Переход на мягкую обложку и сокращение тиражей: как меняется книжная индустрия

В рамках марафона «Книги остаются» поговорили с издателями о том, на какой бумаге они теперь будут печатать книги, почему российская литература вытесняет зарубежную и какие жанры стали популярными в последние месяцы.

Первые части цикла читайте здесь и здесь, а в этот раз на вопросы отвечают Издательский дом ВШЭ, «Русская школа управления», издательства «Альпина.Дети» и Clever.

<i>Kelly Sikkema, unsplash.com. Иллюстрация: Саша Пожиток, Букмейт</i>
Kelly Sikkema, unsplash.com. Иллюстрация: Саша Пожиток, Букмейт

Что изменилось в вашей работе после февраля 2022 года?

Елена Иванова, директор Издательского дома ВШЭ:
Цены на тиражирование в России резко поднялись, а печатать книги в нашей любимой типографии в Латвии стало невозможно. Пока отказов от российских типографий нет, но у нас много серийных изданий, для которых нужны нероссийские материалы, без них неизбежно изменится привычный дизайн. Нам и раньше приходилось самим покупать импортные полиграфические материалы, но сейчас это становится все сложнее. Нет завоза в Россию, и мы покупаем остатки, ищем аналоги. По дизайнерской бумаге, например, импортозамещения пока вообще нет.

Рушатся зарубежные контакты: российскую экспозицию на Лондонской книжной ярмарке отменили, книгам российских издательств перестали присваивать международный идентификационный номер DOI, некоторые зарубежные правообладатели прекратили переговоры. Примерно треть наших книг за последние лет десять приходилась на переводы. Каждый год в середине января мы делали запросы авторских прав, в марте получали ответы. В этом году пока нет ни одного ответа.

Елена Иванова, Директор Издательского дома ВШЭ

На 2022 год у нас достаточно книг с купленными ранее лицензиями, их и готовим к выпуску. По ассортименту не просядем, читатель разочарован не будет, но о заделе на будущее пока думать не приходится. Раньше в начале работы над книгой мы уже знали, где ее будем печатать через год. Сейчас же сложно что-либо планировать в принципе. Мы не можем даже сказать, что если не напечатаем книгу, то перейдем на электронные продажи — с программным обеспечением ведь тоже наметились проблемы.

В ковидное время было непросто, но тогда под ограничения попал весь мир, и выживали тоже все вместе. В условиях вынужденной ковидной изоляции интерес к книге небывало вырос, продажи увеличивались. Сейчас, думаю, уменьшится спрос на предметы не первой необходимости. Но в целом книжный рынок достаточно инертен, поэтому об изменениях предлагаем судить по итогам первого полугодия. Пока заказы книжных магазинов и оптовиков не снижаются, активно идут заказы от библиотек, в том числе региональных.

Наибольшим спросом, как всегда, пользуются новинки. В бестселлеры уже попали книги «24/7. Поздний капитализм и цена сна» Джонатана Крэри и «Народные дьяволы и моральная паника» Стэнли Коэна. В электронном виде лидерами продаж вновь стали наши давние бестселлеры — «Политика у шимпанзе» приматолога Франса де Вааля и «Тайная жизнь деревьев» натуралиста Петера Вольлебена.

Лана Богомаз, главный редактор издательства «Альпина.Дети»:

Нам сейчас важно сохранить финансовое равновесие за счет пересмотра ассортимента. Выпуск подарочных изданий и книг дороже тысячи рублей мы приостановили, какую-то часть портфеля переводим в мягкую обложку, сократили на 30% новинки и допечатки. Если раньше стандартный тираж составлял 5 тысяч экземпляров, то сейчас это 3 тысячи для детских книг и 1,5–2 у книг для родителей.

В коронавирус была проблема со сроками выпуска тиражей. До пандемии печать занимала три-четыре недели, в пандемию это время увеличилось до двух с половиной месяцев. Сейчас же сроки печати сократились, так как большинство издательств уменьшили тиражи, а некоторые нишевые издательства и вовсе временно заморозили работу. Зато теперь мы столкнулись с дефицитом и резким ростом цен на расходные материалы. Все, что происходит сейчас, будет приводить к ухудшению качества и увеличению стоимости.

К сожалению, мы не сможем дальше выпускать новинки в серии «Приключения Огриков», правообладатель приостановил с нами сотрудничество. И мы продолжаем получать письма о временной приостановке работы с Россией. Допускаю, что до 40% иностранных авторов прекратят работу на российском рынке — хотя хочется верить, что это временно.

Лана Богомаз, Главный редактор издательства «Альпина.Дети»

В сегменте детской литературы за первый квартал мы не почувствовали никаких изменений. По-прежнему высокий интерес к серии «Лучший друг — Конни», особенно «Конни и правила дорожного движения», «Конни спасает пасхального зайца» и «Конни читает». Мы в редакции не склонны к отчаянию и пессимизму, издательство должно выпускать книги. Будет трудно, но мы найдем решение.

Алина Сафронова, руководитель редакции #Trendbooks издательства Clever:

В каком-то смысле в феврале 2022-го мы оказались более или менее подготовленными, потому что за два года пандемии во многом пересмотрели свою стратегию. В частности, активно развивали сотрудничество с российскими авторами и уже почти уравняли этот ассортимент с зарубежным. Решение оказалось верным — покупку зарубежных авторских прав мы сейчас немного притормозили (но все свои обязательства по уже заключенным сделкам, конечно, выполняем).

Теперь книги русскоязычных авторов станут ключевыми в ассортименте. За последние годы мы открыли много новых имен: Анастасию Евлахову с ее антиутопией «Красавица», Гай Маркос и ее семейную драму «Тун. Лето в розовом городе», волшебную Асю Плошкину и ее идеальную историю для подростков «Девочка из черного мрамора». Нам сегодня очень помогает энтузиазм и вовлеченность авторов в работу.

В целом же за это время мы заметили рост продаж на весь наш ассортимент, и детский, и взрослый. В кризисные ситуации интерес к литературе только растет, мы всегда считали, что книги — это и утешение, и лекарство для души. В редакции #Trendbooks популярны лав-стори, но если до февраля мы видели явный интерес к категории dark romance, то сейчас, наоборот, читатели заинтересованы в более светлых историях. Особенно выросли продажи романов Даны Делон — книг «Шестое чувство», «Непрожитая жизнь». Только что выпустили ее новинку «Падающая звезда», которую очень ждали читатели.

С бумагой ситуация была нестабильная и прошлой весной. Мы перешли на другие виды бумаги, наши книги стали пухлее и легче — кажется, читателям придется обзавестись дополнительными книжными полками. По-прежнему стараемся каждую книгу превратить в арт-объект, который хочется держать в руках.

Алина Сафронова, Руководитель редакции #Trendbooks издательства Clever

С интересом смотрим на ситуацию в самиздате, там, очевидно, будут появляться новые площадки. С нехваткой бумаги, видимо, многие новинки на рынке будут существовать только в электронном виде. Еще кажется, что будет расти спрос на ромкомы, антиутопии, а вот триллеры и мрачные истории пока уйдут на второй план.

Денис Давыдов, руководитель издательской программы «Русской школы управления»:

С самого начала моей работы все релизы у нас выходили одновременно в трех форматах — электронном, аудио и традиционном бумажном. Сейчас мы решили приостановить до лучших времен выпуск бумажных книг: продажи электронных форматов всегда превышали продажи бумажных версий, это стало заметно еще во время пандемии. Стоимость же печатного экземпляра сегодня существенно возросла, а перспективы весьма туманны.

РШУ — уважаемый образовательный центр с представительствами в десяти городах России и более чем 20-летней историей. Но издательство было образовано совсем недавно. В топе у нас книги по коммуникациям, управлению бизнесом и персоналом. С иностранными издательствами и авторами мы пока не сотрудничали, поэтому про сопутствующие проблемы ничего сказать не можем.

Мы продолжаем готовить книги к публикации. Будем пробовать сервисы автоматического озвучивания текстов для создания аудиокниг, чтобы снизить их себестоимость. За последние пару лет эти сервисы шагнули далеко вперед. Со временем планируем запустить собственную цифровую дистрибуцию.

Бесплатные книги марафона «Книги остаются» можно найти здесь.

Мы <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.bookmate.com%2Fsubscription%3Futm_campaign%3Dnew_acquiring_tinkoff%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_source%3Dbmj&postId=427749" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">восстановили оплату</a> с любых российских карт. Спасибо, что вы с нами.
Мы восстановили оплату с любых российских карт. Спасибо, что вы с нами.
1010
реклама
разместить
21 комментарий

Главное чтобы интерес к бумажным книгам не угасал и любимые издательства могли оставаться на плаву

7

А начинающим авторам поможет российский интернет-сервис из славного города Екатеринбурга под названием Ридеро !
(патриоты против космополитов)

1

Непопулярное мнение: мне очень нравится мягкая обложка, такая из плотного картона и с эффектом софт-тач)

2

Некоторые вообще предпочитают аудиокниги) Проблема в том, что мягкая обложка с эффектом софт-тач теперь в дефиците.

2

Интересно, почему сотрудники издательства "Альпина Паблишер" не хотят прекратить деятельность своего бывшего руководителя Ирины Гусинской, которая встала на скользкую дорожку инфо-цыганки, продавая свои инфо-курсы с бокалом вина из солнечной Испании?

2

вас что в этой композиции коробит - бокал или Испания? ))

Да там уже начало с "Издательский дом ВШЭ" отпугивает. Держу пари, что и остальные 2 издателя того же уровня лапшевесов.