Что выгоднее, купить франшизу или самому создавать свой бизнес

…Пророков нет в Отечестве твоём Да и в других отечествах не густо Владимир Семёнович Высоцкий

«Пророков нет в Отечестве твоём, но и в других отечествах не густо» — эти слова великого русского поэта я сделал эпиграфом к этой статье, чтобы подчеркнуть свой первый и главный совет предпринимателям. Хотя не только им, а всем и на все случаи жизни. Ничьих прямых советов не слушайте, принимайте собственные решения. Вы можете изучить тысячи мнений, но на их основе составить своё собственное. Так и в этой статье, на истину я не претендую. Лишь высказываю своё мнение. После такой оговорки, считая себя предпринимателем с 30-летним стажем, надеюсь, в праве давать советы. А как их воспринимать, я уже написал.

Итак, что выгоднее, купить франшизу или самому создавать свой бизнес.

Считаю, что выгоднее и правильнее всё-таки создавать свой бизнес. Почти во всех случаях, с некоторыми оговорками.

Как говорят, франшизы – бизнес для ленивых. А я думаю, если ты ленив, не занимайся бизнесом вообще. Прогоришь. И с франшизой, и без неё. Лучше вложи деньги в какие-нибудь акции. Если повезёт – заработаешь. Или купи недвижимость и сдавай её в аренду. Хотя нет, это не подойдёт. Сдача в аренду, это тоже хлопоты и проблемы.

То есть – далее пишу для НЕ ленивых.

Свой бизнес правильнее.

Тем более, что на рынке франчайзинга сейчас появилось огромное количество “дутых” франшиз, имеющих только название и красивую рекламу. Оболочку. В мире франчайзинга имеется такое понятие – “упаковать франшизу”. То есть, сделать франшизой любую тему. Умную, и не очень, и вовсе глупую. Главное, упаковать. Между прочим, стоит эта услуга не дёшево. Часто от 1000 $. Зато потом заплативший эти деньги начинает их возвращать, реализуя по сути дела ничто. Красивую упаковку.

То, что я написал, относится конечно же, не ко всем франшизам. Но на сегодняшний день – к большинству.

Но даже если франшиза является реальным бизнесом, нужно быть крайне осторожным. Некоторые франчайзеры будут использовать Вас как, например, распространителей своей продукции. Есть такие виды бизнеса, для работы которых товары или расходные материалы Вы сможете закупать только в одном месте. А именно – в том, где купили франшизу. Не скажу, что это плохо или хорошо. Просто это нужно знать и понимать. Что Вы будете находиться в пожизненной зависимости от своего франчайзера.

Но если даже убрать все негативные моменты франчайзингового рынка. Прежде, чем покупать франшизу, ответьте себе на вопрос - зачем оно Вам? Если Вы что-то можете, то, уверяю Вас, Вы сможете организовать свой собственный бизнес без всякой франшизы. Да, нужно будет кое-что изучить, потратить время, возможно деньги. Но, уверяю Вас, намного меньшие деньги, чем Вы бы потратили на покупку франшизы.

Написанным выше я обосновываю своё мнение, о котором уже написал. Свой бизнес правильнее.

Но – за редкими исключениями. Которых я вижу всего 3.

1. Очень известный бренд. Один из ярких примеров – Макдональс.

Тот случай, когда действительно стоит заплатить за название. За бренд, как любят говорить.

Я думаю, мало кто будет со мной спорить в том, что часто простые русские пирожки у бабушки на рынке могут быть в сотни раз вкуснее всяких там роялов и бургеров. Но большинство людей всё-таки пойдут покупать бургеры в Макдональс. Ибо, как говорил известный большинству из нас Джон Кеннеди, великим врагом истины часто является не ложь, а миф, устойчивый, увлекательный и эфемерный.

Итак, известный всем бренд покупать смысл есть. Но таких мало. К слову сказать, на своём медицинском рынке я таких брендов не вижу. Но это только моё мнение.

2. Франчайзер может предоставлять своим партнёрам собственные возможности для сложных дорогостоящих технологических процессов. Пример тому – франшизы лабораторий. Гемотест, например. Вы только берёте материал для анализов. А для обработки этих материалов используется технологическая база франчайзера. По сути, это тоже лишь продвижение чужих продуктов. Но не товаров для реализации, а опций более сложных и нужных.

Такие франшизы часто встречаются на рынке IP технологий. Возможно, и других отраслях.

Такую франшизу покупать тоже смысл есть.

3. Вы приобретаете право собственного использования эксклюзивной технологии. Хорошо зная свой медицинский рынок, приведу пример. Много лет назад я прошёл обучение в Челябинске. В результате овладел прекрасной методикой лечения алкоголизма – методом Кривопалова-Москвина. Стоило это не дёшево. А материального с собой ничего не увёз кроме бумажки – договора об использовании авторского права. И знаний, конечно. И это стоило тех денег, которые я заплатил. Намного больших денег это стоило, метод действительно прекрасный. Вот кто мог бы создать настоящую, востребованную и нужную людям франшизу. Для этого нужно было бы немного. Но он, почему-то, этого не делает.

Или франшиза Ра-Курс, с которой я работаю много лет. С тех времён, когда и слова франшиза в России не знали.

То есть франшизы, основой которых является реальная эксклюзивная технология с обучением и последующей всесторонней помощью франчайзера. покупать тоже стоит.

Но закончу всё-таки тем, с чего начал. Изучайте, анализируйте, но ничьих прямых советов не слушайте.

Принимайте собственное решение.

реклама
разместить
Начать дискуссию