взрослый человек, профессионал, прекрасно изъясняющийся на родном языке, превращается в ребенка, когда ему нужно говорить, например, на английском. Страх показаться глупым, "сморозив что-то не то", или выглядеть нелепо, стесняясь переспросить, когда не понял, что тебе говорят, боязнь ошибок - ситуации, которые понижают нашу самооценку. Самое лучшее решение проблемы - если преподаватель и студент вместе примут ситуацию и будут продолжать усердно работать, не фокусируясь на проблеме продуцирования, а направляя энергию и уделяя больше внимания развитию навыков слушания, пополнению словарного запаса и изучению грамматики.

Silence Period - один из самых сложных периодов, как для студента, так и для преподавателя, поэтому не стоит расстраиваться или опускать руки, продолжайте работать и будьте уверены - скоро настанет момент, когда вы сможете свободного общаться на изучаемом языке.

Преподаватель, не владеющий данной информацией, рискует вместо уроков, где студенты наслаждаются процессом получения новых знаний, общением друг с другом, переключением из рабочего в учебный режим, непреднамеренно превратить учебный процесс в тяжёлый труд с постепенной потерей мотивации и понижением самооценки учащихся.

Встречали ли вы преподавателей, которые спустя два месяца работы с аудиторией могли бы сказать: "Сколько недель бъемся над Present Simple, а они до сих пор делают ошибки! Уже отрабатывали на "кошках и собаках", и все равно одно и то же".

Общаясь с учителями, которые болезненно реагируют на "Тихий период", единственное, что мне хочется ответить: "Дайте вашему студенту чуть больше времени. Он все освоит".

Разумеется, важным моментом освоения языка является методика, по которой работает преподаватель. Если это коммуникативный подход, то "Тихий период" пройдёт рано или поздно, а если преподаватель часто использует родной язык на занятиях для объяснения грамматических правил или пояснений, то вряд ли можно ожидать сильного прогресса в скором времени, и тогда, по-моему мнению, стоит задуматься над форматом обучения.

Еще раз хочется отметить, что при правильной "настройке" языка (методике обучения) и зная о Silence Period, от которого никуда не деться любому изучающему иностранный язык, мы можем расслабиться и наслаждаться приобретением новых знаний. Будьте уверены - придет момент, когда вы достигнете своей цели, начнете самостоятельно говорить на изучаемом языке и наслаждаться общением.

Почему я молчу на английском, когда вроде бы уже могу говорить?
33
4 комментария

Почему вы выбрали Уругвай? Расскажите о жизни в этой стране)

1
Ответить

Былого несколько причин, я жила не продолжительное время 9-12 месяцев в Бразилии, Чили, Перу. Мне хотелось в Южную Америку. И так сложилось, что муж из Уругвая. Поэтому сейчас здесь.
Спасибо за мотивацию, расскажу больше о жизни в стране в бедующий статьях. А если кратко, то Уругвай - это высшего качества мясо, пальмы и океан, зима похожая на поздний октябрь в Москве и демократическое общество с сильной экономикой.

2
Ответить

Вот мне тоже интересно зачем человек штаты на Уругвай поменял

1
Ответить