Почему тиражные IT-продукты делают вас заложником, и когда это выгодно

Почему тиражные IT-продукты делают вас заложником, и когда это выгодно

Адекватный руководитель бизнеса всегда хочет сэкономить. И это правильно, только иногда связано с еще большими тратами

Есть два основных вида тиражных IT-решений: облачные и коробочные. Их давно уже нужно называть именно в таком порядке. «Облака» победили, причем не только в b2c, но и в b2b. Бухгалтерские, маркетинговые, сервисные и самые разные приложения для бизнеса реализованы в виде облачных площадок.

Они предлагают круглосуточный доступ из любой точки мира, удобные интерфейсы и пресловутые «лучшие практики» бизнеса. То есть все то, что было в коробочном софте, плюс особенности онлайн-доступа.

Казалось бы, зачем в таком случае вообще может понадобиться заказное программное обеспечение? Оно ведь очевидно более затратное, причем не только в разработке, также в поддержке и развитии.

Экономия на тиражных продуктах прозрачна и очевидна. Разработчик несет все расходы самостоятельно, вкладываясь в свою платформу. Потом амортизирует затраты на сотни, тысячи, иногда миллионы пользователей. Достаточно создать аккаунт, чтобы получить полностью функциональную систему. У многих вендоров можно даже начать с бесплатного тарифного плана.

Подозрительные люди с опытом начинают вчитываться в оферты и условия как раз на этой стадии. Бесплатный сыр понятно где. И действительно, рисков хватает.

Что не так с тиражным и особенно «облачным» софтом

Единая площадка создает зависимость от ее владельца. Он может действовать из самых лучших побуждений, однако пользователи неизбежно столкнутся с прямыми следствиями того, что софт один на всех.

  • Бизнес-логика усредненная. «Заточить» систему под свои процессы сложно или вовсе нереально.
  • Обновления тоже от вас не зависят. Можно выбрать полностью подходящее решение, перейти на него, завести данные, работать. А потом разработчик поменяет функциональность, и вы окажетесь заложником.
  • Конфиденциальность данных под вопросом. Разумеется, она декларируется. Но ежегодно происходят десятки крупных взломов и утечек.
  • Удобство онлайн-доступа может сыграть злую шутку, если возникнут перебои со связью. Они могут произойти как на стороне клиента, так и у владельца площадки. В последнее время блокировки добавили перца в этот пункт.
  • Юридический аутсорсинг — возможно, самый неочевидный фактор. Пользуясь системой общего доступа, вы подписываетесь не только под техническими условиями, но и под политиками обращения с данными.
  • Наконец, если вашу компанию все устраивает, с этим не обязательно согласятся клиенты, партнеры и подрядчики. Ведь их данные тоже попадают на эту площадку, что может вызывать вопросы у служб безопасности.

Коробочный софт и корпоративные «облака» выглядят безопаснее. Однако доработки типового софта под свои нужды часто оказываются значительно более затратными, чем ожидалось. И они все равно не дают полной свободы действий, поскольку сохраняется зависимость от ограничений исходного решения.

Рано или поздно необходимость подстраивать свои процессы под информационную систему начинает конфликтовать с интересами компании. Где проходит невидимая красная линия, после которой заказной софт становится выгоднее?

Когда пора переходить на свою инфосистему

Критериев много, назвать универсальные параметры сложно. Тем не менее, если не прятаться за соображения корректности, чисто в качестве ориентира можно обозначить такие условия:

  • Бизнес-процессы уже далеко не типовые, и кастомизация продолжается
  • Оборот компании более 100 млн рублей в год
  • Штат от 50 сотрудников и выше
  • Есть планы по дальнейшему масштабированию бизнеса

В таком случае, возможно есть смысл задуматься о заказном IT-решении. Это серьезный шаг, буквально другая лига.

Нужно трезво понимать, что оперативные расходы потребуются значительно выше, чем при использовании тиражного софта. И речь не только о лицензиях. Помимо прямых денежных вложений будут также другие затраты.

  • Разработка отнимет время ваших ключевых сотрудников. Высшего руководства компании, линейных менеджеров, функциональных заказчиков, конечных пользователей системы. Причем не единожды, а многократно.
  • Обучение персонала, как правило, сложнее и затратнее, чем при использовании тиражных решений. Правда, тут многое зависит от качества проработки интерфейсов. Но лучше быть готовым к сложностям, вплоть до саботажа со стороны команды. Чем глубже автоматизация проникает в процессы компании, тем больше личных привычек и интересов она затрагивает.
  • Вы никогда не сможете полностью расслабиться и перевести информационную систему в категорию фоновых процессов. Нужно следить за безопасностью, поддерживать работоспособность, развивать.

