Эра дешевизны и изобилия заканчивается: мир движется к высокой стоимости труда и цен на товары

NYT публикует статью-размышление о будущем рынка труда, цен на товары, стоимости жизни и уровне инфляции. Глобализация замедляется и, в принципе, меняется кардинально. Десятилетия дешевого труда, частично обеспеченного переносом производства в низкозатратные регионы, отсутствие серьезных геополитических конфликтов позволили потребителям привыкнуть к дешевым товарам, которых много. Мир меняется: компании вынуждены считать выбросы CO2 и переносить производства поближе к потребителю, чтобы не повышать цены на уже недешевые товары. Это провоцирует рост заработных плат на местах. Население стареет, что также означает нехватку рабочей силы и удорожание труда.

Разумеется, не все экономисты считают, что нам предстоит жить в новом мире с высокой инфляцией, дорогими трудовыми ресурсами и товарами. Просто перестройка производств быстро не произойдет, и период перехода будет непростым. Строить точные прогнозы пока сложно, изменения продолжаются. Но, как отмечают, эксперты изобилие трудовых ресурсов сосредоточено в Азии, Африке и Латинской Америке, видимо намекая, что эти регионы – будущие лидеры роста.

Поставки товаров сократились в пандемию, а цены выросли. Некоторые экономисты считают, что эти изменения с нами надолго.

Последние три десятилетия компании и потребители получали выгоду от трансграничных передвижений, которые обеспечивали стабильность поставок электроники, одежды, игрушек и других товаров. Благодаря изобилию этих товаров цены оставались низкими.

Период изобилия подходит к поворотной точке

Однако давление на потоки товаров и услуг не снижается, и, похоже, что период изобилия близится к кардинальному повороту. Компании анализируют, как им пополнять товары, и делают запасы, даже если при этом теряют в эффективности и приходится нести высокие расходы. Если это будет продолжаться, то такой отход от налаженных глобальных цепей поставок может иметь значительное влияние на инфляцию и мировую экономику.

Экономисты дискуссируют, приведут ли последние кардинальные изменения цепи поставок и геополитические конфликты к развороту или реконфигурации глобальной системы производства, когда производственные площадки вернутся в США и в другие страны, чтобы снизить политические риски.

Если это случится, то длившееся десятилетиями снижение цен на многие товары может остановиться или даже пойти вспять. И это может подогреть инфляцию. С 1995 года товары длительного пользования , например машины и оборудование сдерживали инфляцию. Цены на товары с коротким жизненным циклом , например, одежда и игрушки росли медленно.

Эти тренды начали меняться в конце 2020 после начала пандемии, так как стоимость доставки товаров резко возросла, и нехватка товаров сопровождалась резким спросом. Это и привело к росту цен на машины, мебель и оборудование. Хотя мало кто из экономистов ожидает, что резкий рост цен прошлого года продолжится в этом году, но остается открытым вопрос, сохранится ли тенденция к росту цен, пусть даже незначительная.

Ответ на этот вопрос зависит от того, продолжится ли уход от глобализации.

Глобализация совершенно точно замедлилась

Jerome H. Powell, глава ФРС: «Мы будем жить в другом мире – возможно, в мире высокой инфляции, низкой производительности, но более устойчивой и надежной цепи поставок».

«Не совсем понятно, наблюдаем ли мы сейчас разворот глобализации в противоположную сторону. Но точно ясно, что глобализация замедлилась».

График роста цен на товары

Эра дешевизны и изобилия заканчивается: мир движется к высокой стоимости труда и цен на товары

Период глобальной интеграции, который главенствовал до пандемии, удешевил многие товары, которые покупали американцы. Компьютеры и другие технологии сделали фабрики более эффективными, и они выпускали кроссовки, кухонные столы и бытовую технику с скоростью, которой никогда ранее не было. Компании сокращали свои производственные затраты благодаря аутсорсингу фабрик в другие регионы с низкими зар. платами. Использование стальных контейнеров и мощных грузовых судов снизило затраты на перевозку товаров из Бангладеша в Китай и из Сиэтла в Токио.

Такие изменения обошлись дорого американским рабочим. У них просто не стало работы. Возврат рабочих мест, служивший политическим лозунгом Трампа, помог ему зайти в Белый дом. Торговая война и повышение тарифов, которые ввел Трамп, побудило некоторые компании перенести производство из Китая в другие, более дешевые страны, например, Вьетнам или Мексика.

Пандемия разрушила цепь поставок и повысила цены на доставку в целом

Пандемия вызвала эффект снежного кома в оптимизированных цепях поставок: фабрики закрылись, поставка товаров стала осуществляться с задержками, что нарушило безопасность и надежность некоторых товаров и комплектующих, включая полупроводники. Стоимость доставки выросла в 10 раз за два года, что свело на нет усилия компаний сэкономить на выносе производства в другие страны.

С конца 2020 года цены на стиральные машины, диваны и другие объемные товары резко подскочили, так как снижение производства столкнулось с ростом спроса.

Инфляция будет расти

Инфляция разгоняется еще больше . Рост цен на газ и другое сырье в последние месяцы вызвал рост цен на товары. ФРС отметило рост на 6,6% только за март этого года.

Это самый быстрый рост инфляции с 1982 года, а рост цен достиг максимума за последнее десятилетие в многих развитых странах, включая ЕС и Великобританию.

Многие экономисты ожидают, что рост цен на товары длительного пользования снизится в ближайшие месяцы, что в свою должно снизить цены на другие товары и услуги. Данные ФРС за март показывают, что цены стабилизируются. Повышение процентной ставки может снизить покупательскую способность, так как заемные средства для покупки машины, оборудования или товаров для дома становятся все дорогими.

Пока непонятно, сколько фабрик вернутся в США. Консалтинговая компания Kearney опубликовала так называемый «индекс решоринга» (“reshoring index”). Индекс имел негативное значение с 2020 по 2021 гг. Это значит, что США импортируют больше товаров из стран с более низкими затратами. Но все больше компаний сообщают о переносе своих производственных площадок из Китая в другие страны. Американский топ менеджмент более благосклонно обсуждает планы о возвращении производств в США.

Duke Realty: перестройка производств будет небыстрой

Компания Duke Realty занимается арендой торговых центров и складов. Компания ожидает, что произошедшие изменения будут иметь долгосрочные последствия.

Steve Schnur, COO: Клиенты рассматривают новые производственные цепочки поставок.

Ngozi Okonjo-Iweala, глава ВТО: «Уже происходит возврат производств на локальный уровень – не стоит заблуждаться на этот счет». Однако большинство бизнесов страхует риски, просто релоцируя производства в страны с низкими затратами. Это может привести к более глубокой интеграции стран Африки в глобальную цепь поставок.

Katherine Tai, торговый представитель США: американским потребителям нравилась доступность импортируемых товаров по низким ценам, но она была создана на хрупком фундаменте.

Американцы – не просто потребители. Они также работники на глобальном рынке, где идет борьба за таланты. Глобализация «сильно снизила шансы получить хорошую зарплату и работу для среднего американца».

Katherine Tai: «Если мы идем к глобализации 2.0.,то нужно серьезно обсудить условия. Более устойчивое будущее выглядит по-другому».

Ford Motor работает над созданием аккумуляторов для электрокаров, в том числе в США. Jim Farley, CEO: «В среднесрочной и долгосрочной перспективе самым важным для нас будет являться доступность сырья, переработка его, наличие прекурсоров* и очистка, а также производство аккумуляторов в США и по всему миру».

*Прекурсор - вещество, участвующее в реакции, приводящей к образованию целевого вещества.

Альянс американских промышленников: необходимость учитывать выброс CO2 побуждает компании переносить производство ближе к потребителю

Компании начинают считать реальную стоимость доставляемых комплектующих с учетом выбросов углекислого газа, что может побудить их перенести производство поближе к потребителям.

Scott N. Paul, президент Альянса американских промышленников: экономические и политические риски, возникающие при расчете выбросов CО2, поспособствовали переносу производства некоторых компаний поближе к США.

«И эта тенденция растет».

Стареющее население планеты сделает стоимость труда высокой

Долгосрочные изменения населения также могут иметь эффект на глобализацию, а именно замедлять и сокращать темп, что сделает стоимость труда более высокой. По оценкам ООН к 2050 году каждый шестой житель Земли будет старше 65 лет. В 2011 году только каждый 11й землянин был такого возраста.

Старение населения означает, что спустя десятилетия дешевой и доступной рабочей силы нехватка работников станет постоянным состоянием рынка труда. Это может привести к росту зар.плат и росту цен.

Charles Goodhart, заслуженный профессор Лондонской школы экономики: «Демография и разворот глобализации означают, что новые тенденции станут постоянными, но не все. Ожидаем структуральных изменений, которые ускорят инфляцию в ближайшие два десятилетия».

Не все согласны с такими прогнозами.

Adam Posen, президент Peterson Institute for International Economics: огромное количество работников сосредоточено в Южной Азии, Африке и Латинской Америке. А в Японии слабая инфляция длится уже десятилетие, несмотря на стареющее население страны. Замедление глобализации не обязательно вызовет инфляцию в долгосрочной перспективе. Возможно, просто будет спад спроса и рост цен.

Экономисты будут следить за сплетением глобализации, цен на товары и инфляцию

Carlos Viana de Carvalho, бывший экономист Нью-Йоркского ФРС: «Раньше говорили, что это вопрос стоимостью миллион долларов, но я думаю, речь не о миллионах, а о миллиардах и триллионах». Возможно, мир движется в новую экономическую эру с более высокой инфляцией на фоне меняющейся глобализации и фокуса на климатические вопросы.

«Сейчас сложно сделать точные прогнозы о будущем, пока мы живем в меняющемся мире».

Начать дискуссию
[]