Новый закон о гиг работниках вызвал хаос в калифорнийских стрип клубах

Технологическое издание Wired раскрывает непредвиденные последствия применения нового калифорнийского закона AB 5, призванного защищать права гиг работников. AB 5 обязывает работодателя признать внештатников штатными сотрудниками при наличии определенных условий. Выяснилось, что вступивший в силу в 2019 году AB 5 ухудшил условия труда совсем не цифровых и не гиг работников, а танцовщиц стриптиз-клубов штата. Они стали меньше зарабатывать, так как владельцы клубов, экономившие до 30% ФОТ, нанимая танцовщиц внештатниками, переложили новые затраты на плечи своих работниц. Профсоюз танцовщиц призывает политиков не смешивать в кучу все индустрии, где работают внештатники, и задуматься об отличии разных индустрий от цифровых гиг платформ. Получается, что просто принять закон недостаточно для улучшения условий работы внештатников, необходимо еще удостовериться, что работодатели не трактуют его исключительно в своих интересах.

Танцовщицы говорят, что закон, который защищает работников гиг экономики, ухудшает их возможности зарабатывать.

Teddy, танцовщица в стрип клубе, Калифорния

Teddy работает в стрип клубе как самозанятая уже шесть лет. Она считала свою работу хорошим источником средств для жизни. Были времена, когда посетителей не было, и зар.плата падала. Но ночи без посетителей обычно сопровождались вечерами, когда в клубе яблоку негде было упасть. Teddy не зарабатывала меньше средней почасовой ставки в Калифорнии - $15 в час.

Но все это было до так называемой «эпохи до AB 5». Последнее обозначает новый закон, принятый в Калифорнии и называемый Закон Ассамблеи номер 5, который категоризует самозанятых как штатных работников. Согласно новому Закону, работники должны быть обеспечены бенефитами, гарантированных по закону, такие как минимальная оплата труда и оплата переработок. Сторонники закона, например сенатор Elizabeth Warren, считают этот закон ответом на эксплуатацию работников в гиг экономике. Но этот Закон еще не применяют к таким компаниям как Uber и Lyft. Вместо этого Закон трансформировал совсем другие индустрии: начиная от студий йоги до театральных студий и грузоперевозок.

Споры о влиянии AB 5 на все индустрии, а не только на гиг экономику, снова оказались в центре внимания. Администрация Байдена рассматривает вопрос о принятии нового федерального закона, защищающего работников от злоупотреблений работодателей в части классификации их как штатных, так и нештатных сотрудников. Хотя Палата Представителей приняла федеральную версию AB 5, называемого «Закон о защите права на организацию» (Закон (PRO)), еще в марте 2021, документ пока не получил одобрения Сената. На прошлой неделе Министерство труда предложило новый законопроект, направленный на признание самозанятых штатными работниками, имеющими право на МРОТ.

Keith Cunningham-Parmeter, профессор права в Willamette University, штат Орегон: «Предложение Министерства труда не настолько амбициозно, как AB 5. Последний предполагает изначально, что большинство работников, нанятых компанией для выполнения работы, являются штатными сотрудниками». Новое предложение от Минтруда включает в себя чек лист, который будет использован в суде для определения, являются ли работники штатными сотрудниками или контрактниками. Один из пунктов чек листа - степень контроля над своим заработком и условиями работы.

Как AB 5 повлияла на работу танцовщиц стрип-клубов в США

Пока же AB 5 оказал влияние на стрип-клубы. И это стоит иметь ввиду политикам, которые слишком фокусируются на гиг экономике. Работницы стрип-клубов почувствовали на себе последствия AB 5. Танцовщицы поделились на тех, кто хочет стать штатными сотрудниками, и кто совсем об этом не мечтает. Однако применение AB 5 стрип-клубами привело к сокращению оплаты труда и менее надежным условиям работы. Несмотря на некоторое сходство условий работы танцовщиц и гиг-работников, первые считают, что их работа отличается от гиг индустрии и им нужно отдельные статьи законов о труде. Танцовщицы не хотят, чтобы их работа регулировалась как работа курьеров и доставщиков продуктов.

Teddy: «Закон AB 5 применили во всех клубах в Калифорнии, причем таким способом, что многие ушли из этой индустрии, так как условия работы стали менее привлекательными, а сама работа - менее долгосрочной. AB 5 должен защищать гиг работников, а к танцовщицам его применили чисто формально».

