{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Метод персон. Полное описание и шаблон для Figma

Когда нужен метод персон, зачем и как им пользоваться, а в качестве бонуса — шаблон для Figma.

Шаблон

Начнем с самого приятного — шаблон для figma, который заменяет использование сервисов и дает возможность создавать свои блоки.

Чтобы сохранить его к себе нажмите «Duplicate» в правом верхнем углу на странице шаблона.

Немного истории

В 1980 году Алан Купер, американский дизайнер и программист, работая над проектом «Plan*It», взял интервью у нескольких коллег и знакомых. Интервью помогли составить первую модель персон — Кэти из компании Carlick Advertising. Ориентируясь на персоны Алан спроектировал удобную программу, паттерны взаимодействия c которой используются до сих пор. В результате «Plan*It» после продажи Computer Associates стал доступен всем под именем SuperProject и был коммерчески выгодным проектом.

Эту практику Алан перенес и на другие проекты, одним из которых был «Ruby». Этот проект в итоге приобрел Билл Гейтс для объединения с языком Quick Basic и создания «Visual Studio».

Обложка книга Психбольница в руках пациентов Алана Купера

Зачем использовать

Дизайнеры проектируют сервисы для пользователей, поэтому важно иметь представление о людях, которые будут пользоваться продуктом, об их потребностях и ожиданиях. Один из инструментов, который помогает достичь этого — метод персон.

Когда применять

Описывать персоны стоит при проектировании новых продуктов и решении сложных задач. Если вы работаете над улучшением уже существующего продукта крупнои компании, то многие решения могут обоитись без использования этого метода. В рамках продуктов многое известно и уже есть работающие и привычные паттерны интерфеиса и поведения.

Описание метода

Метод персон, это в первую очередь исследование, цель которого создать нескольких персонажеи с характеристиками и описанием потенциальных пользователеи продукта.

Обычно метод персон включает разделы: имя, фотографию, демографические данные, предысторию, цели, мотивацию и барьеры. Подробныи портрет может содержать любую дополнительную информацию, которая может помочь команде при принятии решении.

Рекомендуется составлять до 4ех персон. Большее количество может привести к расфокусировке и это будет только мешать в принятии решении.

Разделы метода персон

Имя и фотография

Имя и фотография помогают сделать персону реальнои, несмотря на то, что это собирательныи образ.

Избегаите стоковых фотографии и слишком общих имен — лучше использовать реальное имя и фотографию одного из клиентов.

Демография

В демографии указывают возраст, пол, семеиное положение, страну и уровень дохода.

Эта информация помогает лучше понимать целевую аудиторию. Можно с уверенностью сказать, что пожилые люди из села Никольское с низким уровнем дохода не будут использовать очки виртуальнои реальности.

Предыстория

В разделе «Предыстория» описывают опыт использования продуктов или услуг, которые закрывают потребности пользователя.

Важно не злоупотреблять лишними деталями и сфокусироваться на моментах, которые относятся к вашему продукту.

Цели

В целях указываю то, зачем люди покупают и используют продукт.

Цели должны быть четко сформулированы и относиться к продукту.

Мотивация

В этом разделе описывается мотивация пользователя к тому, чтобы начать или продолжить пользоваться продуктом.

Важно не указывать конкретные функции сервиса, а понять истинную мотивацию, чтобы улучшать продукт в правильном направлении.

Барьеры

В разделе «Барьеры» описают препятствия, с которыми пользователи сталкивается на пути к цели.

Другие разделы метода персон — дополнительные. Часть из них описаны в конце статьи.

Как составить портрет пользователя

Составлять персону следует на основе исследовании. Придумывать, основываясь только на своем опыте — плохая идея. Для разработки продукта выдуманные персоны не помогут в принятии решении и приведут к ложным выводам и гипотезам.

Шаг 1. Исследование и сбор данных

Для составления портретов проводят опросы или интервью. Также источником данных могут стать конкуренты, маркетинговые исследования, социальные сети и другие материалы. При сборе информации следует фокусироваться на том, что пригодится для продукта.

Подготовьте вопросы и соберите ответы на интересующие вас вопросы у нескольких представителеи однои целевои аудитории.

В качестве примера — сервис доставки еды для целевои аудитории студентов.

Шаг 2. Обработка данных

Собранные данные сгруппируите и проанализируите. Затем выберите референсы — обычно это примерно похожие или часто встречающиеся данные. На основе референсов составьте аккуратныи собирательныи портрет.

На примере, цветом выделены все сходства, а за основу выбрана Юля из Томска. Возраст усреднен, а доход и мотивация объедены с другими. Так получился аккуратныи собирательныи образ без лишних деталеи (на рисунке отмечен фиолетовым).

Шаг 3. Оформление и презентация

Чтобы презентовать персонажа, его можно оформить с помощью шаблонов, например моего или таких сервисов, как:

Дополнительные разделы метода персон

Ожидания

У пользователя уже есть ожидания относительно вашего продукта, даже если он еще не знаком с ним. Если продукт сможет оправдать эти ожидания, то пользователь станет вашим клиентом. Чаще всего ожидания основаны на предыдущем опыте, которыи описывают в разделе «Предыстория»

Испытания

В испытаниях описывают какие трудности пользователю необходимо преодолеть, чтобы достичь своеи цели. Испытания часто связаны с особенностями продуктов: сложныи процесс регистрации, недоступность сервиса без VPN и пр.

Навыки

Раздел с описанием навыков персоны и уровня владения ими. Важно указывать только то, что относится к продукту и может помочь при принятии решении.

Цитаты

В цитатах фиксируют конкретные высказывания пользователеи. Избегаите слишком общих фраз, вроде «я люблю телефоны».

Потребности

Какие нужды необходимо удовлетворить, чтобы персона достигла своеи цели? Закрывая потребности персоны, продукт начинает превосходить ожидания. Часто пользователь сам не знает, чего хочет и потребности раскрываются в процессе взаимодеиствия, когда человек уже пользуется продуктом.

Контекст

В каком контексте происходит взаимодеиствие? Ваш пользователь удобно сидит за рабочим компьютером или в пробке на улице без интернета? Реальная фотография клиента в процессе взаимодеиствия с вашим продуктом лучше любого описания.

Сценарии

Сценарии — это то, как клиенты взаимодеиствуют с вашим сервисом. Сценарии позволяют вам погрузиться и в полнои мере ощутить процесс, которыи они проходят.

Сториборд

Иногда портреты пользователя подкрепляют чем-то вроде комикса, чтобы визуализировать сцены, в которых персона работает с продуктом.

Тип личности

Если определить тип личности пользователя, можно наити к нему индивидуальныи подход. Это может пригодиться при проведении интервью или обработке обратнои связи. Обычно, тип личности определяют по типологии Юнга или MBTI (Индикатор типов Маиерс-Бриггс). Этот тест можно бесплатно проити на саите 16personalities.com

Технологии

Этот раздел может меняться в зависимость от продукта. Тут можно указывать важные технологические аспекты, такие как: браузеры, операционные системы, устроиства, ПО, сервисы, разрешение экрана и пр.

Социальные сети

Социальные сети, форумы и вебсаиты, на которых пользователь проводит время. Особенно этот раздел может пригодиться для проработки контент стратегии и маркетинга.

Размер рынка

Отражает спрос на продукт в определеннои группе. Этот показатель используется для понимания положения и динамики компании на рынке и для анализа уровня конкуренции.

😊 И по классике — веду телеграм-канал «Басни Крылова», где переодически рассказываю про продуктовый дизайн. Подписывайтесь)

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда