Астрономические черты в естественно-научной картине мира

Глава 1. Природа и общество.

1 Параграф. Природа, что.

Общество, в качестве части природы, есть плод естественного развития природы, её результат, её составная стадия развития.

Природа есть «causa sui»[1], есть то, что порождается сама собой, не создана ни богом, ни людьми. Природа это естество, натура, которая существует во Вселенной в неорганическом и в органическом виде. Она есть «то, что существует само по себе и представляется само через себя»[2]. Есть нечто естественное.

Природа, в качестве противопоставления естественного к искусственному, есть нечто отличное от общества. Противоположное ему! Совокупность людей, общество, как противопоставление социального к биологическому, вообще к природному, создаёт преобразованную природу. Нечто искусственное. Созданное трудом, сознательной деятельностью людей, имеющих определённый исторический уровень сознания.

Представления об окружающем мире, познание природы исторически преходящи, всегда лишь приближаются к истине. В этом, гносеологическом смысле, природа есть обозначение всех естественно существующих тел и процессов, всего окружающего нас мира, некая выжимка из всего, что обладает свойством естественного существования. С точки зрения современного знания природа представляет собой следующую естественнонаучную картину мира.

Своим множеством все предметы природы составляют разнородные системы природы. Например, песок со своими крупинками, геологические слои, планеты со своими спутниками, Солнечная система, созвездия. Всё вещество составляет Вселенную – природу в его пространственном значении.

Таким образом, кроме привычного нам масштаба предметов, так называемого макромира, существует и микроскопический уровень природы - микромир, и природный уровень мегамира - масштабы Вселенной.

Представления об окружающем мире, познание природы исторически преходящи, всегда лишь приближаются к истине. Когда-то люди вещь разделяли на части и окружающий мир разделяли на разные вещи, такие как вода, земля, воздух. Более того, тем людям была присуща религиозность – придание вещам одухотворённости и сотворённости.

Ныне мы знаем, что всё вещественное в природе состоит из мельчайших, неделимых частичек – из атомов. Совокупность атомов составляет вещество, которое в природе имеет определенное физическое и химическое свойство.

Соединение однородных иль разных атомов в определённую структуру составляет молекулу вещества. Такую частицу вещества, которое является мельчайшей долей вещества.

Молекулы не только составляют все вещества – в газовой, текучей, твёрдой форме, в неорганическом и в органическом виде. Но и являются теми мельчайшими частицами, на которые разделяются вещества. Камень разламывается, жидкость растекается по разным ёмкостям, газ заполняет отличные друг от друга помещения. Но это деление не уничтожает любое из них в качестве определенного вещества. Молекулы отделяются друг от друга, а вещество остаётся самим собой.

Из вещества состоят все предметы мира: камень и озеро, глоток воздуха и планета космоса. Вещественность есть то первое, что люди принимали за природное. Поскольку нечто имело телесность, массу, объём и тому подобные осязаемые реальные свойства, постольку эти нечто признавались природными. Ибо всё святое противопоставлялось вещественному. Это бог был неосязаем, не только был всемогущ, но и неосязаем. Вещественность же была критерием отличия созданного от его творца.

Вещественность создаёт явление всемирного тяготения – гравитацию.

По универсальному в природе закону, сформулированному Ньютоном, любые материальные вещи своими массами притягиваются друг другу. Притягиваются с силой прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Тем, что тела имеют массу, они притягиваются друг к другу.

Теперь мы знаем, что и атомы состоят из частей. Не только из ядра и вращающихся вокруг них электронов. В микромире человечество расчленило и ядро на протоны и нейтроны, на элементарные частицы; и даже электроны - на фотоны, кварки. (Правда, не из обособленных частей, а из взаимно превращающихся составных частей.) А в мегамире учёные дошли до знания о строении Вселенной в виде однородной сотовой структуры созвездий. Ныне известно, что скопления галактик располагаются в пространстве неоднородно; сверхскопления галактик выглядят как тонкие ленты и нити, опоясывающие огромные пустоты. Как рассеянный дым.

Более того. Все галактики, как обнаруживается, разлетаются. Значит, они когда-то и где-то были в сближенном состоянии. Современные астрономы не только предполагают сингулярность, т.е. состояние всего вещества Вселенной в бесконечно малом объёме и бесконечно большой плотностью. Но и обнаружили факт «Большого взрыва» - точку отсчёта для развития Вселенной от состояния сингулярности.

[1] Спиноза Б. Этика. 2007 – С. 47.

[2] Спиноза Б. Этика. 2007 – С. 47.

Начать дискуссию