Оценка интеллектуальной деятельности в России и правовой аспект креативной экономики

Как разрешить наболевшие вопросы, и какими будут последствия, рассказал Егор Иванков — член Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, председатель комиссии по развитию креативных индустрий и президент группы компаний «Салюс».

— Как сочетать бизнес и общественную деятельность?

Все-таки общественные площадки и бизнес это разное. К примеру, есть проект «Мой Бизнес», он ближе к науке. Через подобные проекты получается доносить практически полезную информацию. Получается, что теоретиков очень много, а практиков — мало.

— Дает ли общественная деятельность какие-то бонусы?

Через Торгово-промышленную палату мы разбирали несколько тысяч нормативно-правовых актов. Таким образом, через общественную деятельность ты понимаешь, куда движется государство, сам находишься в бизнес-динамике. Но других преференций это не дает, никто не использует ресурсы в личных интересах.

Вот тут как раз как раз очень интересная грань получается: вроде как это твой результат интеллектуальной деятельности, который внедряют. А за авторский надзор никто не платит, каких-то экономических преференций от этого нет. Общественная работа не дает никаких экономических эффектов, но дает нужную информацию, компетенции, знания по теме.

— Как это все реализовывается на законодательной основе?

Важны системные решения, которые можно адаптировать для других предпринимателей. В 2021 году вышло распоряжение Правительства. В рамках исполнения этого распоряжения правительства все регионы Российской Федерации должны были внести изменения в своей стратегии социально-экономического развития до 2030 года.

А что такое изменение стратегии социально-экономического развития: это следствие изменения схемы территориального планирования. Следующая операция это изменение мастер-планов. В чем здесь в чем здесь проблема, она вот в недопонимании: как среди чиновников, так и среди предпринимательского сообщества.

— А что такое вообще «креативная экономика»?

Креативная экономика — это по сути новая правовая оболочка. Получается её создали, а самой структурной системы просто нет. Почему я сделал акцент на стратегии социально-экономического развития, на схеме территориального планирования. Потому что это оболочка, которая фактически позволяет целостно заходить на региональное развитие не с позиции материальных активов, а с позиции работы с нематериальными активами.

Для чего это делается: чтобы капитализировать нематериальные активы. Это позволит сбалансировать убытки, рекапитализировать материальные активы за счет нематериальных.

— Есть ли проблемы с восприятием креативной экономики?

У большинства как раз есть такое восприятие креативных индустрий, как танцев с бубнами и поделок из бересты. Как будто мы продаем сувенирчики. Хотя сейчас даже появление этого закона должно собрать это в какую-то структуру, систему. Это вопросы, связанные именно с территориальным развитием. У нас многонациональная территория, на отдельных участках которой сохраняются традиционные уклады. Все это можно капитализировать, в этом и стоит задача.

— Как это реализовывается на практике?

Здесь возникает проблема непонимания. Получается, что тот же туризм — это элемент креативной экономики. Есть нюансы и с развитием предпринимательства. У представителей тех же народных художественных промыслов возникает проблема: люди не обладая знаниями в бизнесе, что-то создают.

Когда ты пытаешься с ними разговаривать, что это надо оформить, можно из этого сделать что-то еще, зарегистрировать интеллектуальную собственность, капитализировать. А люди этого не делают.

— Как изменить отношение к креативной экономике?

Здесь проблема на самом деле пересекается в том числе и с научно-технологическими разработками. В чем здесь проблематика: в том, что это история с акселерацией, где ученых, которые занимаются технологиями, пытаются научить делать презентации, продавать свой продукт, разбираться с господдержкой.

Но администрирование — это уже совершенно другой процесс, и не надо пытаться из ученых и предпринимателей делать управленцев. С одной стороны есть ребята, которые круто продают, и учёные, они не продавцы, но изобретатели. Как это гармонично соединить, это глобальная задача государства. Эта задача стояла, стоит и будет стоять.

Не хватает третьего элемента — администрирования. Здесь уже проблема финансирования и понимания: что что-то будет нужно через 3,5, 10 лет, и что важно не тормозить разработки, во что-то требуется вкладываться. Если бросить какой-то проект, мы потеряем людей, компетенции, а продукт будет нужен. Здесь вступает в роль стратегическое планирование.

— Что важно знать предпринимателям?

Сейчас все смотрят как раз на творческий потенциал и пытаются максимальное количество моделей научиться регистрировать. Самое сложное, что впереди всех ждет: научиться защищать свои права.

Должна существовать какая-то база, которая пилингует людей из разных городов. В нее будут вносить продукты интеллектуальной деятельности. Уже потом, если возникают споры, система должна понимать, кто первый имеет приоритетное право.

У нас до сих пор, еще со времен Советского Союза, существует понятие рационализаторства. Когда человек внедрил разработку, сэкономил много денег производству, ему дают отчисления с этой самой экономии.

— Каким образом это обеспечивается нормативно-правовой базой?

Существующая нормативно-правовая база рассыпается: она не рабочая. По факту у нас есть некое содержимое, которое нужно с одной емкости переложить в другую. Этот перенос болезненный.

Почему сейчас начали работать над новым законом: нужна новая правовая оболочка, которую дальше уже будут чем-то наполнять. Суть креативной экономики, что человек обладающий творческим потенциалом, куда-то должен выгружать свои знания и опыт. Также это поможет грамотно оценить материальный ущерб.

— Получается, что первые шаги на пути к новому восприятию креативной экономики уже сделаны?

Сейчас как раз реализуются попытки, чтобы у человека появилась возможность самореализации, выгрузки своих знаний через креативные индустрии, чтобы машины начали это как-то структурировать, и это возвращалось человеку в виде капитала и благ. Например, певец: он выложил песню на Яндекс.Музыке или других агрегаторах, они ему копеечку платят.

— Какие дальнейшие действия?

Теперь нужно структурировать этот проект, потому что он дает гарантированный обеспеченный спрос на материальные ценности и услуги. Например, какое-то предприятие хочет внедрить инновацию. Оно обращается в созданную базу за решением. Получаем структурированный спрос.

Конечно, есть и проблемы. Часто инновации не принимаются рынком. К примеру, если сейчас появится компания, разработавшая лекарство от рака, её скорее выкупят и поглотят, чем дадут продавать медикаменты.

Получается, что мы плавно переходим в модель планового хозяйствования. Нельзя сделать это быстро, так как в процессе все разрушается до основания. Сейчас бизнес все же за осознанное потребление, поэтому можно сказать, что мы стоим за приоткрытой дверью.

— Что бы ты пожелал предпринимателям?

Мы — то, что мы делаем, то, что мы думаем. От того, как мы делаем, и что думаем, зависит то, что будет происходить. Поэтому берегите себя, приходите к внутренней устойчивости, осознанности. Все-таки нужно думать о том, что есть в том числе и творческие интеллектуальные задачи, решая которые, мы с вами можем внести изменения в наш мир. Задача каждого — обеспечить осознанное потребление.

__________

Задать нам наболевший вопрос и получить консультацию можно через консьерж-сервис СДЛ: по почте mail@s-d-l.ru или через Telegram-ботаhttps://t.me/activebiz_bot

Полная запись эфира на нашем YouTube-канале: https://youtube.com/@BizActiv

ГК «Салюс» — http://salus.ru/about

Сказка про то, как мастера бизнес спасали: https://www.youtube.com/watch?v=jq1QGKg6Zlo

Оценка интеллектуальной деятельности в России и правовой аспект креативной экономики
Начать дискуссию