Как мониторить розничные магазины?

Как мониторить розничные магазины?

Региональные и федеральные торговые сети собирают данные о ценах и ассортименте конкурентов не только в интернете, но и в реальных магазинах и супермаркетах.

Обычно процесс офлайн мониторинга происходит следующим образом: аудитор посещает нужный магазин, ходит по торговому залу и собирает информацию о товарах и ценах на полке магазина: переписывает, перепечатывает или диктует коллегам по телефону. Затем данные по нескольким торговым точкам от нескольких аудиторов сводятся в единый отчет.

Между оцифровкой в строке финального отчета той информации, которая была собрана в магазине, и носителем, на котором эта информация была собрана, всегда присутствует ручной труд, что неминуемо приводит к множеству ошибок из-за человеческого фактора. Информация получается «рваной», неполной, присутствуют задержки в ее получении, а достоверность собранных данных нельзя проверить.

Стандарт ценообразования в 2020 году — еженедельный пересмотр и обновление цен. По некоторым категориям или отдельным промо-товарам переоценка может проходить каждые 2-3 дня.

При ручном мониторинге данные быстро устаревают и в отчеты зачастую попадают неактуальные данные. Это делает офлайн мониторинг конкурентов неэффективным. Недостоверность полученных данных приводит к некорректным решениям по ценообразованию и негативным образом сказывается на лояльности к торговой сети.

Платформа Metacommerce позволяет организовать процесс офлайн мониторинга таким образом, чтобы свести к минимуму влияние человеческого фактора на результат. Сервис автоматизирует весь процесс управления сбором данных на региональном или федеральном уровне и контроль за реализацией мониторинга по всей стране.

В этой статье мы расскажем об основных этапах офлайн мониторинга с помощью Metacommerce:

  • Веб-кабинет администратора
  • Типы заданий
  • Аудиторы
  • Мобильное приложение
  • Оцифровка ценников

Веб-кабинет администратора

В системе Metacommerce есть серверная часть, кабинет администратора. Он управляется клиентом — главой ценообразования или аналитиками, которые контролируют, какая информация, где, когда и как должна быть собрана. Это таск-менеджер, который позволяет создавать задания и приводить их в регулярно воспроизводимый календарный формат. В заданиях указано время, место, периодичность и ответственное лицо. Веб-интерфейс позволяет привязывать задачи к конкретному городу, адресу, торговой сети, конкретному аудитору и категории товаров. Например, в городе Архангельск каждую среду аудитор должен быть в магазине «Дикси» и фотографировать всю молочную категорию, а в четверг он должен быть в магазине «Пятерочка» и фотографировать всю бакалею.

В процессе реализации задач можно контролировать факт их исполнения. Созданное задание улетает на мобильный телефон каждому аудитору. Аудитор, получая задание, попадает под контроль системы, где задача считается “открытой” и пока он ее не закроет, система будет постоянно об этом напоминать. Система покажет, если аудитор забыл прийти в торговую точку, пришел не вовремя или не в ту торговую точку. Это позволяет обеспечить процесс автоматических уведомлений, чтобы дисциплинировать работу аудиторов и сделать ее прозрачной.

Таск-менеджер базируется на ГИС-сервисе. В системе фиксируются GPS координаты и метки телефонов аудиторов, что позволяет избавиться от недобросовестности и мошенничества. Система отследит, если аудитор, ежедневно или еженедельно заходя в один и тот же магазин, на какой-то день поленится прийти и вышлет старые фотографии.

Типы заданий

Мы выделяем две большие группы заданий: задания по сплошному сбору данных и задания сборов по списку.

Сплошной сбор — это сбор целого магазина или какой-то конкретной категории: всей молочной продукции, всей бакалеи, всего алкоголя, и т.д. Принцип построения сплошных заданий состоит в том, что это задание привязано к множеству товаров, которые объединены одной категорией или торговой точкой. Аудитору не нужно искать конкретный товар. Ему достаточно найти место расположения категории и сфотографировать все ценники в этой категории.

Списочный сбор — это сбор по списку, где аудитор должен самостоятельно выбрать самый релевантный товар. Аудитору нужно провести мыслительный анализ товаров. Списочные мониторинги подразумевают три популярные задачи:

  • мониторинг по списку 1 в 1, когда ставится задача найти конкретный товар в точке. Клиент может в качестве задания аудитору завести конкретный продукт. В системе будет название, описание продукта и фотография. Аудитор приходит в торговую точку, смотрит на задание и понимает, что нужно найти. Он самостоятельно ищет товар на полке или в магазине, а затем фотографирует его. Такой мониторинг применяется в разрезе KVI позиций (Key Value Indicators);
  • KVI: аналоги, когда нет задачи найти конкретный товар. Вместо этого ставится задача найти любой товар, который представляет очень конкретную и детерминированную выборку товаров. Например, любой порошок Persil 3 кг, или зубная паста 100 мл Colgate, или 1 кг картошки, или любое молоко с жирностью 3.2%;
  • мониторинг товаров первой цены, когда нужно найти самый дешевый товар в категории. Например, самый дешевый 1 кг картошки, самый дешевый 1 л молока.

