Чтоб контрагент не принес проблем: зачем и как проверять тех, с кем предстоит работать

Специалисты консалтинговой компании «ЮКЕЙ» делятся алгоритмом действий для проверки контрагентов.

Каждому ответственному и добросовестному предпринимателю стоит знать, с кем он имеет дело. Ведь действия контрагентов могут привести к появлению убытков.

Пример №1

Представьте, что ваш контрагент попал под процедуру банкротства. В таком случае все — кредиторы, сам должник, конкурсный управляющий — будут пытаться получить деньги и для этого оспаривать совершенные ранее сделки. Это одна из самых распространенных категорий споров в рамках процедуры банкротства. Не сомневайтесь, этот инструмент обязательно будет использован против контрагентов должника — то есть вас.

Благодаря проверке контрагента вы сможете минимизировать риски работы с потенциальным банкротом.

Пример №2

Налоговые органы часто выявляют нарушения, вытекающие из взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками, которые налоговики считают недобросовестными. Это может привести к значительным начислениям в виде исключения сумм НДС из налоговых вычетов, доначисления налога на прибыль, а также пеней и штрафных санкций. Суды чаще всего встают на сторону налоговиков в таких спорах, аргументируя это тем, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности.

Поэтому важно проверять своих контрагентов на стадии выбора и заключения с ними договоров. Лучше всего потом это делать не реже одного раза в год.

Пример №3

Есть разные основания, из-за которых налоговые органы могут проявить к вашему бизнесу повышенный интерес и инициировать налоговую проверку.

Так чаще всего налоговики обращают внимание на большие объемы наличных или на резкое изменение показателей финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, повышенный интерес вызывают взаимоотношения с аффилированными лицами внутри одной группы и с контрагентами с высоким налоговым риском, например, фирмам-однодневкам либо подобным им структурам.

Так что проверка контрагента позволит исключить риски прихода налоговой проверки.

Чтоб контрагент не принес проблем: зачем и как проверять тех, с кем предстоит работать

Как проверить?

Самый простой способ — оформить подписки на специальные сайты по проверке контрагентов. Они аккумулируют в себе информацию из публичных баз данных, а также из бухгалтерской и налоговой отчетности контрагентов и т.д.

Другой вариант — добавить в закладки, минимум, пять этих сайтов:

  • Сервис Федеральной налоговой службы «Прозрачный бизнес». С его помощью можно проверить, относится ли контрагент к категории проблемных.
  • Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. На сайте можно увидеть, не принято ли заявление о признании банкротом и введении наблюдения — это та стадия, где еще действуют органы управления должника.
  • Банк данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов. С его помощью можно убедиться, что контрагент не числится в списке злостных неплательщиков — так недалеко и банкротом стать.
  • Картотека дел Арбитражного суда. Наличие в картотеке — повод, как минимум, крепко задуматься о надежности и добросовестности контрагента. На сайте можно узнать, в каких гражданских или административных судебных разбирательствах он участвует и в качестве кого — ответчика или истца.
  • Реестр недобросовестных поставщиков на портале закупок. С его помощью также можно проверить надежность и добросовестность контрагента.

Как еще проверять?

Проверка контрагентов с помощью специальных сайтов и сервисов полностью проблему не решает. Важно лично познакомиться с директором контрагента и узнать его полномочия, проверить наличие необходимых ресурсов для выполнения договора, удостовериться, что контрагент реально существует.

Убедитесь, что контрагент способен выполнять свои обязательства. Для этого:

  • запросите полный пакет учредительных и регистрационных документов;
  • проверьте местонахождение компании по конкретному адресу, проверьте номер телефона и отвечают ли по нему;
  • проверьте способность контрагента выполнять работы по заключенному договору. Для этого запросите свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, штатное расписание и численность сотрудников, документы на принадлежащие компании активы.

С помощью перечисленных выше сайтов убедитесь, что:

  • контрагент не находится в процедуре банкротства;
  • нет сведений о прекращении деятельности или о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;
  • нет записей, связанных с ограничением правоспособности;
  • контрагент отсутствует в реестре недобросовестных поставщиков;
  • в открытой бухгалтерской отчетности есть чистая прибыль и отсутствует убыток.

Дополнительно запросите бухгалтерскую отчетность у контрагента. О реальности финансово-хозяйственной деятельности и устойчивом финансовом положении свидетельствуют:

  • увеличение остатков денежных средств или иных активов;
  • рост чистой прибыли;
  • рост уплачиваемого в бюджет налога на прибыль.
11
Начать дискуссию