Как запустить новый бизнес: основные ошибки, триггерные точки, что нужно учесть

Итак, вы решили, что у вас есть восхитительная идея: нашли голубой океан и пора стартовать. И вот спустя некоторое время уже вложили все деньги, прибыли нет, а убытки есть. Так что же вы сделали не так?

А я вам расскажу. Расскажу на собственном опыте. Почему я могу анализировать со стороны? Потому что у меня уже есть опыт запуска небольших бизнесов в рамках большой компании.

Как запустить новый бизнес: основные ошибки, триггерные точки, что нужно учесть

Итак, история первая, азартная!

Вы придумали (вам приснилась, подсказал друг/клиент/партнер) гениальную идею, и вы решили ввязаться и реализовать ее. Отлично!

Выстрелит ли эта идея? Тут, как с динозавром: 50/50, либо встретишь, либо нет.

Что можно сделать еще на старте, чтобы немного уточнить вероятность этой эпохальной встречи с прибылью?

Проанализируйте, действительно, ли океан голубой?

Посмотрите, есть ли у вас конкуренты, и, спойлер, лучше, чтобы они уже были. Почему? Потому что, если у вас совсем нет конкурентов, возможны два варианта развития событий: либо вы действительно непризнанный гений и получится залететь в топ с минимальными вложениями, либо ваш продукт, как неуловимый Джо, просто никому не нужен.

Дальше есть несколько вариантов развития событий, и действовать нужно, отталкиваясь от исходных данных.

Если есть конкуренты:

Анализируем, что они предлагают, как давно и сможете ли вы предложить что-то лучше/выгоднее/интереснее (не говорю дешевле, обратите на это внимание). Можете? Вперед. Не можете? Скорее всего, великой прибыли вы не увидите.

Если нет конкурентов:

Анализируем, есть ли вообще спрос на рынке на ваш продукт.

Вы можете провести опрос и понять потребности своих текущих клиентов, провести опросы в специализированных чатах либо вообще тестово запустить рекламные кампании и посмотреть на спрос.

Также на данном этапе можно и нужно общаться с людьми, у которых есть подобный или смежный опыт, чтобы получить взгляд изнутри на реальную ситуацию на рынке.

На этом этапе у вас должны быть собраны следующие сведения:

1. Какие продукты есть на рынке и у кого.

2. Состав данных продуктов.

3. Ценообразование: из чего складывается стоимость продукта.

4. Позиционирование конкурентов.

5. Емкость рынка: кто ваша целевая аудитория и какой у нее потенциал.

Лучше привлекать к анализу опытного маркетолога, затраты на анализ несопоставимы с теми убытками, которые вы можете в итоге понести, если что-то пропустили.

Если на рынке есть потребность в продукте и есть понимание, что вы сможете подвинуть конкурентов, если они имеются, переходим к следующему шагу.

История вторая: математическая

Что мы делаем дальше:

А дальше нужно еще больше углубляться в данные, полученные в результате анализа.

Просчитываем каждый продукт и готовим финансовую модель. Казалось бы, логичный шаг. Но самом деле большинство участников рынка его игнорирует со всеми вытекающими негативными последствиями.

На этом этапе также стоит воспользоваться помощью финансового аналитика с опытом построения таких моделей.

Что нужно сделать:

1. Рассчитать себестоимость продукта. Четко, по пунктам расписать все затраты на производство: ФОТ сотрудников, сервисы, подрядчики, материалы, логистика, упаковка, все что угодно.

2. Определить косвенные затраты на продукт, например, ФОТ сотрудников, которые не влияют напрямую на производство, но участвуют в ваших процессах: HR, бухгалтерия и т. д.

3. Рассчитать затраты на рекламу и продажу продукта.

4. Составить прогноз по выручке: в каком объеме вы сможете продавать ваш продукт (исходя из анализа, который делали выше).

5. На основании предыдущих пунктов посчитать чистую прибыль.

После этого надо еще раз трезвым взглядом посмотреть на полученные цифры и принять решение: стоит ли переходить к дальнейшим работам и будет ли прибыль вообще в обозримом будущем. Главное, быть честным с собой и не приукрашивать картину.

Если все ОК, переходим к дальнейшим пунктам.

История третья: финальная

Что дальше? А вот дальше то, что все очень часто делают в первую очередь, без какого-либо анализа и просчета.

Мы упаковываем продукт, запускаем, рекламируем, продаем и успешно получаем прибыль.

На мой взгляд, если вы запускаете продукт/бизнес/услугу на основании четкого маркетингового и финансового анализа, вы обязательно добьетесь успеха. Главное, не жалеть ресурсов на подготовку. Лучше заранее просчитать свои ошибки, чем обнаруживать их в тот момент, когда уже ничего нельзя изменить.

22
Начать дискуссию