Почему же весь крупный бизнес использует собственные или кастомизированные разработки? Средний, даже мелкий тоже к этому стремится. Фактически, на заказной софт переходят все, кто может это себе позволить.

Выгод много. Причем они носят системный характер и не могут быть обеспечены никак иначе. Вот лишь несколько примеров.

  • Можно учесть уже имеющееся программное обеспечение. В отличие от тиражных IT-решений, заказные подстраиваются под вашу ситуацию.
  • Интеграции касаются не только собственного софта, любых нужных площадок и сервисов. Причем их можно настроить именно так, как нужно вам — а не как было удобно реализовать стороннему разработчику.
  • Пошаговые доработки и собственные резервные копии позволяют гибко управлять разработкой. При необходимости можно откатить систему назад, восстановить данные. Один этот пункт стоит многих прочих.
  • Безопасность полностью под вашим контролем. Что касается не только сохранности данных, также бесперебойности работы системы.
  • Кастомизированный софт действует в точности, как вам нужно. Например, можно предоставить разные права доступа собственным филиалам и клиентам. Ограничить трафик или наоборот подключить безлимит. Все ключи от ограничений находятся в ваших руках (а не у владельца тиражного решения).

Наконец, точная и бесшовная подгонка софта под процессы компании. Это основная причина, по которой стоит мириться с затратами и неудобствами. Ведь что такое сохранение всех своих процессов в полном объеме? Это конкурентные преимущества на рынке.

Главный плюс заказного софта

Смысл «цифровизации» и автоматизации управления, сбора данных вовсе не в том, чтобы быть как все. Так происходит на нижнем уровне процесса, потому что мелкие игроки пользуются тиражными IT-решениями и у них примерно одинаковый доступ к функциональности.

Заказной софт с кастомизацией обеспечивает поддержку уникальных процессов. Как раз тех, от которых зависят отличия бизнеса для клиентов и партнеров.

Тиражное программное обеспечение можно сравнить с самосвалом или подъемным краном. Относительно простая и довольно узкая ниша применения. Кастомизация в рамках аналогии означает какие-нибудь гусеничные бульдозеры со специальной оснасткой, телескопические погрузчики с поворотной башней и другие виды техники, идеально подходящие для выполнения конкретных задач.

Невозможно добиться похожей производительности и четкости в выполнении операций, используя тиражные IT-системы. Потому что они разрабатываются для всех видов деятельности сразу, размывают функциональность.

И это происходит за счет пользователей, в смысле производительности. Лишние для вас функции тоже используют ресурсы. Пропускная способность снижается, операции выполняются дольше. На пиковых нагрузках могут быть даже искусственные отключения пользователей — обычная практика для систем массового обслуживания.

Собственная информационная система действует эффективно, без ограничений и в точности так, как нужно вашему бизнесу.

Резюме

До тех пор, пока вы можете ограничиться тиражными решениями — делайте так. Это гораздо дешевле, требует меньше внимания и надежнее в рамках небольшого бюджета. Лучше хороший облачный сервис, чем плохенькая собственная или заказная разработка.

Когда начинается выбор между качеством и экономией, эффективностью и экономией, безопасностью и экономией — пора сделать его осознанно. Невозможно расти на тиражных IT-продуктах выше определенного уровня. Либо вас устраивает эта планка, либо нужно переходить на кастомизированный софт.

Важный момент: это дорога без обратного билета. И дело даже не в том, что вы не сможете отказаться от преимуществ, которые дает собственная инфо-система. Тут категорийная разница.

Можно развернуть требования к тиражным продуктам до более полных кастомизированных. Но очень сложно и по сути невозможно «обрезать» автоматизацию процессов в сторону снижения функциональности, пропускной способности, контролируемости, управляемости обновлениями. В таком случае вы утратите контроль не только над IT, над нормальной работой компании в целом.

Поэтому нет смысла «пробовать» заказную разработку. Это примерно как попробовать вырасти из региональной сети в федеральную. Вы понесете большие расходы, окупить которые можно только за счет масштаба.

С другой стороны, единственный способ контролировать бизнес — сохранять собственность на средства производства в собственных руках. Это классика, известная еще со времен Карла Маркса. Сейчас на фоне онлайн-чудес немного подзабылось, и напрасно. Автоматизация не меняет суть вещей, она только ускоряет процессы.

Будьте бдительны. Софт должен расти вместе с вашим бизнесом. Не меньше, не больше.

33
Начать дискуссию