Цифровое бессознательное

Банковский бизнес, наверное, — один из тех, что достаточно активно формирует тренды нового мира технологий. К чему это приведет, пока сложно представить. Или страшно

Метавселенные как действующие пространства, в которых люди взаимодействуют друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары с помощью технологий виртуальной реальности, были прошлым летом digital-игрушкой многих мировых бигтехов. Год назад анонсировали и Apple Vision Pro — большие и дорогущие «наглазники» для жизни, работы и развлечений в реально-цифровом мире. Потом тема как-то мягко вышла из числа хайповых, и Apple-шлемы с начала продаж в феврале 2024 года пока не стали хитом продаж, но в некоторой ограниченной форме подобные технологии уже присутствуют на таких платформах, как VRChat и Decentraland, и, конечно, в видеоиграх, таких как Active Worlds и Second Life.

«Верить в то, что новая технология — это такая штука, которая всех притягивает к себе только по факту своего существования и заставляет создавать под нее продукты, забывая обо всем остальном, не совсем верно… Наверное, правильнее считать, что каждая новая востребованная технология на самом деле является реакцией бизнеса на изменения внешнего мира», — написал в статье «Химеры прошлого и двойники будущего» обозреватель «Б.О» Вадим Ференц, посетив несколько знаковых отраслевых мероприятий финансовой отрасли последних двух месяцев .

В «ЖЖ» (там еще теплится жизнь) мне недавно попалась статья с интересным взглядом на происходящее «Новое бессознательное и цифровые драконы». Ее автор рассуждает о технологиях и людях, которые сейчас становятся создателями и носителями нового цифрового бессознательного мира. По мнению блогера, этот мир создается, с одной стороны, работой ИИ, представляющего собой «непроницаемый массив данных, который воспринимается как “полезный и где-то осмысленный”, а на деле — невнятный по основаниям и вполне произвольный». C другой стороны, это содаваемый «желаниями людей — тысячами умов» «мир произвольной оцифровки, за которую со страстью хватаются, не желая даже подумать, как сделать так, чтобы это были числа, хоть немного осмысленные, понятные и имеющие отношение к тому, чему они приписаны. Это меняет не только быт, проникая в мелкие складки социального бытия, но и познавательную деятельность».

Но кто сейчас будет слушать предостережения «древних» блогеров начала XXI века?

В компании NVIDIA полагают, что web 3.0 и метавеселенные неизбежно породят множество новых отраслей и направлений деятельности бизнеса, в результате чего экономика метавселенных превзойдет по своим масштабам экономику физического мира.

Сегодня большинство людей сосредоточены на материальных ценностях типа домов, автомобилей, одежды и на путешествиях. Метавселенная создаст более масштабную индустрию потребления с огромным количеством цифровых товаров, которые мы будем приобретать уже с помощью цифровых валют. Если, конечно, с нашим физическим миром ничего не случится в силу геополитической напряженности.

А еще предстоит создать принципиально новую ИБ, которая будет защищать человека не столько от сетевых угроз, сколько от ментального воздействия ИИ на сознание и подсознание человека, находящего в виртуальных мирах. В прошлом году «Яндекс» удвоил вложения в кибербезопасность и потратил на это более 6 млрд рублей. И основными направлениями были защита пользовательских данных и развитие инструментов по их безопасному хранению. Судя по всему, отечественный цифровой флагман сохранил курс на улучшение имеющихся технологий, параллельно запуская новые решения по защите данных и борьбе с онлайн-мошенниками.

Все это укладывается в общую тенденцию: российские IT-компании продолжают наращивать инвестиции в кибербезопасность. По оценкам «Лаборатории Касперского», к следующему году сумма инвестиций цифровых компаний в нее увеличится еще на 14%.

Но не стоит этого всего слишком сильно бояться. Ведь пока у вас остается «Б.О» и старые добрые принт, web и соцсети, чтобы его читать, вы во время узнаете о «новых драконах» в метавселенных.

Яна Шишкина, главный редактор «Банковского обозрения»
Яна Шишкина, главный редактор «Банковского обозрения»
Начать дискуссию