Как рынок электроники адаптируется к новым экономическим условиям

Геополитические события последнего года коснулись как российской, так и мировой экономики. В результате западных санкций разорваны важные экономические связи с Россией, остановлены инвестиционные проекты. По оценкам информационного агентства INFOLine, объем рынка электроники в России по итогам 2022 года снизился на 20–25% и составляет 2 трлн руб. Учитывая снижение доходов населения и покупательской способности, девальвацию рубля, которая привела к скачку инфляции, это достаточно хороший показатель, могло быть хуже.

Надо признать, что пандемийный 2020-й год плавно подготовил рынок электроники к трудным временам. Ретейлеры уходили на карантин, доходы населения также снижались, что вело к падению продаж.

Как российский рынок электроники адаптируется к тренду на снижение, какие сегменты особенно просели, а кто в выигрыше от происходящего — расскажем в этой статье.

Переориентация на внутренний рынок

Российский рынок бытовой электроники всегда был зависим от импорта. В 2017–2021 гг. по всем категориям, кроме телевизоров, поставки из-за рубежа превышали объемы внутреннего выпуска. Поэтому особенно болезненным для отрасли оказался уход с российского рынка популярных зарубежных брендов: Acer, Apple, Asus, Dell, HP, LG, Logitech, Motorola, Nintendo, Nokia, Panasonic, Samsung, Sony, Xbox и других.

Под давлением санкций российской экономике пришлось переориентироваться на внутренний рынок. Сейчас Россия повторяет китайскую программу замещения импорта в широком спектре потребительских товаров. Однако процесс импортозамещения не будет быстрым в условиях сокращения резервов и сохранения геополитических рисков. Имеющихся производственных мощностей сейчас также недостаточно для покрытия потребностей всего рынка.

Азия как новый вектор развития

Весь 2022 год ушел на поиск новых поставщиков оборудования и построение новых логистических цепочек. Одно можно сказать наверняка: к сегодняшнему дню российская внешняя торговля значительно переориентировалась на рынки Азии — прежде всего на Китай.

Технологические гиганты Lenovo, Huawei, Xiaomi и Haier в представлении не нуждаются. Но внимания заслуживают и другие китайские бренды электроники, компьютерной и бытовой техники: Chuwi, Dareu и realme.

Компания CHUWI существует с 2004 года. Ноутбуки, планшеты и роботы-пылесосы CHUWI по достоинству оценены покупателями из разных стран, а качество этой продукции подтверждено международными сертификатами. Бренд Dareu занимается производством компьютерной периферии: клавиатур, мышек, гарнитур и другой техники. Широкий ассортимент и привычное качество по доступным ценам. Технологический бренд realme специализируется на производстве смартфонов и умных устройств с высокой производительностью и стильным дизайном, учитывая особенности ценообразования на разных рынках.

Восстановленная и б/у техника

Ожидается оживление спроса на восстановленную офисную технику. В апреле 2022 года крупные торговые сети запустили программы по выкупу и перепродаже восстановленных и бывших в употреблении гаджетов. Уже сейчас в Интернете можно найти массу предложений по продаже бывшей в употреблении компьютерной техники и электроники.

Это не только смартфоны, но и ноутбуки, мониторы, фотооборудование, принтеры, сканеры, МФУ и различная оргтехника. Вот неплохой пример восстановленных МФУ Xerox по весьма демократичным ценам, а главное, с гарантией от производителя на 6 месяцев.

Подробности о плюс и минусах выбора такой техники можно найти в этой статье.

Как вы относитесь к идеи покупки восстановленной техники?
Отличная возможность сэкономить.
Не стану так рисковать.
Все зависит от условий. Трудно сказать.

Новые каналы поставок и проблемы параллельного импорта

На фоне запрета поставок в Россию большинства популярных брендов электроники, возможность параллельного импорта заиграла новыми красками. Отметим, что это полностью узаконенный процесс, ответственность за который лежит на продавце и логистической компании. В апреле 2022 года Минпромторг утвердил перечень товаров для параллельного импорта, в который вошла продукция брендов Apple, Asus, HP, Huawei, Lenovo, Nokia, Samsung, Sony. Однако ситуацию дополнительно осложнил очередной пакет санкций в отношении России, по которому в страну запрещено ввозить смартфоны, бытовую технику, электронику и звуковое оборудование дороже 300 долларов.

На данный момент уже можно сделать некоторые выводы о плюсах и минусах покупки электроники, ввезенной таким способом. В частности, мера позволила не допустить дефицит товаров, но остались не решенными вопросы гарантийного обслуживания, ремонта, возврата бракованных устройств. Также не стоит забывать, что параллельный импорт привел к удлинению маршрутов доставки, что вызвало рост транспортных расходов, а следовательно, и цен на товары.

Полностью заменить западных лидеров рынка, конечно, не получится, но российские производители рвутся в бой. Крупные компании, такие, как «Сбер», «Яндекс» и «Мегафон», рассчитывают занять освободившиеся нише быстрее азиатских конкурентов и уже начали делать шаги в этом направлении. А пока обратите внимание на продукцию уже существующих российских компаний.

iRU более 20-ти лет производит товары для домашних пользователей, решения для малого, среднего бизнеса и крупных корпораций: компьютеры, моноблоки, ноутбуки, графические и рабочие станции, серверы любого уровня сложности, системы хранения данных, программно-аппаратные комплексы и телекоммуникационное оборудование.

Бренд DIGMA представлен на российском рынке с 2005 года, известен как производитель технологических и качественных продуктов по разумной цене: смартфоны, кнопочные телефоны, ноутбуки, планшеты на базе ОС Android и Windows, телевизоры, электронные книги, беспроводные акустические системы и наушники, плееры, цифровые фоторамки, экшн-камеры, видеорегистраторы, радар-детекторы, а также широкий спектр автомобильной электроники и аксессуаров для всех выпускаемых устройств.

Российский производитель компьютерной техники и серверов INFERIT. В каталоге компании вы найдете современные и удобные офисные и игровые компьютеры, ноутбуки, моноблоки, неттопы, серверы, док-станции. Продуктовая линейка постоянно расширяется. Эксперты компании разрабатывают конфигурации под индивидуальные запросы клиентов.

Выводы

Обстановка выглядит более-менее стабильной: российские потребители приняли ситуацию, сложившуюся на рынке электроники и оборудования; поставщики и производители техники выстраивают стратегии в новых экономических условиях; Минпромторг уверяет, что российский внутренний рынок будет обеспечен качественной электроникой и оборудованием. Уже понятно, что параллельный импорт вряд ли решит проблему поставок в Россию техники известных брендов, но эксперты отмечают, что в этом нет ничего ужасного. Во-первых, азиатские производители наращивают объемы выпускаемой продукции, при чем на тех же заводах, которые собирают технику западных брендов. Проблем в экономических отношениях с Китаем у нас нет, а логистические цепочки практически отлажены. Во-вторых, в нашей стране есть собственные технологические производства, которым было сложно конкурировать с мировыми гигантами, а сейчас для них настало самое подходящее время заявить о себе в полный голос.

Российский бизнес, зависящий от качественной компьютерной и оргтехники, может быть спокоен — российским производителям есть что предложить, они делают все возможное для своевременного и полного удовлетворения спроса на внутреннем рынке по наиболее «чувствительным» товарным категориям.

Начать дискуссию