«Шанс для регионов»: эксперты СКОЛКОВО рассказали о креативной экономике на ВЭФ-2024

Готовность выходить за рамки и рисковать, мыслить творчески и при этом системно, проактивность – далеко не полный перечень умений, критичных для успеха в креативных индустриях. Перспективы отрасли на Дальнем Востоке и специфику подготовки специалистов для нее обсудили на сессиях Восточного экономического форума-2024 директор Центра трансформации образования СКОЛКОВО Ольга Назайкинская и руководитель Лаборатории креативных индустрий СКОЛКОВО Лидия Рой.

«Шанс для регионов»: эксперты СКОЛКОВО рассказали о креативной экономике на ВЭФ-2024

Что такое креативная экономика

Креативные (творческие) индустрии – сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, являющихся результатом творческой интеллектуальной деятельности, то есть монетизации интеллекта.

Кино, телевидение, театр, музыка, архитектура, мода, дизайн, изобразительное искусство, вообще искусство в широком смысле – все это входит в понятие креативных индустрий, или креативной экономики.

Это самый быстрорастущий сектор в мире: если сейчас на него приходится 6,1% мировой экономики, то к 2030 году прогнозируется 10% – такими данными поделилась Лаборатория креативных индустрий СКОЛКОВО.

Только в России в креативных индустриях работают 6% трудоспособного населения, а к следующему десятилетию эта доля может вырасти более чем вдвое, до 15%. Для стимулирования развития сектора в стране принята Концепция развития творческих (креативных) индустрий с особым упором, во-первых, на рост качества человеческого капитала, на обучение, во-вторых, на экспорт продуктов креативных индустрий.

Экспортная выручка креативных индустрий России составила за последний год около 1,5 млрд руб, рассказала руководитель лаборатории креативных индустрий СКОЛКОВО Лидия Рой. По ее словам, сейчас прорабатываются механизмы для поддержки экспортного потенциала творческих индустрий: например, финансирование перевода контента на иностранные языки.

Руководитель Лаборатории креативных индустрий СКОЛКОВО Лидия Рой на ВЭФ-2024
Руководитель Лаборатории креативных индустрий СКОЛКОВО Лидия Рой на ВЭФ-2024

Глокализация на фоне глобализации

Мировой тренд, захвативший и Россию, и другие страны БРИКС+, – глокализация, то есть рост интереса к местной, локальной культуре. Выражается она в том числе в повышении спроса на продукты креативной экономики с ярко выраженной региональной культурной айдентикой.

«Мы продвигаем культурный код каждой страны и договорились о международном сотрудничестве, чтобы показывать, как развиваются креативные индустрии, особенности культурных моментов внутри стран, <...> чтобы знакомить друг друга с восприятием и правильным пониманием идентичности каждой страны», — пояснила Лидия Рой на сессии «Новый русский культурный код: искусство сохранять, переосмыслять и трансформировать».

Креативная экономика приобретает все большее значение как движущая сила инноваций и культурного прогресса. Развитие творческих индустрий положительно влияет как на экономику, так и на решение социально-демографических проблем, сохранение культурного кода и формирование международного имиджа.

Креативная экономика – шанс для несырьевых регионов

С учетом государственной задачи обеспечить опережающее развитие Дальневосточного федерального округа и рост товарооборота со странами Азии, развитие креативных отраслей на Дальнем Востоке может стать одним из драйверов повышения внутреннего регионального продукта субъектов и экономики макрорегиона в целом.

«Экспорт продуктов креативных индустрий — это переход к новой структуре экономики. Рост экспорта в этом секторе будет означать, что экономический ландшафт России в глобальной перспективе не будет выглядеть таким центричным, как сейчас, когда подавляющее большинство международных бизнес-контактов сосредоточены в Центральной России либо в регионах с традиционным типом производства и промышленности», – отметила Ольга Назайкинская.

По ее мнению, креативная экономика – это шанс для регионов России без обширной сырьевой базы и традиционной промышленности стать яркими точками на международном рынке. Ставка на креативные отрасли «может стать настоящим ренессансом для субъектов России» – и стимулом для удержания и привлечения кадров в регион.

Директор Центра трансформации образования СКОЛКОВО Ольга Назайкинская и другие спикеры ВЭФ-2024
Директор Центра трансформации образования СКОЛКОВО Ольга Назайкинская и другие спикеры ВЭФ-2024

Где учат креативному бизнесу

Где и чему учить специалистов креативных индустрий? Им нужны специфические компетенции, и их формирование могут взять на себя местные университеты. Причем, в отличие от других специальностей, здесь у вузов больше развязаны руки с точки зрения наполнения образовательных планов.

В проекте федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий» есть статья 13 – про образовательное сопровождение. Там отражены в основном форматы, инфраструктурные аспекты, при этом «глубокого погружения в вопрос содержания нет», отметила Ольга Назайкинская.

«И это прекрасно. Я хочу обратить внимание: это огромная возможность для вузов Дальнего Востока проработать вопрос того, чему учить, и потом распространить эту практику, это знание масштабировать на другие регионы», – рассказала директор Центра трансформации образования СКОЛКОВО в ходе сессии «Перспективы развития креативных индустрий».

Что до управленцев в креативных индустриях, то с их обучением, по мнению Лидии Рой, вузы справляются менее эффективно: выпускникам вузов не хватает стратегических навыков менеджмента, умения выстраивать бизнес-модели и управлять проектами.

«Обучение универсальных управленцев в креативных индустриях – как раз то, чем занимается Лаборатория креативных индустрий СКОЛКОВО. Запрос от бизнеса сводится к разработке коротких образовательных направлений на базе проектного и продуктового подходов. В СКОЛКОВО практикуется и тот, и другой», – добавила руководитель Лаборатории.

По ее мнению, формирование качественных стратегий управления может помочь креативным индустриям выйти за пределы исключительно государственного и венчурного финансирования.

Что нужно для успеха в креативной экономике

Помимо «хардовых» компетенций, которые соответствуют той или иной креативной индустрии – кинопроизводству, музыке, архитектуре и так далее – важно формировать и развивать еще два типа компетенций.

1. Готовность выходить за рамки стандартных способов работы и вносить творческий и инженерный подход. Это могут быть дизайн-мышление, ТРИЗ, системный подход, проблемно-ориентированный подход: то, что позволяет работать с реальными проблемами и запросами, на которые нет одного правильного или готового ответа.

Роль университетов в развитии креативной экономики может быть в том, чтобы создавать условия, в которых студенты могут освоить такие компетенции. Например, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема делает ставку на развитие талантов для креативных индустрий через Студию креативных индустрий и Студенческое проектное бюро.

В основу закладывают два принципа: творчество (в самых разных проявлениях, то есть выход за рамки стандартов и готовых решений) и фокусировка на потребности реальных людей (будущих пользователей продуктов).

Используют разные подходы из проблемно-ориентированного и проектного обучения, дизайн-мышление, тесную коммуникацию с заказчиками и потребителями.

Пример продуктов: 40 игр для детей с различного рода нарушениями, спроектированные студентами IT-направлений и специального дефектологического образования; дизайн-макеты локаций в городе под потребности горожан.

2. Личностные компетенции. Проактивность/субъектность, самоорганизация, готовность к риску и умение работать с ошибками, стойкость и «длинная» воля.

«Многие считают, что эти характеристики врожденные — ошибочно считают, доказано наукой. Это можно развивать», – отметила Ольга Назайкинская.

Креативность комплементарна к предпринимательству, и оба аспекта раскрываются, когда в университетах заложена ценность экспериментов и право на ошибку.

Чтобы развивать личностные компетенции, в образовательном пространстве можно заложить возможность выбора, индивидуализацию, работу с психофизиологической подготовкой, изменить систему оценки, чтобы она учитывала специфику разных форматов работы и право на ошибку.

Пример: Дальневосточная государственная академия физической культуры, в которой решили выйти за рамки стандартных представлений о своих выпускниках. За счет рефлексивных практик и работы с самоопределением, с одной стороны, и введения элементов эстетики (поэзия, музыка, танцы) и прикладного творчества (медиа, дизайн), с другой, Академия готовит людей, способных самостоятельно ставить цели и включаться в креативную экономику.

Записи трансляций сессий, в которых участвовали представители Школы управления СКОЛКОВО, доступны на сайте Восточного экономического форума.

Материал подготовил Григорий Маслов

11
Начать дискуссию