Пицца на $1 млрд: Федор Овчинников в подкасте «Основатели»

Основатель и глава Dodo Brands (бренды «Додо Пицца», «Дринкит», Doner 42) Федор Овчинников в подкасте «Основатели» рассказал о первом миллиарде оборота, а затем и прибыли, трушном предпринимательстве франчайзи и мировой экспансии.

Пицца на $1 млрд: Федор Овчинников в подкасте «Основатели»

Об открытости

  • В 2016 году я открыл свой первый бизнес — книжный магазин — и завел блог. Это был вообще первый бизнес-блог в России, благодаря блогу я попал в бизнес-СМИ, которые начали писать о фрике-предпринимателе, который решил сделать свой бизнес открытым.
  • У меня никогда не было медиа или PR-стратегии. Но одному страдать как-то скучно.
  • Одно из преимуществ открытости — у меня нет шансов сдаться. Если на тебя смотрят люди, если ты для них ролевая модель — как ты можешь сдаться?

О пути предпринимателя

  • Предприниматель сам по себе — это как хлопок одной ладони: он не существует. Эго — большая проблема всех нас.
  • Я в первую очередь предприниматель и всегда был предпринимателем, просто мне приходилось надевать шапку менеджера. Это разное устройство характера, мышления, состояния. Если бы я эту шапку не надевал, я бы точно не смог построить этот бизнес, который сейчас есть.
  • Пару лет назад мы стали внедрять систему OKR и оказалось, что с самого начала компания по этой системе работала.
  • Net sales — общие продажи всех наших точек — практически приблизились к миллиарду долларов в этом году. Думаю, что мы превысим эту цифру. Казалось бы условность, но это показатель, что в принципе бизнес входит в какую-то лигу, ты становишься важным для общества, это значит, что продукт под твоим брендом потребляет огромное количество людей. Люди любят цифры, цифры имеют для нас магическое значение, люди так устроены.
  • Из нереализованных планов: в 2013 году у меня был план к 2020 году иметь 2000 пиццерий. Сейчас у нас 900 точек — это мы не выполнили.
  • Прибыль по нашей управленческой отчетности (МСФО) в ближайшее время выйдет практически миллиард рублей. В 2015 году в Сыктывкаре мы устроили огромную вечеринку, когда выручка всех наших пиццерий составила миллиард рублей. Один из инвесторов тогда не поверил в эту цифру. Когда-то для нас это было важным прорывом, невероятной цифрой. Я тогда не могу представить, что прибыль может быть миллиард. Но самое большое достижение — это что мы стали прибыльной компанией и можем сами финансировать свое развитие, инвестиции в IT.
  • У нас одна из самых развитых опционных программ среди российских компаний. У нас достаточно много долларовых миллионеров среди сотрудников. 50% от нашей прибыли идет на инвестиции, 25% идет в резерв, 25% на buyback акций у сотрудников из опционного пула и у инвесторов.

О франчайзинговой модели:

  • Самая франчайзинговая страна это США. Там есть франшизы всего. У франчайзингового бизнеса маржинальность может быть очень высокой. Это похоже на сервисный IT-бизнес, когда у тебя начинает расти выручка, а расходы не связаны напрямую с выручкой.
  • Есть такое обидное мнение, что франчайзи не предприниматели. Я это мнение не поддерживаю. У них может быть нет продуктовой компетенции, но масса других предпринимательских компетенций, которые нужны, чтобы запустить франчайзинговый бизнес и сделать его прибыльным.

О личном росте

  • Улица мой ментор, ошибки мои. Самые мощные знания, осознанные знания — это когда ты на практике столкнулся с ошибкой или проблемой, а уже потом пошел читать, слушать интервью, и у тебя картинка сложилась, в голове кубик Рубика собрался и ты все понял.
  • Сознание должно быть открытым, как только ты считаешь, что ты самый умный — все, развитие установилось. Поэтому у нас есть совет директоров: Алексей Марей (Альфа Банк), Василий Филиппов (Мел Science), Елена Шифрина (Bite).
  • Что касается моего решения остаться в России — я пришел к очень простой формуле: “Делай что должно, и будь что будет”. У нас работает больше 35 000 человек в России, их семьи и планы зависят от меня, и у меня просто нет выбора. Кто-то скажет, что выбор есть всегда — это был бы долгий философский разговор, но это иллюзия, что выбор есть.
  • В моей личной стратегии есть очень простой план: сделать компанию независимой от меня. А дальше прикольно было бы пожить несколько разных жизней. Независимо от статуса, возраста, чувствовать как в 20, когда впереди в дымке такой горизонт, и у тебя такой адреналин, предвкушение нового — может, снимать фильмы про китов, может еще что-то.
  • Если бы мне дали возможность написать себе письмо с тремя советами в прошлое, я бы отправил пустой лист. Я бы понял этот намек. Жизнь как катание на серфе: ты можешь поймать волну или не поймать — но ты не можешь волной управлять.

📽 Полную видеоверсию интервью смотрите на нашем YouTube-канале «Основатели».

«Основатели» — это подкаст сооснователя YouDo Дениса Кутергина и сооснователя Carprice Эдуарда Гуриновича о российских предпринимателях. Подписывайтесь на наши телеграм-каналы:
🔉 Кутергин в огне 🔉 Гуринович делится

2
Начать дискуссию