{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Музыкотерапия – красивый способ лечиться без лекарств. Что такое саундхилинг, и как он работает?

Музыкотерапия – это то же самое, что саундхилинг, то есть лечение нервных, психических расстройств и физических болезней с помощью гармонизированных звуков определенных частот.

И это не то же самое, что Тета-хилинг (Theta Healing) — медитация, которую Вианна Стайбл придумала в 1995 году. Лечение музыкой гораздо старше, его практиковали шаманы с того времени, как люди стали собираться у костра. В конце XIX века музыкотерапию использовал врач-невропатолог Джеймс Корнинг – он проводил в психиатрической клинике лечебные концерты, на которых пациенты слушали Вагнера.

Если не просто слушать, а играть самому, эффект будет сильнее. Например, духовые инструменты тренируют мышцы дыхательной системы, развивают легкие, могут вылечить последствия коронавируса, пневмонии и даже астму. На психику самостоятельное исполнение музыки влияет быстрее всего – оно снижает уровень гормона стресса кортизола, а следом за ним давление и частоту пульса. При панической атаке обычно рекомендуют дышать в бумажный пакет, но если вы можете что-то сыграть сами хотя бы на игрушечном барабане, эффект будет не хуже. Практиковать регулярно – отличный способ профилактики.

В сообществе осознанных людей SpiroVerse бытует мнение, что если что-то лечится без лекарств, можно попробовать избежать фармацевтики. Время от времени мы собираемся на саундхилинг, а 21 марта 2023 года – в день весеннего равноденствия и вообще очень важную для планеты дату у нас по прошла джем-сессия, то есть групповая импровизация под руководством профессиональных музыкантов, в том числе Любавы Соколовой. (Любава занимается музыкой и выступает 20 лет, обучает музыке взрослых и детей 7 лет, преподает игру на пантаме 7 лет, обучила больше 1000 человек (индивидуально и в группах), изучает игру на этнических барабанах и перкуссионных инструментах 8 лет, участница российских и международных фестивалей, работает с Вадимом Демчогом и Александрой Грин в спектакле "Аномалия")

У джема есть ведущие, они задают программу, далее все подключаются и джемят, то есть участвуют в импровизации, таким образом люди чувствуют единение в музыке, создается резонанс, который по сути является групповой терапией.

Джем - это возможность прикоснуться к музыке, быть услышанным и при этом это очень легкий вход в музыкальный процесс сотворчества, инструменты подобраны таким образом, чтобы человек за одно занятие мог сразу понять через практику - что такое ритм, гармония и мелодия.

Любава играет музыку в стилях world, этно и джаз, обучает музыке, вокалу и актерскому мастерству детей и взрослых, у нее два профильных образования. В общем, мы попросили ее рассказать, как разные инструменты влияют на ее состояние, – ей есть что сказать по этому поводу.

«Во-первых, пантан – он же ханг, он же hand drum. Это все один и тот же инструмент, похожий на летающую тарелку, у его звука есть способность погрузить, дать возможность услышать свой внутренний звук. Ханг позволяет расслабиться. Анализ его звука помогает углубиться в себя – в музыке это очень важно. Он дает волшебное состояние – кто-то называет его медитативным, кто-то потоковостью. Я считаю что ханг – инструмент, помогающий в исполнении желаний. Не знаю, как точно это работает, я не Тета-хилер, но по себе знаю, как его звуковые волны действуют на мозг. Погружаясь в медитативные состояния, с каждым разом лучше слышишь себя и свои желания. А это уже шаги к их исполнению. Ханг изменил мою жизнь, и мы открыли в Москве школу Pantam Temple, в которой я учу на нем играть. Такие разговоры про ханг, конечно, кажутся шизотерикой, но даже скептики ловят с его помощью сумасшедшие инсайты.

Звук – как хрусталь, как арфа. Невинный, полетный, звонкий и в то же время подводный. Он мне нравится своей «погружабельностью» – то есть ты полностью концентрируешься на звуке, на своей игре, на том, как дышишь, как чувствуешь себя во время игры. Я сажусь за ханг, когда чувствую невинное состояние. Когда ты ударяешь, звук рассеивается. Ханг похож на летающую тарелку – и звук у него, как у летающей тарелки. Он появляется, и исчезает, разлетается. За этим так приятно следить.

Фортепиано я люблю за то же самое. Особенно если играть с зажатой правой педалью – тогда звуки склеиваются, соединяются и начинают друг с другом танцевать. И мне нравится наблюдать, как одна звуковая волна танцует с другой. Фортепиано дает очень-очень колоритный, чистый и полетный звук. У людей, которые играют на фортепиано, сильно развивается мозг, возрастает фантазия, креативность. И весь подход к жизни становится иным. Этот звук – как будто человеческая речь, он проникает в тебя моментально. Понятный, красивый, звонкий. Я сажусь играть на фортепиано, когда у меня душераздирающие эмоции. Когда хочется плакать. Когда хочется признаться кому-то в любви, но я не могу.

Вокал – мой третий инструмент. Это голос души, это то, как ты проявляешься в этот мир. Голос может стать глухим, уйти куда-то. А можно силой голоса уговорить, вдохновить людей. Когда поешь – это организованный крик, это крик твоей души. Не обязательно негативный, это просто посыл. Когда ты поешь, ты проявляешься, заявляешь о себе в мир. Ты говоришь: «Я есть, я здесь, вот он я, вот это я чувствую, вот это я знаю, вот это я вижу. Вот это я люблю». Вокал – полное обнажение души, честность. Он мне лучше дается, когда мы играем вместе. Если я ничего не чувствую, я не пою. Какой твой звук – такие у тебя внутри переживания и эмоции. Вокал показывает, что у тебя внутри, как ты там вообще поживаешь.

Барабаны, их ритм – это мозаика, которая, как танец, вьется вихрем, меняется. Мозг подключается к ритму, исследует его, слушает с полной внимательностью – и ты попадаешь в трансовый поток, наблюдаешь за звуками, как они бегут друг за другом, как повторяются, меняются. Ритм я люблю за страсть. Это как желание заняться прямо сейчас сексом – какое-то такое состояние, но при этом не пошлое. Барабаны – как бесконечная речь, как космос. Ритм вводит в гипноз. Но только когда ты внимательно за ним следишь. Если ты слушатель, то входишь с барабанщиком в сговор и начинаешь творить. Чем больше изучаешь ритмические рисунки, тем лучше понимаешь речь человека. У меня есть любимый учитель – Кирилл Ошеров, – когда он играет, я погружаюсь в глубокий транс и не могу быстро выйти оттуда. Это путешествие занимает какое-то время. А когда потом возвращаешься в жизнь, чувствуешь, что где-то был, где-то несся, как на ковре-самолете. Вот как-то так.

Есть еще баян. Я на нем не играю, только начала исследовать. У него звук протяжный, как скрипочка, цепляющий до глубины души. И у губной гармошки такой. Эти инструменты – пронзительные. Они выводят тебя в состояние, как будто стоишь на горе и рыдаешь от свободы, от счастья, от печали, от всего сразу.

Духовые инструменты бывают металлические, кожаные, деревянные. И каждая стихия звучит по-своему. Материал, из которого сделан корпус, отражает звуковую волну. Ты выдуваешь воздух из флейты, он ударяется о стенки, и происходит магия. А ведь это просто искажение твоего дыхания. Дыхание выходит из тебя звуком, и ты это наблюдаешь. Духовые инструменты помогают нащупать медитативное состояние через сосредоточение на своем дыхании. В баяне примерно то же самое, только ты не дышишь, а раздуваешь воздух в мехах. Раздуваешь – сдуваешь.»

