{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Атлас "Мнемозина" Аби Варбурга

Аби Варбург (1866-1929) был одним из самых известных представителей академической науки XIX века. Историк искусства и культуры призывал к критике визуальных искусств, и был далек от исторических стилистических и формальных дебатов своего времени.

Начатый в 1924 году и оставшийся незавершенным к моменту его смерти в 1929 году, Атлас "Мнемозина" — это попытка Аби Варбурга составить карту "загробной жизни античности", или того, как образы большой символической, интеллектуальной и эмоциональной силы возникают в западной античности, а затем вновь появляются и оживают в искусстве и космологии более поздних времен и мест, от Александрийской Греции до Веймарской Германии. Уделяя особое внимание эпохе Возрождения — историческому периоду, в котором, по его мнению, борьба между силами разума и неразума была наиболее ощутимой, — Варбург надеялся, что Атлас "Мнемозина" позволит зрителям самим ощутить "полярности", которые раздирают культуру и мысль.

Воссозданные панели Атласа Мнемозина

Атлас "Мнемозина" — заключительный проект Варбурга, стал основным направлением его творчества, названным в честь титаниды из греческой мифологии Мнемозины, дочери Геи и Урана. Помимо того, что она была матерью девяти муз, она стала известна благодаря своей аллегорической ассоциации с памятью (филологическое происхождение ее имени в древнегреческом языке - mnêmē - означает "память"). До самой смерти ученый собирал графические материалы, чтобы составить книгу изображений, в которой были бы отражены темы, модели и визуальные знаки западной культуры от античности до эпохи Возрождения и далее. Таким образом, Варбург создал свой собственный иконографический метод, который ввел понятия "выживание" (Nachleben) и "формулы пафоса" (Pathosformeln) в историю искусства, культуры и философии до наших дней.

Комбинаторные эксперименты Варбурга в "Атласе" следуют его собственной метонимической, интуитивной логике, хотя и опираются на десятилетия тщательной научной работы. Варбург полагал, что эти символические образы, если их сопоставить и затем расположить в последовательности, могут способствовать немедленному, синоптическому пониманию загробной жизни пафосных образов, изображающих то, что он назвал "bewegtes Leben" (жизнь в движении или ожившая жизнь). Таким образом, Атлас Мнемозина стремится сделать невыразимый процесс исторических изменений и повторений имманентным и понятным. Если говорить более конкретно, то Атлас прослеживает как последующую жизнь классического языка жестов в искусстве Ренессанса и за его пределами, так и миграцию греческого космологического символизма вплоть до того момента, когда Бруно и Кеплер попытались примирить наследие классической и астрологической мысли с открытиями астрономии раннего Нового времени. Атлас функционирует и картографически, поскольку исследует, как смыслы формируются в результате перемещения тем и стилей между Востоком и Западом, Севером и Югом. Трансформируя картографические и научные представления о том, каким должен быть "атлас", Варбург создает динамичное "пространство мысли" [Denkraum], где космографические и художественно-исторические образы раскрывают, как субъективные и объективные силы формируют западную культуру.

В своей "последней версии" "Атлас Мнемозина" состоял из шестидесяти трех панелей (Tafeln). На деревянных досках размером примерно 150 x 200 см, обтянутых черной тканью, Варбург расположил и переставил в длительном комбинаторном процессе добавления и замены черно-белые фотографии исторических и космографических образов. Тут и там он также включал фотографии карт, страниц рукописей и современных изображений, взятых из газет и журналов. Отдельные панели, в свою очередь, были пронумерованы и упорядочены, чтобы создать еще более крупные тематические последовательности.

Больше уникальных материалов - в нашем телеграме

На досках историк прикреплял фоторепродукции произведений искусства Востока, классической античности и Возрождения рядом с рекламными вырезками и современными фотографиями, чтобы выявить их общие графические паттерны. Таким образом, исследователь и его команда изучали формы и сеть связей изображений, создавая открытую картографию, форму знания путем сборки. Подобная коллажность наделила Варбурга гибкостью, и он смог переключиться с "Весны" и "Рождения Венеры" Сандро Боттичелли на следы античности во фресках и астральные знаки, увенчанные языческими богами в Палаццо Скифанойя.