Многие клубы решили пересмотреть систему оплаты труда танцовщиц с 2019 года, когда закон AB 5 вступил в силу. Клубы сократили оплату труда за частные танцы. Танцовщицы заявляют, что хотя им гарантируется МРОТ, но их заработок упал вследствие введения новой системы оплаты труда и сокращения часов работы. Когда клубы стали нанимать танцовщиц только в штат, они стали более придирчивы к кандидатам.

Teddy: «Раньше клубы уклонялись от так называемого стандарта найма. Теперь они к нему вернулись. Клуб нанимает в основном белых, молодых и худых танцовщиц».

Teddy – черная и описывает себя как «альтернативная танцовщица» с пирсингом и татту. Впервые за многие годы ей стало сложнее найти работу. «Это просто обескураживает»,- заявляет она. Сейчас Teddy не работает танцовщицей.

Стриптиз-клубы знакомы с проблемой внештатников

Индустрия стриптиза знаком с проблемой внештатников. Танцовщицы подают иски на клубы десятилетиями, пытаясь доказать, что они не контрактники, а штатные работники. Хотя AB 5 позволил танцовщицам получать страховку из-за вынужденного простоя во время пандемии, но все же это не то решение, на которое рассчитывали работницы ночных клубов. «Закон вообще не решает нашу проблему».

Работники стрип-клубов и исследователи предупреждают, что гиг экономика искажает спор о статусе работника, так как проблемы внештатников из разных индустрий сваливаются в одну кучу.

Keith Cunningham-Parmeter: «Все говорят об этом законе как о законе для гиг работников. Но этот закон применим ко всем работникам во многих индустриях, не только в цифровых. Даже сегодня, в 2022 году, большинство низкооплачиваемы работников – это совсем не гиг работники».

Другие индустрии разделились на два лагеря в отношении AB 5. Одни считают, что закон оказал позитивное влияние на самозанятых, другие не согласны с этим. Например, писатели и наборщики текстов выступают резко против закона, так как он мешает им найти работу.

«После принятия этого закона сервис расшифровки текстов SpeakWrite перестал принимать кандидатов из Калифорнии». Водители дальнобойщики также жалуются. В июле 2022 года дальнобойщики заблокировали порт Oakland, выражая протест против AB 5. Они заявили, что их новый статус штатных работников не дает им прежней гибкости рабочего расписания.

KeithCunningham-Parmeter: до принятия нового закона Минтруд штата Калифорния заявлял о 500 000 работников, которые не были оформлены в штат, хотя были по сути штатными сотрудниками. Введение МРОТ и стандартов безопасности рабочего места все же оказало позитивное влияние на большинство внештатников

Стриптиз-клубы перекладывают возросшие затраты на своих танцовщиц

«Наши исследования показывают, что компании экономят 30% на зар.платах, оформляя работников за штат. Поэтому ничего удивительного нет в том, что такие индустрии как стрип-клубы, оформив танцовщиц в штат, перенесли на них свои расходы, снизив им оплату труда».

Оплата труда танцовщиц всегда зависела от конкретного клуба. Многие клубы говорят, что теперь они вынуждены удерживать первые $100-$120 за частный танец, чтобы покрывать МРОТ всем танцовщицам, и еще удерживать определенную долю от высокого заработка танцовщиц.

Ilana Turner, бывшая танцовщица стрип-клуба, которая стала студенткой колледжа

Ilana Turner пишет дипломную работу в университете штата Миннесота. «Политики не предусмотрели то, что владельцы стрип-клубов будут использовать новый закон для максимизации прибыли за счет снижения оплаты труда работников». Ilan провела интервью с 35тью танцовщицами, которые сообщили о снижении оплаты труда на 80%. Только одна работница сообщила, что ее заработок не изменился.

Velveeta, танцовщица стрип-клуба в Star Garden Topless Dive Bar в North Hollywood

Эти непредвиденные последствия – однозначно вина самих клубов,- считает Velveeta. «Если бы клубы четко следовали закону, то танцовщицы получали бы МРОТ, оставляя себе чаевые, которые являются значительной частью заработка».

«Владельцев стрип-клубов давно стоит привлечь за некорректное применение AB 5».

Профсоюзы танцовщиц заявляют, что работники индустрии сфокусировались на выживании в новых условиях. Есть, конечно, сходство в ситуации гиг работников и танцовщиц, которые десятилетиями боролись за свои трудовые права. Но нюансы огромны.

Velveeta: «Танцовщицы- не гиг работники. Мы работаем в одних и тех же клубах годами, это точно не гиг работа».

Начать дискуссию