Эксперты и чиновники не сошлись в оценке будущего электросамокатов — итоги «Съезд на СИМ — 2024»

Эксперты обсудили вопросы безопасности, законодательного регулирования СИМ, локализацию производства и развитие микромобильности в регионах.

Эксперты и чиновники не сошлись в оценке будущего электросамокатов — итоги «Съезд на СИМ — 2024»

В столице 12 апреля стартовала третья отраслевая конференция «Съезд на СИМ — 2024». Мероприятие, организатором которого выступила Ассоциация операторов микромобильности, прошло на площадке Цифрового делового пространства. конференция открылась подписанием меморандума о сотрудничестве в области обеспечения безопасного движения на электросамокатах. Компании Whoosh, Яндекс, Юрент и Ассоциация операторов микромобильности договорились обмениваться опытом, популяризировать правила вождения СИМ и строго следить за безопасностью пользователей.

Также насыщенная программа конференции охватила сразу несколько обширных тем: трудности в законодательном регулировании СИМ, локализация производства, развитие микромобильности в регионах. Помимо этого, были подведены итоги безопасности за прошлый год.

На законодательном уровне

На первом пленарном заседании «Состояние отрасли по итогу 2023 год, планы на 2024-й» депутат, заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев отметил, что на заседании рабочей группы рассматривается большое количество инициатив, посвященных микромобильности.

«СИМ существуют на законодательном уровне чуть больше года, в правилах дорожного движения (ПДД) они появились в марте 2023 года. И вот сейчас идет активное обсуждение: что туда попадает, какая должна быть скорость, вес, количество колес и так далее. Мы как законодатели определили для себя несколько направлений. В первую очередь СИМ относятся к общественному транспорту. Поэтому у них есть понятные задачи: безопасно доставить человека из одного места в другое, при этом не мешать остальным, а зона ответственности — региональная и муниципальная. Это формализуется в изменения закона о безопасности и организации дорожного движения», — подчеркнул Павел Федяев.

При этом, продолжил депутат, шумиха вокруг средств индивидуальной мобильности не утихает. Особенно это остро ощущается в связи со стартом нового сезона кикшеринга. По словам Федяева, некоторые россияне предлагают запретить использование самокатов и пишут заявления в прокуратуру, следственный комитет. С этим полностью согласился заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко. Он также отметил, что в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП) нет нормы об ответственности пользователей СИМ.

«Сейчас ведется подготовка ряда федеральных законов по внесению изменений в КоАП. Мы рассчитываем, что часть людей, которые думают об отсутствии ответственности, перестанут нарушать правила. В результате мы придем к более высоким показателям по снижению аварийности. Но это не будет работать, если не создать механизм неотвратимости наказания. Только в этом случае мы сможем бесшовно интегрировать СИМ в систему городов», — отметил Луговенко.

Перспективы развития

Согласно последнему исследованию издания «Трушеринг», рынок кикшеринга в России активно развивается. По мнению Владимира Луговенко, за средствами индивидуальной мобильности будущее. Причина в том, что сегодня СИМ составляют конкуренцию общественному транспорту по провозной возможности и скорости сообщения. Поэтому необходимо прилагать больше усилий, чтобы подотрасль и дальше развивалась. Для этого в первую очередь нужно обратить внимание на локализацию производства, уверен депутат, заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов.

«Города наполняются электротранспортом. Это подтверждает и аналитика. Сегодня лишь арендного электротранспорта около 300 тысяч. Мы видим, что, если тренд на использование средств микромобильности сохранится, количество СИМ удвоится. Поэтому мы должны подумать о производстве электротранспорта в России собственными силами», — отметил депутат.

Несмотря на то что в концепции, которая была принята правительством в 2023 году, прописаны важные вещи, касающиеся развития отрасли в стране, в нее не включены СИМ. Александр Спиридонов считает, что игнорировать средства микромобильности нельзя, так как они развиваются семимильными шагами и заполняют города. Однако здесь необходима поддержка государства. В одиночку коммерческие компании не смогут организовать инфраструктуру. Помимо зарядных станций городу необходимы выделенные под СИМ дорожки, разметка, знаки и так далее. Поэтому все это должно создаваться совместными усилиями.

Региональные проблемы

В связи с тем что на улицах городов появляется все больше СИМ, региональные власти совместно с представителями кикшеринговых сервисов обсуждают будущее отрасли. Об этом рассказал заместитель руководителя комитета по транспорту Санкт-Петербурга Дмитрий Ваньчков. Так, в Северной столице появились зоны ограничения скорости езды и запрета передвижения на самокатах, а также места, где нельзя размещать СИМ. Чтобы контролировать ситуацию, нужно принимать и другие меры, считает спикер.

«За прошлый год кикшеринговые компании вынесли 3 млн предупреждений, выставили около 10 тысяч штрафов, заблокировали 14 тысяч аккаунтов. Все хорошо, но есть один нюанс. Человек нарушает правила в одной компании, ему блокируют аккаунт, он переходит в другую организацию. Одно предприятие теряет клиента, другое — приобретает. Мы уверены, что должен быть меморандум, какое-то соглашение между крупными компаниями, в рамках которого они будут обмениваться информацией о таких пользователях», — рассказал участник конференции.

Основные нарушения, по словам Дмитрия Ваньчкова, можно разделить на статические и динамические. В первом случае — это хаотичная избыточная парковка на узких тротуарах, придомовых территориях, у пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и метро. Второй тип нарушений связан с движением, когда самокатчики представляют опасность для окружающих, водят вдвоем или втроем, не спешиваются на пешеходных переходах и так далее.

«Давайте разбираться с несовершеннолетними, делать верификацию в приложениях через госуслуги. Нужно отсекать от управления подростков, от них много проблем. Есть еще один момент: как установить ответственность? Сегодня для регистрации достаточно номера телефона и банковской карты. Давайте более широко определять личность, как это делается компаниями автомобильного каршеринга, нужно знать, кто управляет самокатом», — отметил замруководителя комитета.

Статистика

Вторая сессия, посвященная безопасности, началась с доклада начальника ФКУ «НЦ БДД МВД России» Дмитрий Митрошина. Согласно представленным на площадке данным, количество пострадавших и число аварийных ситуаций с участием СИМ кратно выросло по сравнению с прошлым годом.

«Пользователи СИМ представляют опасность сами для себя. По статистике, среди всех погибших в ДТП с участием СИМ в прошлом году 42 человека были пользователями СИМ. При этом один пешеход, который погиб при столкновении со средством индивидуальной мобильности, переходил дорогу в неположенном месте. Два человека, попавших в статистику, подтверждают, что запрет на использование СИМ вдвоем действительно обоснован», — заявил спикер.

Традиционно больше всего ДТП происходит в Москве, Санкт-Петербурге и городах Краснодарского края. По словам Дмитрия Митрошина, целевая аудитория средств микромобильности — подростки. Основной период использования СИМ приходится на теплое время года.

«Две трети аварий в равном соотношении приходится на места конфликта транспортных средств и пешеходов — это перекрестки, выезды с прилегающих территорий и пешеходные переходы. По структуре парка картина следующая: две трети ДТП происходят с СИМ, мощность электродвигателя которых до 250 ватт. При этом более половины погибших стали жертвами СИМ с мощностью электродвигателя в диапазоне от 250 до 400 ватт. Наконец, предмет широкой общественной дискуссии — обвинение в авариях прокатных сервисов. На самом деле примерно половина ДТП приходится на СИМ, которые принадлежат гражданам», — подчеркнул начальник ФКУ «НЦ БДД МВД России».

В заключение Дмитрий Митрошин акцентировал внимание на том, что знать правила дорожного движения недостаточно, нужно уметь их применять. Поэтому необходимо вовлекать молодое поколение в изучение ПДД. Это могут быть конкурсы, квесты и другие интересные мероприятия.

Начать дискуссию