«После CloudPayments переживал, что жить будет не на что»: Дмитрий Спиридонов в «Основателях»

Основатель CloudPayments <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DnTEvzEjB89c&postId=682534" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Дмитрий Спиридонов в подкасте «Основатели» </a>рассказал, как чуть не продал почку, когда в CloudPayments никто не верил, как команда «Тинькофф Банка» пришла и съела всё печенье, и как Лена Катина помогла избавиться от страха бедности.
Основатель CloudPayments Дмитрий Спиридонов в подкасте «Основатели» рассказал, как чуть не продал почку, когда в CloudPayments никто не верил, как команда «Тинькофф Банка» пришла и съела всё печенье, и как Лена Катина помогла избавиться от страха бедности.

О предпринимательстве

Строить бизнес, прочитав книгу «Пять шагов продаж» не мой подход. Мой подход — е*ашь, рви шаблоны. Особое устройство мозга позволяет мне смотреть по-другому на проблемы, которые казались нерешабельными.

Еще одно важное свойство любого предпринимателя — цифра наш главный аргумент. Чтобы жопа была прикрыта цифрами.

В 2014 году, нам все говорили: ничего у вас не получится, зарабатывать не сможете. Мы ходили во ФРИИ, в Сколково, везде. Сейчас Cloud Payments занимает 65-е место в топ-100 крупнейших IT-компании России.

Все думают, что предпринимательство — это успех, видят только вот эту золотистую обертку. А сколько там говна, слез, истерик, психосоматики, болячек и так далее — этого никто не знает и об этом никто не говорит.

Все любят красивые истории. А вы расскажите, как обосрались. Я везде рассказываю о наитупейших граблях, потому что именно в этом заключается ценность: проанализировать информацию и принять своё собственное управленченское решение.

Не люблю инфоцыган, потому что невозможно повторить чужой алгоритм успеха и чужую жизнь по шагам.

Если меня спросят, готов ли я повторить всё это ещё раз — нет, я не хочу. К августу-сентябрю 2015 года мы вышли на операционный ноль, и я смог наконец выдохнуть — потому что к тому моменту я готов был уже почку в Китай ехать продавать.

Еще хочется для индустрии что-то оставить после себя. Поменять законодательство, как вот мы с кучкой предпринимателей выступали перед депутатами за налоговые льготы для IT-индустрии: «Что нам делать, если все уезжают, а оставшимся Сбербанк и Яндекс перекрывают любой оффер? С кем работать — Буратино что ли вырезать из бревна?». Теперь мы платим по социальным льготам 7,6% вместо 30,2%, и не 20%, а 3% с чистой прибыли.

О деньгах

Когда закончилась история с CloudPayments, я переживал, что жить не на что будет — как же я без зарплаты. Но как показала вот эта практика, что-то раз прилетело, два прилетело — ну там они откуда-то вот прилипают, когда достойно, правильно живёшь. Сводишь кого-то, посоветовал там что-то — миллиарды может получить человек и меня отблагодарить.

Мне помогает жена с этим справляться, говорит: «Дима, куда ты все время бежишь, у тебя все хорошо». Мой самый сильный страх раньше был оказаться в коммунальной квартире. Сейчас не боюсь, понимаю: я могу безбедно жить и еще 20 человек содержать, только распродавая активы.

Самый большой минус на кредитных картах у меня был 22 миллиона. В какой-то момент я открывал новые кредитки, чтобы гасить долг по уже открытым. А они все одобряют и одобряют, расширяют и расширяют. Но сейчас я разобрался, как они работают, и только в грейс трачу. У меня есть свои плюсовые деньги, но кредитка выгоднее — мили, баллы, кредитная история, скоринговая система безопасности. И потом, на дебетовой карте — это твои деньги, а на кредитной — деньги банка, значит есть помощник, который будет в случае чего помогать разбираться в какой-то ситуации.

Самый большой кэш, который был у меня в руках — 140 миллионов. Это когда я разводился с первой женой и заносил ей на счёт по условиям нашего развода.

