Перспективы российского рынка интернет-торговли от Армена Манукяна - эксперта HeadExpert

Накануне бизнес-завтрака, посвященного теме "Будущего российского e-сommerce", мы спросили Армена Манукяна - профессионала в области интернет-торговли и эксперта сети HeadExpert, поделиться своим мнением о перспективах развития рынка.

Армен Манукян

Более 11 лет развивает интернет-торговлю в международных розничных сетях (Metro Cash&Carry, OBI, АШАН), российском экспортном центре, Wildberries, Почте России.

Российскому рынку интернет-торговли уже более двадцати лет, и он продолжает показывать динамичный рост в десятки процентов год к году. Этот рост не прекратится, а возможно даже усилится в ближайшие несколько лет.

Если принимать во внимание общую аналитику рынка интернет-торговли, может создаться впечатление о том, что растет весь рынок. Но это ложное впечатление. В России наблюдается тренд идентичный трендам в Европе, Китае и США ­­­– консолидация. Рынок консолидируется вокруг крупнейших игроков, которые прирастают год к году на 80 и более процентов в то время, как средние и малые игроки рынка стагнируют или попросту исчезают. Вопросы, которые остаются открытыми: как долго еще будет длиться консолидация и вокруг каких игроков она будет происходить?

С февраля прошлого года стратегия многих компаний в области интернет-торговли поменялась. Ранее существенная часть бизнесов работала в операционный убыток, наращивая свою капитализацию и долю на растущем рынке. Сейчас же вопрос, волнующий все эти компании, заключается в том, как выйти в зону операционной безубыточности и не покидать нее. В связи с этим появляются вопросы-сателлиты: где найти кадры, способные оптимизировать бизнес-процессы, и за счет каких решений может быть проведена эта оптимизация?

Многие международные бренды покинули российский рынок, однако, их продукцию можно найти в онлайне как на внутрироссийских, так и на трансграничных интернет-площадках. Кроме этого, для покупателей, предпочитающих покупки из-за рубежа, беспошлинный порог ввоза был поднять до 1000 евро. Эти факты стимулируют дополнительный приток онлайн-покупателей на рынок.

Недавно я курировал дипломную работу у одного предпринимателя, который решил изучить рынок электронной торговли. Мне показалась очень интересной мысль, изложенная им при получении диплома: «Я пришел учиться, чтобы понять, как правильно запустить свой маркетплейс, а ухожу с дипломом и пониманием того, что запускать свой маркетплейс не стоит». Но действительно ли это так? Есть ли на российском рынке место для новых маркетплейсов или их количество со временем будет только сокращаться?

Схожая ситуация наблюдается и в сегменте селлеров на крупнейших маркетплейсах. Их количество уже превышает миллион и продолжает расти. Интересный факт, которому мало кто уделяет внимание, это соотношение роста продаж маркетплейсов с приростом количества продавцов на них [на маркетплейсах]. Если присмотреться к показателям, становится понятно, что количество продавцов за последние 3 года растет значительно быстрее, чем сами продажи. А это значит, падает оборот на одного продавца и растет конкуренция. Селлеры во многих категориях жалуются, что маржа на один товар за этот период у них снизилась в разы, а бизнес на грани рентабельности. На этом фоне тысячи людей ежемесячно заканчивают курсы по торговле на маркетплейсах и «бегут зарабатывать миллионы» на торговых площадках. Стоит ли сейчас начинать торговлю на маркетплейсах или же наоборот, стоит уходить с маркетплейсов в другие каналы сбыта?

По данным экспертов объем рынка российской интернет-торговли составляет 5,7 трлн. руб., что привлекает к себе все больше и больше внимание, в том числе и регулирующих органов. Все больше идет разговоров о подготовке «закона о маркетплейсах». Пока не ясно, что именно будет в этом законе, да и будет ли он вообще. Но мы должны понимать, что чем больше будет регуляторных требований к игрокам рынка, тем больше это повлечет за собой затрат для маркетплейсов, эти затраты лягут бременем на селлеров, а те с очень большой вероятностью включат их в конечную цену товара. В итоге эти затраты понесет потребитель, покупающий более дорогой товар. Но даже, если не брать в расчет «закон о маркетплейсах», уровень регуляторных требований возрастает, пример: обязательная маркировка определенных категорий товаров. Покупатель привык, что «в интернете дешевле», но будет ли так через год-два?

Крупные российские маркетплейсы начинают понимать, что нельзя ограничивать себя только рынком России. Все активнее идет экспансия на рынки ЕАЭС (Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, Киргизия), где электронная торговля еще не так развита, как в России. Кроме этого, в зону интересов российских компании попадают Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан. Все больше идет рассуждений относительно перспектив выхода представителей рынка российской интернет-торговли на рынок Ирана, Сербии, Вьетнама и Индии. Мы находимся в начале процесса, основные события нас ждут впереди!

11
Начать дискуссию