Смена парадигм в искусственном интеллекте : ограничения или возможности?

На площадке кластера «Ломоносов» состоялось очередное мероприятие Центра технологического предпринимательства «Основатели» и ИД «Коммерсантъ» — лекция на тему «Смена парадигм в искусственном интеллекте: как реагировать?».О развитии искусственного интеллекта (ИИ), его перспектив и интеграции в экономические и социальные процессы жизни человека поговорили с Семеном Буденным, кандидатом физико-математических наук, Управляющим директором, начальником Управления развития перспективных технологий AI Сбера; научным консультантом Института искусственного интеллекта AIRI.

Тема лекции вызвала бурные дискуссии как среди специалистов самых разных отраслей, так и обычных людей, активных пользователей современных технологий. Эксперт рассказал о том, как устроены генеративные модели, способные синтезировать текст, изображения и видео, как они попали в руки потребителей, непрофильных специалистов, и как эти модели могут повлиять на жизнь человека. Появление генеративного ИИ неизбежно сопровождается сменой парадигм: узкоспециализированные модели превращаются в универсальные, модальность заменяется мультимодальностью.

Обществу вполне логично может бояться новых и мощных технологий. Но важно понять и признать, что нельзя контролировать саму технологию ИИ, нужно контролировать ее использование.

Смена парадигм в искусственном интеллекте : ограничения или возможности?

«Возникают вопросы прав, вопросы этики. ИИ претендует на роль творца, не только призван упрощать жизнь человека»,— описывает ситуацию Семен Буденный.

Поражает скорость, с которой генеративные модели, ставшие “end to end” ИТ-продуктом, набирают аудиторию. Если, например, Twitter или Spotify, набрали первый миллион пользователей за два года и год, соответственно, то генеративные модели достигли таких показателей за несколько дней. Такая скорость — колоссальное преимущество для бизнеса с точки зрения монетизации. К этому стоит добавить глубочайшую кастомизацию продукта под интересы и потребности конкретного клиента. Не за горами то время, когда человек не будет выбирать, какой фильм посмотреть, ИИ будет генерировать уникальный фильм для него, основываясь на его интересах и потребностях, уверен Семен Буденный. Более того, модели ИИ позволяют решать мультимодальные задачи, «складывать в одну корзину яблоки и коров», модель все распределит и все поймет. Это позволит минимизировать бизнесу рутинные дела.

При этом стремительное развитие ИИ связано и с решением новых задач. Одна из главных — синтезация информационного «мусора». Генеративные модели обучаются на огромном количестве информации, которая находится в сети. Таким образом, достаточно скоро большая часть информации, которую можно будет найти в сети, будет синтезированной. И тогда возникает вопрос, как дальше развивать модель и использовать ее для обучения? Универсальные бенчмарки для оценки того, что генерируют модели ИИ, а также метрики их обучения еще только предстоит разработать.

Каким вы видите сценарий развития генеративного ИИ? Поделитесь в комментариях!

Начать дискуссию