У врачей, практикующих музыкотерапию, есть своя аптека из музыкальных инструментов:

Фортепиано стимулирует работу щитовидной железы

Скрипка пробуждает эмпатию и может помочь при расстройствах аутического спектра

Орган стимулирует мышление, и вообще оказывает сильнейшее гармонизирующее воздействие на организм

Барабан улучшает кровообращение, его воздействие подобно кардиотренировке

Арфа помогает от тахикардии и аритмии

Виолончель полезна для почек и органов малого таза

Флейта улучшает работу мозга, стимулирует кровообращение и образование новых нейронных связей

Саксофон вызывает сильное эротическое желание

Кларнет воздействует на правое полушарие мозга, то есть стимулирует эмоции, интуицию, креативность

Тромбон снимает спазм, зажатость мышц шейного отдела позвоночника

Аккордеон улучшает пищеварение и стимулирует кровообращение во всех органах брюшной полости

Вокал раскрывает диафрагму и снимает мышечные зажимы, связанные со стрессом

Эта аптека помогает и слушателям, и исполнителям, но на исполнителей она действует сильнее. Американский врач Дебра Шипман, PhD, работающая с ветеранами с посттравматическим синдромом, опубликовала работу, в которой доказывает, что игра на музыкальных инструментах улучшает когнитивные функции, снимает тревожность и перевозбуждение. Она провела исследование среди тех, кому больше 65 лет, – в эксперименте они начали учиться играть на фотепиано, и тесты показали повышение самооценки, чувства независимости, уменьшилось ощущение изоляции, ослабли проявления депрессии и синдрома хронической усталости. Пациенты говорили, что фортепиано дает им ощущение ухода в другую реальность, убежище, отдых от обычной жизни. При деменции, болезни Паркинсона, после инсульта пациенты, которые играли в юности, а в старости стали восстанавливать навыки, меньше страдали от депрессии и приступов психоза.

А главное, нотная грамота и игра заметно улучшает когнитивные способности – в любом возрасте. Мозг работает по принципу «если не пользуешься, отключаю», так что обучить его новой системе знаков и погрузить в мир гармонии, в мультисенсорную активность (слушать, видеть, координировать руки и дыхание) – лучшая профилактика и даже лечение деменции. А также синдрома рассеянного внимания – музыка затягивает в азартный, вдохновенный процесс, требующий концентрации и одновременной работы нескольких участков мозга.

Как самостоятельно дома провести сеанс музыкотерапии.

В Китае музыка в древние времена появилась как медицинское средство – эта функция была важнее развлекательной. Там есть поговорка «Сначала музыка, потом лекарство». Даже иероглифы очень похожи: медицина – 藥 yào, музыка – 樂, yuè.

В эпоху Желтого Императора (2698–2598 B.C.), то есть в начале китайской цивилизации, появилась идея о взаимосвязи музыки, пяти элементов, пяти внутренних органов и пяти органов чувств. Но нужно учесть, что китайская музыка – это пентатоника, у китайцев пять нот, а не семь.

Индийская система лучше состыковывается с нашей нотной грамотой. Простейший саундхилинг – терапию музыкой – можно провести на фортепиано. Просто нажмите несколько раз на ту клавишу, которая соответствует вашему больному месту, каждый раз давая звуку затихнуть полностью.

1 Корневая чакра – до

2 Крестцовая чакра – ре

3 Чакра солнечного сплетения – ми

4 Сердечная чакра – фа

5 Горловая чакра – соль

6 Третий глаз – ля

7 Венечная (верхняя) чакра - си

Другой вариант – слушать музыку, исполняемую на одном инструменте. Или просто петь, тянуть гласные звуки, у них тоже есть распределение по чакрам:

1 Корневая чакра – барабаны. Звук [а]

2 Крестцовая – тромбон, трубы, электрогитара. Звук [у]

3 Солнечное сплетение – альт, гитара, виолончель. Звук [оу]

4 Сердечная чакра – фортепиано, арфа, скрипка. Звук [о]

5 Горловая чакра – флейта и другие духовые инструменты. Звук [ай]

6 Третий глаз – колокольчики. Звук [эй]

7 Венечная чакра – раковина. Звук [и]

P.S В группе проекта SpiroVerse - пространстве -мосте между сегодняшним миром и завтрашним миром лучшего будущего, мы делимся практичной информацией по улучшению качества жизни.

Присоединяйтесь!

🔗 Социальные сети:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда