Порт Санкт-Петербург в условиях мировых ограничений

Павел Михайлов
Заместитель территориального менеджера  Major, Санкт-Петербург
Елена Белюсь
Менеджер по организации перевозок Major, Санкт-Петербург
Порт Санкт-Петербург в условиях мировых ограничений

Большой порт Санкт-Петербург сильнее остальных крупнейших портов РФ пострадал от международных санкций в 2022 году. О том, что стало причиной снижения грузопотока, и изменится ли ситуация к лучшему читайте в статье наших экспертов.

Жизнь в порту Санкт-Петербурга кипит круглогодично. Международные суда дальнего следования подходят сюда и зимой, чтобы пополнить запасы пресной воды и продовольствия, произвести ремонт, сделать закупки и т. д. Большой порт имеет высокотехнологичную, развитую логистическую инфраструктуру, огромные площади и новое оборудование для обработки грузов.

Тем не менее, именно Большой порт оказался самым пострадавшим в России от международных санкций в 2022 году. Его коллеги, Владивосток и Новороссийск, обогнали его по обороту с начала года. Такое распределение ролей явилось следствием влияния нескольких масштабных факторов.

Первый и самый очевидный – снижение грузопотока из стран Северной Америки и Европы. Торговые отношения России и Европы раньше всегда имели крупный морской грузопоток через Санкт-Петербург. Начиная с марта 2022 года, такой маршрут доставки грузов стал достаточно проблематичным в плане досмотров и дополнительных проверок документов. Контейнеры в европейских портах на перевалке могли храниться неделями, ожидая разрешения на дальнейшую погрузку на фидерное судно в Санкт-Петербург. Соответственно, возникали дополнительные расходы, которые ложились на плечи грузополучателей. Некоторые морские линии, в связи с уходом с рынка РФ, довозили контейнеры только до европейских портов, откуда груз необходимо было доставить до РФ и далее траками по высоким ставкам.

Второй фактор тянется из первого — потребление продукции внутри страны не снизилось, импорт все так же необходим, но, как известно, произошел «разворот на Восток», т.е. рост импорта товаров из стран Юго-Восточной Азии, которые постепенно замещают товары, ранее закупаемые у поставщиков из недружественных стран. Логистика всегда идет по пути наименьшего сопротивления, поэтому импорт из стран Юго-Восточной Азии пошел, в первую очередь, через Владивосток, т.к. количество китайских морских линий резко возросло. Плюс — сильный толчок получило развитие импорта по железной дороге из Китая. Все это не могло не сказаться на снижении объемов импорта в Санкт-Петербурге.

Еще одним фактором снижения грузооборота через порт Санкт-Петербург и потери значительного объема европейского груза стал уход крупных международных морских линий с рынка. Среди них — Maersk, CMA, Hapag-Lloyd, Evergreen, One и другие. На тот момент образовался период турбулентности, когда крупных игроков уже не было, а новые линии еще не проложили маршрут в Санкт-Петербург.

Источник: https://terminalspb.ru
Источник: https://terminalspb.ru

Однако сегодня ситуация заметно улучшается. Последние несколько месяцев мы наблюдаем снижение ставок фрахта по направлению Юго-Восточная Азия — Санкт-Петербург. Всё меньше грузов сейчас идёт через Прибалтику по данному направлению. Грузы из Юго-Восточной Азии, с учётом снижения ставок фрахта и появления новых сервисов, стало выгоднее везти напрямую в Санкт-Петербург. Появились морские линии, которые идут с точкой перегруза (портом трансшипмента) в Египте, Шри-Ланке и Турции, а не в европейских портах. В среднем, транзитное время составляет 45-60 дней.

На текущий момент порядка 16 международных перевозчиков осуществляют доставку контейнерных грузов в Большой порт. Количество судозаходов увеличивается, но, в среднем, сюда прибывает 1 судно в день, тогда как Новороссийск и Владивосток, куда подходит более десятка локальных морских линий, принимают 5-7 судов ежедневно.

Еще одним интересным направлением является Южная Америка, где прошлой осенью появился новый прямой сервис у компании «Модуль». Они поставили одно из своих судов на рейс Сантос – Санкт-Петербург, с транзитным сроком 25-30 дней. На сегодняшний день сервис нерегулярный, судовыход — примерно раз в месяц.

Достаточно крупный импортный грузопоток в порт Санкт-Петербурга идет морем из Индии. Аналогичная ситуация — с маршрутом ОАЭ – Санкт-Петербург. Несколько морских линий предлагают регулярные сервисы, прямые и с перевалкой. Набирают обороты и LCL-сервисы из Индии, Китая, ОАЭ. Ставки на сборный груз на данный момент такие же низкие, какими были до пандемии.

Источник: https://terminalspb.ru
Источник: https://terminalspb.ru

Регулярно перевозчики выдвигают специальные предложения по фрахту по всем направлениям до Санкт-Петербурга, для того чтобы загрузить суда необходимым количеством груза.

По факту мы наблюдаем следующую ситуацию среди морских линий для привлечения объема грузов:

· перевозчики для выхода на рынок при анонсировании нового сервиса начинают с демпинга тарифов;

· существуют контейнеры специфического типа (к примеру, по перевозке удобрений) , которые подлежат скорому обязательному возвращению в Россию. По ним есть субсидированный фрахт, на который скидка может доходить до 400 долларов.

<p>Источник: <a href="https://www.globalports.com/ru/news-and-media/media-library/photos-videos/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://www.globalports.com</a><br /></p>

Источник: https://www.globalports.com

В целом, на данный момент можно говорить о стабилизации общемировых цен на морские контейнерные перевозки. Тарифы постепенно снижаются. Разница ставок фрахта на Европу и на РФ до событий 2022 года была ощутимой, импортеру было выгоднее везти мультимодальным сервисом (морем в контейнере до европейского порта, далее перегрузить груз в машину до склада в РФ) . На данный момент видны тенденции к снижению ставок на Санкт-Петербург и выравниванию тарифов. Таким образом, импорт начинает возвращаться на прямые морские рейсы и грузопоток до Санкт-Петербурга увеличивается.

33
2 комментария

>>Большой порт Санкт-Петербург сильнее остальных крупнейших портов РФ пострадал от международных санкций в 2022 году. О том, что стало причиной снижения грузопотокаЧто-же КОНКРЕТНО стало причиной снижения грузопотока???

1
Ответить

когда основной поток был из европы и Америки , то ощутимо снижение нагрузки и прибыли

Ответить