🤔Что происходит в «Моем офисе» — версия нового гендиректора

В прошлой серии мы узнали, что из «Моего офиса», который делает офисный софт, уволили 11 топ-менеджеров — генерального, коммерческого, технического директора и других. И все это на фоне падения выручки на 50% (до 1,8 млрд рублей) и 5 млрд рублей убытков вместо прибыли годом ранее.

Об этом рассказал сооснователь и первый гендиректор «Моего офиса» Дмитрий Комиссаров (у него 5%). После Комиссарова гендиректором был Андрей Чеглаков (у него 22,7%). В 2022-м контроль в компании получила «Лаборатория Касперского», и она назначила Павла Калякин. Вот при нем и рухнула выручка — хотя у других разработчиков российского софта все неплохо выросло.

А сейчас пришел ответ нового гендиректора Вячеслава Закоржевского. Он выходец из «Лаборатории Касперского» и возглавил «Мой офис» в сентябре. Закоржевский дал интервью «Ведомостям», где подсветил несколько моментов о происходящем в «Моем офисе».

🔵Почему рухнула выручка? Наверное самый интересный вопрос. В апреле компания объясняла это снижением темпов импортозамещения, отсутствием финансирования у госкомпаний, неполным уход иностранных компаний, вроде Microsoft, крупными контракты на несколько лет в прошлые года.

Сейчас объяснение чуть другое. Закоржевский объяснил убытки тем, что было списание некоторых расходов, которые до этого копились. «С точки зрения бухгалтерского учета это практически несколько миллиардов убытков».

А что с выручкой? Одна из причин — многолетние контракты в 2022. А другая — компания не справилась с наплывом большого количества клиентов.

Бэк-офис и фронт-офис были не готовы, техническая поддержка была не готова. Все навалилось, и компания начала, скажем, работать в экстренном режиме перестройки. Это, конечно, сказалось на процессе.

Как объясняет Закоржевский, процессы были «на уровне полуразработок – полуисследований» — компания жила в расслабленном режиме. Напомню, что на тот момент ее выручка превышала 3 млрд рублей. По словам Закоржевского, компания не готова была быстро начать внедрять новые продукты, помогать клиентам, делать доработку и так далее.

Плюс потенциальные клиенты узнавали от текущих, что техподдержки нет, и отказывались. Текущие не продлевали контракты. Пилоты с потенциальными клиентами проводились медленно — за фидбэком могли вернуться через месяц, обещания по новым функциям не сдерживали. При этом штат компании в тот момент был 800 человек — сейчас около 1100.

🔵Про увольнение топ-менеджеров. Часть из них зачистил уже Закоржевский. Он говорит, что заменил «практически всех своих прямых подчиненных, кроме двух ролей». Поменял бэк-офисную часть, в том числе HR, часть безопасности, юридический и финансовый отделы, а также коммерческую дирекцию и службу технической поддержки клиентов. Зачем? Чтобы повысить прозрачность и управляемость.

🔵Про клиентов. Комиссаров писал, что сейчас у «Моего офиса» только 1 из 3 крупнейших клиентов продлевал контракты, нет ни одного нового клиента с чеком больше 200 млн рублей.

Закоржевский с ним не согласен. Он говорит, что новые крупные клиенты есть. Но он не может раскрыть информацию по некоторым клиентам. «Но такие сделки были».

Корпоративных клиентов на сегодня – 12 500 организаций и органов государственной власти, включая 4500 корпоративных b2b-заказчиков. У нас много клиентов из сферы образования, в том числе ведущие вузы страны, и для них действуют иные условия приобретения. Не продлевают лицензии порядка 10%.

🔵Какие финпоказатели ждать в 2024-м? Комиссаров писал, что ждет результатов, похожих на 2023 год — 1,8 млрд рублей выручки и 5 млрд рублей убытков. Закоржевский считает, что в 2024-м «Мой офис» заработает больше 2 млрд рублей. Про убытки он не стал говорить — впрочем, никто дополнительно его и не спросил.

@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄

Подписывайтесь на Telegram-канал The Edinorog 🦄.

реклама
разместить