Зачем бизнесу нужны метавселенные: главное с митапа VOVA family

Метаверс — это как секс в средней школе. Все о нем говорят, но занимается им только учительница. А зачастую и в теории люди мало понимают, как это работает. Мы — агентство VOVA family — хотим изменить ситуацию.

На днях мы собрали в Москве офлайн METAmeetUP, куда пригласили представителей компаний, делающих мета-проекты, и провели открытый public talk. Мы обсудили, зачем бизнесу идти в метавселенные и какие возможности открывает данный инструмент. В этой статье мы собрали главные тезисы встречи.

Интро: кто есть кто

<i>Площадка, где был проведен ивент: CHROME Bar</i>
Площадка, где был проведен ивент: CHROME Bar

Для начала расскажем в паре слов о спикерах:

Александр Кадыкеев, продакшн директор VOVA family. Саша руководит нашими проектами в метаверсе. В частности, участвовал в создании кейсов:

  • презентация сериала «Моя прекрасная Страшко» в метавселенной Roblox для телеканала "Суббота!";
  • концерт Михаила Шуфутинского в Decentraland для "Тинькофф Инвестиции Пульс".

Про оба проекта мы еще обязательно в подробностях расскажем в блоге.

Ярослав Кравцов, со-основатель студии Мастерская 15. Независимый разработчик игр, медиахудожник.

Metaverse Rick, со-основатель агентства Metancy. Популяризатор метавселенных, блогер.

Модератором беседы стал основатель VOVA family Павел Воропаев.

<i>Картины Глеба Солнцева с дополненной реальностью в коллаборации с VOVA family.</i>
Картины Глеба Солнцева с дополненной реальностью в коллаборации с VOVA family.

Что есть метавселенные

По своей сути метавселенные — это новый способ интерактивной коммуникации, то есть новые социальные сети. Они выполняют те же функции, что раньше — письма, газеты, радио, телевизор и телефон.

Существует огромное количество платформ (вселенных), каждая из которых обладает своими плюсами и минусами, что создает огромное пространство для выбора. На public talk, в основном, обсуждали две самые популярные из них — Decentraland и Roblox.

Аудитория

Пока ни одна метавселенная не дает детальную аналитику по аудитории. В некоторых случаях можно узнать гендерный состав, тип устройства (десктоп/мобайл) и регион.

Существует стереотип среди клиентов, что в метаверсе сидят одни школьники. Однако, это не так. Например, чтобы войти в Decentraland, нужен криптокошелек — это уже отсеивает несовершеннолетних пользователей. В целом, ядро аудитории платформы — это NFT-энтузиасты.

Roblox действительно изначально создавалась как детская платформа, однако, аудитория быстро начала «взрослеть». Сегодня около 40% пользователей — это люди от 18 лет, и их количество растет с каждым месяцем (по данным официального отчета Roblox за Q2 2022).

Часто проекты в метаверсе подразумевают, что компания-заказчик приводит своих пользователей на платформу самостоятельно (например, в случае с корпоративами / внутренними мероприятиями) — в таком случае вообще неважно, какая аудитория на платформе была изначально.

Ярослав Кравцов
Со-основатель компании Мастерская 15

Проблему отсутствия инструментов для таргетинга можно решать с помощью сторонних инструментов — например, привлекать к работе инфлюенсеров, которые будут привлекать своих подписчиков и зрителей по заданным параметрам.

Чего хочет клиент

Для маркетологов, по большей части, интеграции в метаверс — это способ вписаться в тренд и стать первыми в своей нише, кто запустил подобный инновационный проект. Пока у клиентов, как правило, отсутствует понимание, какую утилитарную пользу могут принести такие проекты. Потому бренды не всегда готовы к сложностям, связанным с организацией мероприятий (например, выкупать права на музыку и образ приглашенной знаменитости или заниматься арендой / покупкой земли на платформе), особенно, если нужно делать что-то первыми на рынке. Важно приводить клиентов к понимаю, что метавселенные — являются прикладными и способны решать различные задачи.

Один из примеров — кейс VOVA family и телеканала “Суббота!”. Изначально клиент пришел с целью сделать необычный кейс, так как маркетинговая команда любит делать то, что до них никто не пробовал. Телеканал провел закрытое пресс-мероприятие всего на 40 гостей по вайт-листу, но в итоге получил медийный охват более 12 млн пользователей.

Проект для “Тинькофф Пульс” тоже показывает, что ряд клиентов пока еще недооценивают инструмент. Запрос звучал так: сделать подарок для сотрудников ко дню рождения компании — провести в метавселенной корпоративное мероприятие на тему третьего сентября и знаменитого мема с Шуфутинским, который особенно популярен в начале осени. Но в итоге событие решили сделать открытым — и проект завирусился.

Корпоративные мероприятия — еще одно развивающееся направление, особенно актуальное для компаний с большим штатом. Метавселенные позволяют сделать онлайн-вечеринки интересными за счет игровых механик. Есть потенциал и для организаторов публичных мероприятий — метаверс дает возможность зарабатывать на билетах и продаже мерча. Для этого уже существуют механики, нужно только начать ими пользоваться.

Некоторые компании не просто делают мероприятия, но идут дальше и открывают свои представительства в метаверсе. Такие события тоже получают широкую огласку. В целом, возможности метавселенных крайне обширны и ограничены только креативом создателей проектов в них.

Что нужно пользователю

Сегодня большинство пользователей используют для входа в метавселенные компьютер или мобильное устройство. Параллельно развивается производство специальных гаджетов — VR-гарнитур и костюмов. Пока их сложно назвать доступными. Однако, это — вопрос времени. В перспективе ближайших нескольких лет, скорее всего, подобные устройства будут дешеветь, совершенствоваться и становиться все более распространенными.

Порог входа

Чтобы делать проекты в Decentraland, надо покупать или арендовать пространство. Цены зависят от курса крипты, сейчас — начинаются от $3-4 тысяч. С Roblox в этом плане значительно проще — нет необходимости приобретения цифровой земли. Стоимость разработки может быть очень разной, дороже всего, как правило, обходятся игровые механики, так как их разработка - это полноценный геймдев.

У отдельных метавселенных также могут быть технические ограничения — например, в Roblox нельзя организовывать высоконагруженные трансляции без прямого согласования с платформой.

С другой стороны, идти в метаверс ради того, чтобы просто посмотреть видео — бессмысленно. Главная фишка инструмента — в интерактивности. Ей нужно пользоваться.

Ярослав Кравцов, Мастерская 15

Что дальше

У глобального рынка метавселенных большой потенциал роста — по прогнозу McKinsey, к 2030 году он может увеличиться до $5 трлн.

Компании, которые уже сейчас делают проекты в метаверсах, будут двигать индустрию. Бренды, интегрирующиеся в метаверс, уже сегодня выстраивают коммуникацию со своей будущей аудиторией.

Павел Воропаев
Основатель VOVA family

Сейчас — самое время тестировать разные механики и искать эффективные решения для разных задач компаний. Что-то будет работать, что-то — нет. Но чем больше проектов будет в метаверсе сегодня, тем лучше мы будем понимать, что делать завтра. И самое главное — это прокачивать свою креативную мышцу, чтобы не пропускать тренды и быть с аудиторией на одной волне.

<i>Часть команды VOVA family на митапе - cлева направо: Артем Козловский (разработчик проектов), Паша Воропаев (основатель компании), Саша Кадыкеев (продакшн директор), Артем Стародубцев (операционный директор).</i>
Часть команды VOVA family на митапе - cлева направо: Артем Козловский (разработчик проектов), Паша Воропаев (основатель компании), Саша Кадыкеев (продакшн директор), Артем Стародубцев (операционный директор).
11
22 комментария

Комментарий недоступен

4
Ответить

здесь команда, которая делала Prisma, они и в кепках и без кепок в полном порядке

4
Ответить

НАдел, культурный вы наш

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Это же отсылка к старому бородатому анекдоту :)

А еще в блоге Вастрик так про машинное обучение писали: "Машинное обучение — как секс в старших классах. Все говорят о нем по углам, единицы понимают, а занимается только препод."

6
Ответить

Молодцы!

3
Ответить

если роблокс — это метаверс, то получается майнкрафт тоже? там тоже кастомизируемый персонаж и игровая обстановка. А ведьмак3 — метаверс? А какое-нибудь лего-онлайн?

2
Ответить