Групповые чаты становятся все более важным способом социального общения

Коммуникации в социальных сетях в основном стали текстовыми. И это меняет восприятие мира. Колумнист The Atlantic изучила, как изменилась функция групповых чатов. Они стали главным способом социального общения. Даже если их слишком много, и человека буквально «заваливает» сообщениями, он редко решается выйти из чата. Групповые чаты дают ощущение принадлежности к группе и своего места в социуме.

Групповых чатов становится все больше. Колумнист Faith Hill вспоминает только часть из них: чат с друзьями из колледжа, чат с соседями дома, чат с друзьями по кэмпингу, друзьями из взрослой жизни, бывшими одноклассниками, друзьями из школы в Нью-Йорке, друзья со школы, которые не обзавелись семьей, чат с друзьями с Дня рождения, мини чат для обсуждения подарка на день рождения, чат с коллегами, клуб, семья, родственники, чат с друзьями по игре Wordle.

Эти текстовые чаты очень удобны. Их называют grext от group text. Но их становится так много, что уже непросто следить за всеми обновлениями. К тому времени, когда Faith просыпается утром, уведомления уже поступили. Когда она идет спать, обновления продолжают поступать. Если отвлечься на 30-минутную встречу, то за это время «нападает» 100 новых сообщений. Причем, половина из них – это «Ржунимагу» или «Точно?». Faith пролистывает их, пытаясь найти то место, что было 30 минут, и это похоже на чтение очень длинной книги.

Мы живем в Эпоху групповых чатов. WhatsApp, самый популярный мессенджер в мире, увеличил свою аудиторию до 2, 5 млрд активных пользователей с 2012 по 2023 года. К 2025 аудитория увеличится еще на 18%. Менее 2% пользователей сервиса общаются исключительно индивидуально. Основная часть пользователей использует функцию группового чата. Групповые чаты доступны также в таких сервисах как SMS, iMessage, GroupMe, Messenger, WeChat. Опрос почти 1000 американцев в 2023 году показал, что 66% опрошенных чувствуют себя перегруженными сообщениями из групповых чатов, и 42% сравнивают групповые чаты с работой с частичной занятостью.

Пару лет назад мы все больше «болтали» в интернете. Однако платформа Х (бывший Twitter) потеряла свою популярность, Facebook перестал быть привлекательным, а Instagram превратился в один сплошной рекламный баннер. Социальные сети становятся все менее социальными.

Jeffrey A. Hall, профессор по коммуникациям Университета Канзас, называет это явление «сумерками эпохи социальных медиа». Эти сумерки характеризуются все увеличивающимся расстоянием «между медиа как способом общения с друзьями и тем, во что медиа превращаются сегодня». Профессор считает, что социальные сети уже не способствуют социальному взаимодействию – там больше советов, шуток, обновлений, мемов,- и люди ищут социальное общение в групповых чатах.

Связь между людьми в чатах – очень крутая вещь. Разговаривая круглосуточно в grext, вы смотрите на мир вместе с собеседниками в чате. В чате можно вполне донести до каждого детали своей каждодневной жизни. Но оставаться постоянно в чатах тоже непросто. Faith считает, что, запутываясь в групповых чатах, из них сложно распутаться. Пользуясь терминологией игры Dungeons & Dragons*, Эпоха групповых чатов выглядит как Хаотическое Добро, но граничит с Хаотическим Злом.

*Игра Dungeons & Dragons- коллаборативная ролевая игра о приключениях в фэнтезийном мире. Партия в D&D разворачивается под управлением гейм-мастера, который создаёт игровой мир, ведёт приключение, определяет правила, направляет взаимодействие игроков по ходу сценария. Концепция мировоззрения была впервые введена в ролевые игры создателем D&D Гарри Гигаксом в 1978 году. За основу он взял философию порядка и хаоса из серии романов Майкла Муркока об Элрике.

В D&D каждый игрок придумывает себе персонажа, от лица которого он будет играть: это может быть опытный воин, набожный священнослужитель, смертоносный разбойник, колдун-заклинатель, некромант или что-то совершенно невообразимое. Выбор персонажей и сочетаний их характеристик огромен. По ходу приключения игроки исследуют волшебный мир, сражаются с монстрами, решают загадки и общаются с другими персонажами. Мастер решает, что происходит в игровом мире в ответ на их действия, а также отыгрывает всех остальных обитателей вселенной.

Групповые чаты – не единственное, что отвлекает наше внимание. Исследователи считают, что чаты могут быть, действительно, громоздки.

Kate Mannell, исследователь цифровых медиа в Университете Deakin, Австралия: чаты отражают сложность социального мира. Создать grext настолько легко, что пользователь может создать отдельный чат для каждой отдельной итерации с группой, причем каждый чат будет жить своей динамикой. Мы можем начать общение в одном чате затем создать другой чат с участником, который вышел из чата, а потом создать еще один чат, чтобы привлечь друга. Групповыми чатами сложнее управлять, чем чатом с одним собеседником, так как в последнем вы ждете, когда он вам ответит. Сообщения могут поступать в течении дня, и вы можете отвечать или не отвечать на них. Вы можете пропустить целую нить разговора, если телефон у вас не доступен.

Такие особенности grext не так уж плохи. Grext имитирует легкий разговор двух людей, но получается более динамичным и веселым. В групповом чате мы делимся мелочами, которые происходят в течение дня. Исследования показали, что групповые чаты могут способствовать сплочению и совместному хорошему настроению участников. Групповой чат может быть показателем, что вы принадлежите к какой-то группе, или у вас есть место, куда вы убегаете.

Некоторые исследователи называют этот феномен «виртуальным присутствием в окружении». Даже если человек один, он не один в чате.

Общение в групповом чате – как эхолокация у дельфинов

Annette Markham, исследователь цифровой культуры в Королевском институте технологий Мельбурна, сравнила этот феномен с эхолокацией- процессом, который используют летучие мыши и дельфины, чтобы определить местоположение объектов. Животные издают звуки, слышат эхо от объектов и понимают, что происходит вокруг них. В групповых чатах происходит что-то подобное: ответная реакция на сообщение дает понимание о социальном окружении.

Однако слишком много сигналов может перегружать человека.

Joseph Bayer, профессор по коммуникациям в Государственном университете Огайо: групповые чаты могут создать «эффект водопада», когда сообщения приходят и приходят. И вы просто утопаете под ними.

Katharina Knop-Hülß, исследователь медиа в Университете Ганновер, Германия: разные участники чата привносят свою индивидуальность, стиль общения и ожидания групповых норм. Kate Mannell: эти нормы не устоялись и постоянно меняются. Отсутствие стандартного этикета в разговоре не уравнивает ожидания людей, когда необходимо отвечать на сообщение, и это может вызывать напряженность.

Люди боятся напряженности и не хотят выключать звук чата или выходить из него. Желание не пропустить что-то не дает человеку возможности покинуть чат, даже если он уже перегружен сообщениями. Faith однажды покинула чат игроков в Wordle, когда перестала играть в эту игру. Но потом ей пришлось еще раз войти чат, чтобы узнать новости об игроках. Если групповой чат похож на эхолокацию, то выход из чата похож на дезориентацию: потерю ощущения «я здесь» на огромной карте социальных взаимодействий.

Тревогу из-за grext очень непросто преодолеть, так как она не совсем зависит от мобильных технологий или формы общения. Тревога возникает из-за вечной напряженности между индивидуальным и коллективным «Я», между личным и принадлежностью к группе. Многие из нас хотят быть связанными с другими людьми, даже если это влечет некоторые обязательства. Мы готовы терпеть лавину сообщений, даже если мы заняты другим, чтобы иметь возможность связаться с другими, когда мы чувствуем себя уязвимыми.

Стоит отметить, что групповые чаты доставляют людям все же больше тревожности, чем радости. Они разрастаются до такой степени, что сложно считать их подобием социальной связи с конкретным другим человеком. И если чат становится не совсем социальным, то его стоит покинуть. Jeffrey A. Hall: именно общение с теми людьми, которые нам важны, и на тему, которая нам важна, - действительно приносит благо нашему самочувствию.

Совет профессора Jeffrey A. Hall: избегать «зомби» групп- это grexts, которые вы посещаете, но они вас не интересуют. Направьте свое внимание на то, что вам интересно. Если есть возможность, звоните людям или встречайтесь лично.

Принадлежность к группе требует некоторых усилий. Jeffrey A. Hall: «Усилия могут сопровождаться раздражением и фрустрацией. Но такова природа человеческих отношений».

Начать дискуссию