О конфликте с Тинькофф Банком

Я ни о чем не жалею [в плане решения о сделке], потому что Тинькофф Банк очень много с точки зрения развития дал Cloud Payments, как и Cloud Payments дал некоторым структурным подразделениям банка — там очень все гармонично срослось.

Тинькофф хотел полный контроль. Я их понимаю, если играть серьезно, я бы на их месте точно так же работал со стартаперами. После второго кэшаута им отошли 90%, по 5% осталось у Кости [Яна] и меня, подписали опцион, все завязали на формулу от чистой прибыли — мне как предпринимателю нужна была эта мотивация. Моя цель была чистая прибыль, и я ее растил. А в 2021 начались проблемы со здоровьем — с онкологией в Германию ездил лечиться, провели техническую смену гендиректора.

После начала ремиссии пересмотрел свой подход к бизнесу. Устал от клауда, пахал там 24/7 и морально подугас, да еще новая семья — куча факторов сложилась. Плюс, разошлось видение с людьми, которые курировали пакет банка: принятие каких-то решений, мотивация персонала, стратегия развития, международка. Просто не хотел бороться, как в самом начале. Всё, говорю, я ухожу, хочу передохнуть.

После моего ухода в мае 2022-го они должны были выкупить мои 5%. У нас была формула, по которой банк должен был эти пять процентов посчитать — и формула была завязана на чистую проибыль. В июле я нанял юристов, потому что у меня подозрение было: вы сейчас 2022-й год тратите на то, чтобы увеличить расходную часть, чтобы мне по меньшей прибыли посчитать. Никто же не ожидал, что такая компания сверхприбыльная будет. Если я не прав — ну покажите цифры. Но на любой запрос — «не дадим», «не покажем», хотя я как акционер имею право на эту информацию.

Мне кажется, это какое-то сведение счётов. Отдельных нескольких людей, которые может быть как-то субъективно огорчились, обиделись — предпосылки были в прошлом, но их пресекал Олег.

Мне это фиолетово, у меня другие ценности сейчас. Я за справедливость и за правду. Я создам прецедент, я никого там не боюсь, потому что стратегическая линия моих юристов сильная.

О жизненных уроках

Никто не затрагивает тему детских травм у мужчин предпринимателей. Я этого не стесняюсь. Да, у меня какие-то эмоциональные срывы, я недолюбленный ребенок, я все время куда-то бежал, нужно было что-то ещё: коллекция обуви эта безумная, в машинки не мог наиграться, в дорогие квартиры. Сейчас мои ценности больше уходят в семью.

Когда у тебя ничего нет — тебе нечего терять. Оглядись: живешь в болоте, е*ёшь корягу, ну что может быть хуже? Встань, отряхнись и сияй. Да, было тяжело, я рыдал. Но как только отпустил все обиды — на маму, на бывшую жену, на ситуацию, года не прошло, и вот бац, уже свадьба, уже ребенок, и за что мне такое счастье.

Я никогда не буду реализовывать своего ребенка по тому, чего я не успел в жизни. Общаясь с молодыми предпринимателями, я вижу эти травмы: «у нас дед был врачом… мама всегда мечтала быть гимнасткой». Я не буду совершать эти ошибки.

Жизнь — благодарная штука. Когда она видит благодарных людей, которые создают хоть что-то, творят добро, не опускаются на уровень мудаков, не превращаются в левиафанов — она улыбнется тебе, и у тебя всё будет.

📽 Полную видеоверсию интервью смотрите на нашем YouTube-канале «Основатели».

«После CloudPayments переживал, что жить будет не на что»: Дмитрий Спиридонов в «Основателях»

«Основатели» — это подкаст сооснователя YouDo Дениса Кутергина и сооснователя Carprice Эдуарда Гуриновича о российских предпринимателях. Подписывайтесь на наши телеграм-каналы:🔉 Кутергин в огне 🔉 Гуринович делится

33
2 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Спиридонов этот достал уже... PR по всем каналам. В чем его заслуга то? Стандартный сервис, который черезе дружков Тиньку впарил?

Ответить