Аудиторы

Качество реализации проекта зависит от того, насколько качественно работает аудитор в полях. Есть два сценария работы с клиентами.

Первый сценарий. Компания «Метакоммерс» выступает как вендор, предоставляет софт, а заказчик использует его со сторонними аудиторами.

Второй сценарий. Аудиторы «Метакоммерс» — это специально обученные люди, которые используются для решения задач разных клиентов. В этом случае мы берем на себя ответственность за полный цикл работ, включая менеджмент аудиторов.

Крупные федеральные сети чаще используют своих аудиторов. Собственный человек — это экспертиза, которая накапливается и используется внутри сети. Аудит торговых точек часто сопрягают с другими задачами, которые эти же люди выполняют. Они могут работать кассирами, кладовщиками и частично свое время посвящать работе аудитором. Поэтому собственные аудиторы для сети — это возможность совместить в одном человеке несколько разных функций, где аудит лишь одна из нескольких.

Есть другой сценарий, когда клиент использует софт Metacommerce и обращается в агентство, которое предоставляет аудиторов. Это сложней, ведь нужно координировать эту совместную работу и обучать третью сторону

Мы можем работать как с нашими собственными аудиторами, так и с аудиторами клиента. Если заказчик решил использовать аудиторов компании «Метакоммерс», он платит за распознанные и оцифрованные данные. Это гарантирует минимизацию головных болей от координации работ в полях, обучения людей и, самое главное, от расходования бюджета на некачественную работу.

Когда клиент использует своих аудиторов, он платит за каждый найденный на фотографии ценник. Найденный означает распознанный рекуррентной нейронной сетью. В случае если аудиторы передают некачественные фотографии ценников, из которых не извлечь текст, они также будут оплачены. Фотосъемка находится в области компетенций заказчика, он берет на себя ответственность за качество фотографий. Требования к фотографиям для нейронной сети такие же, как для распознавания человеком. Там должна быть читаемая и понятная информация, различимая человеческим глазом.

Мобильное приложение

У компании «Метакоммерс» есть собственное бесплатное мобильное приложение Metacommerce.Prices, которое устанавливается на смартфоны и поддерживает Android и iOS. Вы можете скачать его в AppStore или Google Play.

Мобильное приложение позволяет аудитору понимать, какие задания на него заведены, когда и в каких торговых точках ему необходимо их выполнить и что конкретно ему необходимо делать внутри каждой торговой точки в рамках каждого задания. В момент реализации задания каждая строка помечается отметкой о том, что задача выполнена.

Ключевая задача приложения Metacommerce.Prices — фотосъемка в торговом зале. После фотосъемки фотография отправляется через интернет на сервер Metacommerce, где сначала проходит детекцию ценников. После детекции происходит оцифровка и распознавание параметров и формируется цифровая запись. Цифровая запись отправляется в интерфейс платформы, где ее видит клиент. Далее, если это необходимо в рамках проекта, цифровые записи начинают обрабатываться алгоритмами сопоставления.

В разных проектах могут быть разные данные, распознанные на ценниках. Иногда достаточно только цены, оцифровка нужна для проверки цифр, чтобы не ошиблись люди. Иногда требуется название, чтобы проверить и сопоставить с KVI и списком товаров, “а верно ли аудитор сфотографировал ценник?”. При сплошном мониторинге для сопоставления нужно извлечь из ценника как можно больше данных, от внутреннего артикула сети до EAN, всех типов цен, наименований, брендов и так далее.

Оцифровка ценников

Возможность создать веб-интерфейс, который позволил выстроить систему таск-менеджмента заданий мониторинга, появилась благодаря системе распознавания ценников. Сервис Metacommerce позволяет собирать данные о товарах, фотографируя торговую полку и ценник. За систему распознавания ценников компания «Метакоммерс» получила резидентство Сколково.

Ключевое требование к реализации проекта офлайн и возможности провести оцифровку ценников — наличие современной полки с выкладкой и ценниками. Например, в аптеках редко можно увидеть полки с полноценными ценниками, вместо них используются маленькие штрих-коды или гравировки, нанесенные на упаковку. К тому же, рецептурные препараты находятся за спиной у провизора и их нельзя сфотографировать. В данном случае к аптечному бизнесу не применить услугу офлайн мониторинга.

Другой пример, где специфика ритейла не позволяет собрать данные через офлайн, это fashion. Здесь также присутствуют сложности с фотографированием ценников. Для того, чтобы понять, сколько стоит товар, нужно найти бирку с ценником внутри одежды. На таком ценнике кроме цены и штрих кода, как правило, ничего другого не указано, так как товар является обложкой самого себя.

Таким образом, если розничный сектор не представляет собой “цивилизованную полку” с информативными читаемыми ценниками, то и применить к нему услугу офлайн мониторинга проблематично. Требования к торговой площади и ценнику являются основными требованиями к реализуемости проекта мониторинга ассортимента и цен в офлайн. FMCG-ритейл — основной сегмент рынка, где мы реализуем проекты по офлайн мониторингу как для брендов-производителей, так и для ритейлеров.

реклама
разместить
Начать дискуссию