David Autor: Как большие города США превратились в среду, где царит неравенство

Статья WP опубликована два года назад, но она не потеряла своей актуальности. Колумнист издания рассказывает о работе ученого из MIT David Autor. David известен своими исследованиями американского рынка труда. Сначала кажется, что David отдает дань моде и пишет про различия белых и черных американцев. Но если отвлечься от нынче модной в США темы Black lives matter, то получается серьезный разговор о тревожном превращении города из привлекательного места, где каждый американец получал шанс перейти в средний класс, в зону социального неравенства, где преобладают два слоя: элита и менее образованный, низкооплачиваемый персонал, который ее обслуживает.

Мне даже вспомнился фильм «Элизиум», пока читала статью.

David акцентирует внимание на важности образования для успешной карьеры в большом городе и роли автоматизации труда в снижении доходов необразованных рабочих.

С доступностью образования в США все непросто. Студенческие долги превышают сумму в 1,7 млрд долларов США и являются значительной нагрузкой на студентов. Возможностей получить образование у американцев не то чтобы много, а следовательно, если доверять модели David Autor, затраты на получение высокооплачиваемой работы все выше.

Когда-то города были лифтом для среднего класса. Теперь большие города превращаются в мертвые зоны для афроамериканских работников и во многих случаях для латиноамериканцев.

Для американцев, не имеющих доступа в класс элиты с помощью профессии, связей или образования, города были билетом в средний класс.

Особенно это было актуально для афроамериканцев, которые приезжали из маленьких населенных пунктов в города, чтобы стать работниками на стройке или фабрике, офисными клерками или менеджерами по продажами. Все эти профессии поддерживали быстро развивающуюся городскую экономику. Они зарабатывали значительно больше, чем их соотечественники в маленьких городках.

На рубеже тысячелетия что-то пошло не так, как показывают новые данные. Переезд в город еще остается хорошим шансом добиться успеха для белых американцев. Но для афроамериканцев, особенно без диплома колледжа, приезд в город не гарантирует реализации тех возможностей, что были раньше.

«Сломанный лифт городских возможностей»

David Autor, экономист Массачусетского технологического института, специализирующийся на исследовании рынка труда, опубликовал свое новое исследование «Сломанный лифт городских возможностей» (The Faltering Escalator of Urban Opportunity) в 2020 году.

David рассчитал темпы роста дохода американцев с 1980 по 2015 года, а потом сделал сравнение темпов роста в крупных и мелких городах.

Выяснилось, что с 1980 года заработная плата росла быстрее у белых американцев, чем афроамериканцев в городе. У мужчин- на 6 процентов, у женщин- на 13.

В этот период уровень дохода белых американцев без диплома колледжа не менялся. А вот уровень дохода афроамериканцев без диплома в городе рос медленнее на 17 пунктов, чем у их соотечественников в маленьких городках.

David Autor: Как большие города США превратились в среду, где царит неравенство

Причем в больших городах афроамериканцы с дипломом добились меньше, чем белые американцы. Латиноамериканцы – в похожей ситуации с афроамериканцами.

David: “Увеличивающийся рост ВВП обеспечивается небольшой группой городов-суперзвезд и людей, которые платят, чтобы в них попасть. Именно в эти суперзвезды вы пойдете, если у вас есть диплом и квалификация. Колледжи хорошо востребованы в городах, но белые американцы с дипломом преуспевают лучше, чем афро- и латиноамериканцы».

David считает, что разрыв в доходах не учитывается стоимости жилья. Если взять в расчет стоимость жилья и другие затраты на проживание, то менее образованные афро- и латиноамериканцы зарабатывают еще меньше, чем они бы зарабатывали в 1980 по сравнению с соотечественниками в маленьких городах.

Что же случилось? Почему необразованные американцы стали меньше зарабатывать?

Автоматизация «вымыла» многие виды работ, которые помогали неквалифицированным работникам перейти в средний класс. На рубеже тысячелетия корпорации перешли на таблицы, модные системы телефонии и роботов, чтобы заменить работников, выполняющих рутинные виды заданий.

Работники перешли в низкооплачиваемый сектор розницы: рестораны, торговые сети и отели.

К тому же, многие фабрики автоматизировали или даже упразднили рабочие места, которые раньше привлекали афроамериканцев в большие города в период Великой Миграции*. Это удалось сделать благодаря переносу рабочих мест в более дешевые регионы, такие как Мексика и Китай (после 2000 года).

*Великая миграция (the Great Migration), также известная как Великая миграция на север или Черная миграция , была перемещением 6 миллионов афроамериканцев из села от юга США до городов на северо-востоке , Средний Запада и Запад страны, которые произошли между 1916 и 1970 годами. Это было вызвано в первую очередь плохими экономическими условиями, расовой сегрегацией и дискриминацией в южных штатах. Великая миграция была одним из крупнейших и самых быстрых массовых внутренних перемещений в истории - возможно, величайшим, не вызванным непосредственной угрозой казнь или голодная смерть.

David: «Работы, требующей средней квалификации*, не осталось. Поэтому эти работники группируются в узком секторе традиционно низкооплачиваемой и низкопроизводительной работы».

*Работы средней квалификации в модели David Autor:

· Продажи

· Офисная и административная работа

· Производство, мастерские, ремонт

· Операторы, работники фабричных производств

Модель поляризации занятости David Autor

David давно работает над моделью поляризации занятости.

Поляризация занятости по David’у – это концентрация спроса на рабочие места в высокооплачиваемых и низкооплачиваемых работах и вымывание рабочих мест средней квалификации с рынка труда.

Вот так выглядит поляризация David Autor:

David Autor: Как большие города США превратились в среду, где царит неравенство

Модель поляризации занятости David описал в своей работе 2010 г. «Поляризация рабочих мест на американском рынке труда». Он исследовал изменения рынка труда США за последние тридцать лет. David отмечает ключевые факторы, оказывающие влияние на формирование рынка труда:

· Снижение темпа получения диплома бакалавра среди молодых людей, особенно мужчин

· Изменения гендерного и расового соотношения рабочей силы

· Изменения в технологиях, международной торговле, ауторсинг рабочих мест , которые влияют на спрос на рабочие места и квалификацию работников

· Институциональные изменения рынка труда США, влияющие на установление минимальной оплаты труда, возможности создавать профсоюзы.

Результат этих факторов на рынок труда выражается в следующем:

· Рост занятости поляризуется. Рабочие места концентрируются в работах, требующих высокой квалификации, и хорошо оплачиваются и в работе, не требующей квалификации и низкооплачиваемой.

David Autor: Как большие города США превратились в среду, где царит неравенство

· Такая поляризация занятости распространяется на все индустрии. Это не только американский феномен.

В 16ти странах Еврозоны наблюдался тот же эффект поляризации: вымывание рабочих мест, требующих средней квалификации. Причем, этот эффект более яркий не в США. Значительное сокращение таких рабочих мест - в Италии, Австрии, Франции, Великобритании.

David Autor: Как большие города США превратились в среду, где царит неравенство

· Основные драйверы поляризации: автоматизация рутинных видов работ, и, в меньшей степени, международная интеграция рынка труда с помощью торговли и аутсорсинга рабочих мест.

· Великая Рецессия оказала количественное, а не качественное влияние на поляризацию. Потеря работы в рецессию в основном затронула белых и синих воротничков с средней квалификацией, чем белых воротничков с высокой квалификацией или низкооплачиваемых работников.

· Доходы работников с дипломом колледжа растут стабильно в последние тридцать лет по сравнению с работниками без образования.

Вековой сдвиг в спросе на рабочую силу привел к так называемой «поляризации» рабочих мест. Рабочие места концентрируются в работах, требующих высокой квалификации, и хорошо оплачиваются и в работе, не требующей квалификации и низкооплачиваемой.

David обнаружил, что в период с 1979 по 2007 года произошел значительный сдвиг в занятости у образованных/без диплома работников: мужчин и женщин.

Женщины с средней квалификации вымывались с рабочих мест значительнее, чем работники мужчины с такой же квалификацией. Женщины с дипломом бакалавра переходили на низкооплачиваемые и высокооплачиваемые рабочие места. Мужчины с дипломом вымывались с высокооплачиваемых рабочих мест, но находили низкооплачиваемую работу.

David Autor: Как большие города США превратились в среду, где царит неравенство

Исследование David 2020 года добавляет новое измерение к его модели поляризации занятости

David: «Поляризация не ощущается неравномерно. Она наиболее сконцентрирована среди меньшинств. Изменения в структуре профессий были более значительными и менее благоприятными для афро- и латиноамериканцев, чем для белых американцев».

Во-первых, рассмотрим бедственное положение выпускников колледжей в больших городах. Начиная с 1980х спрос на работу, требующую средней квалификации, в больших городах упал по сравнению с маленькими городами. Это особенно коснулось афро-и латино-американцев. Хотя увеличилось количество высокооплачиваемых рабочих мест, на которые могут претендовать наиболее образованные работники.

David Autor: Как большие города США превратились в среду, где царит неравенство

Работники, которые не получили диплом бакалавра, лишились возможности занять рабочие места средней и высокой квалификации:

David Autor: Как большие города США превратились в среду, где царит неравенство

Афро- и латиноамериканцы без диплома особенно пострадали от сокращения среднеквалифицированных мест для них. Им пришлось перейти на низкооплачиваемые работы, такие как привратник, повар, официант, работник транспорта, работник ремонтной мастерской, охрана.

Города перестали быть лифтом в средний класс для всех американцев, они превратились в зоны социального расслоения: супербогатая элита и менее образованный, низкооплачиваемый персонал, который ее обслуживает.

Что показывают данные David в деталях?

Заработок бакалавров стабильно растет в городах. Они получают больше, чем бакалавры в маленьком городе, разница между заработком работника большого и маленького города - это так называемая городская надбавка.

С 1980го года городская надбавка работников без диплома почти равна надбавке бакалавров, но только до 2015 года. С этого года необразованные работники не получают городскую надбавку. Их заработок равен заработку работников в маленьком городе. К тому же доход работников больших городов снизился из-за инфляции.

David Autor: Как большие города США превратились в среду, где царит неравенство

Melissa Kearney, экономист по труду Университета Мэриленд : «Мы узнали из работы David’а, что работникам без диплома бакалавра не стоит ждать социальной мобильности в городе».

David: Разрыв между городами и городскими окраинами усугубился. Небольшие города обнаружили, что их спрос на высококвалифицированных работников растет, но их становится все меньше. Они уезжают в большие города.

David также выяснил, что за пределами больших городов работники без высшего образования получают управленческие должности.

Elisabeth Reynolds, исполнительный директор рабочей группы MIT: «Растущее неравенство не только про роботов и автоматизацию, которая сокращает рабочие места, требующие средней квалификации. Есть много других факторов: конкуренция в производстве с импортом, стагнирующий уровень минимальной заработной платы в штатах, снижение активности профсоюзов. Принятые политики привели к тому, что голоса работников о праве на свой заработок никто не слышит».

Melissa Kearney: «Меньшинство несет более тяжелое бремя расходов на здоровье и стоимость жизни во время пандемии, чем большинство. Мы снова видим, что наименее обеспеченные из нас тратят больше».

Менее образованные работники уже потеряли свои места. Только половина взрослой популяции афроамериканцев работает, и сервисная индустрия не будет прежней.

David: белые воротнички работают из дома, а работники сервиса остались без работы.

Elisabeth Reynolds: «Изменится наше понимание городской работы и работы индустрии сервиса. Все изменится. Некоторые рабочие места исчезнут навсегда».

Большая работа David Autor о поляризации профессий: https://economics.mit.edu/files/5554

Начать дискуссию