Хотя в последние годы жизни Варбург все чаще использовал такие панели в своих лекциях и презентациях (наиболее известна его лекция по Герциане в Риме в 1929 году), он также надеялся опубликовать "Атлас Мнемозина". Действительно, он планировал дополнить том пластин двумя томами текста, содержащего исторический и интерпретационный материал. Однако, поскольку он оставил Атлас незавершенным на момент своей смерти, баланс слов и изображений решительно смещен в сторону последних. Поэтому нам, поздним читателям, остается тщательно восполнить пробелы, и в некоторых случаях только догадываться, что имел в виду говорил Варбург. Это можно сделать множеством способов: добавляя его опубликованные и неопубликованные работы; продолжая добывать и объяснять собственные источники Варбурга; взвешивая последующую науку о художниках, эпохах, вопросах, которые очаровывали Варбурга; придумывая новые способы картографирования территорий, которые он впервые осветил; углубляя и расширяя его идеи и методы, либо применяя их к новым материалам и/или размышляя о природе исторического знания в целом.

Выставка Атласов в Берлине, 2020. Aby Warburg: Atlas Mnemosyne: Das Original

Но вернемся к "Атласу Мнемозины". Самих панелей "последней версии" больше нет; сохранились лишь их черно-белые фотографии (18 x 24 см), хранящиеся в архиве Варбургского института. Однако через семьдесят один год после смерти Варбурга Мартин Варнке при содействии Клаудии Бринк выпустил великолепное издание атласа, основанное на "последней версии". В дополнение к черновому варианту Введения Варбурга к "Атласу Мнемозины" — ключевому, но характерно запутанному фрагментарному тексту — в них также воспроизведено содержательное письмо Фрица Заксля к потенциальному издателю по поводу Атласа, а собственное Введение Варнке содержит важные подробности об "Атласе Мнемозина", его генезисе, объеме и возможных значениях.

Аби Варбург (в центре) с Гертрудой Бинг, его научным ассистентом, и Францем Альбером, его личным помощником, в номере Варбурга в Palace Hotel в Риме в 1929 году

Мы знаем, что Варбург планировал создать не менее 79, а возможно, и до 200 панелей. Однако замысел Варбурга не был полностью реализован. В том виде, в котором мы его имеем, Атлас застыл в предварительном состоянии: панели представлены без названий; отдельные изображения — всего их 971 — по большей части были представлены без названий и другой идентифицирующей информации; хотя некоторые фотографии имеют паспарту, большинство из них не имеют. К счастью, в блокноте под названием Überschriften: Synopsis of Plates коллега Варбурга Гертруда Бинг, следуя примеру своего наставника, предлагает краткие заголовки для каждой панели, обеспечивая тем самым своего рода концептуальную стенограмму, указывающую на основные предметы и темы. Например, заголовки, резюмирующие астрологический символизм панели 22, гласят: "Испано-арабская практика. (Альфонсо). Манипуляция. Космическая система как стол для игры в кости. Колдовство. Литомантия". Такие сокращенные, афористичные указания на то, что и как мы должны интерпретировать, напоминают заголовки энциклопедических статей - правда, энциклопедии, полностью состоящей из фотографий. Или, если угодно, фотографии панелей служат набором постмодернистских гризайлей, запоздалым дворцом памяти, который приглашает нас поразмыслить над синкретическим видением Варбурга о загробной жизни языческого символизма и космографии в средневековом, ренессансном и постренессансном искусстве и мысли.

На панели 6 - иллюстрация скульптуры троянского жреца I века до н. э., убитого морскими змеями, посланными Аполлоном.

В атласах на тему "Возрождение античности" (Die Wiedergeburt der Antike - die Jahre 1400 - 1600 nach Christus) заметно его увлечение итальянским Ренессансом. Репродукции "Рождения Венеры" и "Весны" Сандро Боттичелли представлены в разных размерах, с деталями и вырезками из различных персонажей, составляющих обе работы. В своей книге "Возрождение язычества" Аби Варбург вступает в диалог с несколькими текстами, чтобы проанализировать творчество итальянского художника и восстановить жизненную силу и движение жестов.

В схемах, посвященных Андреа Мантеньи, Эдуарду Мане и Альбрехту Дюреру, содержится исследование исторических колод таро и прослеживается постоянство таких образов, как колоды Мантеньи Тарокки (Феррара, XV век), Жана Додаля (Лион, XVIII век) и Жана Пайена (Авиньон, XVIII век). Однако немецкий историк не оставил никаких письменных текстов, чтобы наметить путь к своему Атласу, который, как и карты Таро, приглашает нас в фрагментарное и открытое путешествие по его Миру.

На панели 77 представлены изображения картин Эжена Делакруа, а также фотография Эрики Зельшопп, чемпионки Германии по гольфу 1929 года.

Титры

Текст написан Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

P. S. Материал подготовлен на основе моей вводной лекции про Варбурга для онлайн-книжного клуба по искусству. Раз в месяц мы созваниваемся и обсуждаем прочитанную за месяц книгу. О желании вступить в клуб, а также задать вопрос — пишите лично мне !

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда