Задания от самого титулованного программиста в мире и 3,72 млн призовых: каким был VK Cup в этом году

ВКонтакте провела седьмой VK Cup — чемпионат среди лучших разработчиков и дизайнеров. Ежегодно он проходит на базе самой платформы, а также на ведущих площадках для соревнований по программированию — All Cups и Codeforces.

Зачем в VK Cup ежегодно участвуют тысячи специалистов из разных стран и чем запомнится турнир в этом году? Отвечаем на главные вопросы.

Задания от самого титулованного программиста в мире и 3,72 млн призовых: каким был VK Cup в этом году

Зачем нужны все эти чемпионаты?

В мире существует несколько десятков турниров по программированию. Самый престижный — Международная студенческая олимпиада (ICPC). Кстати, последние восемь раз в ней выигрывали российские студенты.

Подобные соревнования проходят и в России: например, Всесибирская олимпиада имени И. В. Поттосина, чемпионат Урала по программированию, открытый чемпионат Татарстана. Среди самых популярных российских турниров — и VK Cup. Однако последние два года он объединяет не одно, а сразу четыре направления: помимо программистов-спортсменов, в нём участвуют дизайнеры интерфейсов, специалисты по машинному обучению и мобильные разработчики.

Миссия VK Cup — поддержать молодых IT-специалистов. А ещё это большое комьюнити и потому отличный способ завести новые знакомства среди единомышленников.

Участники турниров получают энергию и азарт конкуренции. А кроме этого — опыт решения нестандартных задач и фидбэк от профессионалов. Можно оценить свою конкурентоспособность на рынке труда, увидеть, как работают другие специалисты, заметить новые тенденции.

Кроме того, победа в чемпионате — хорошая возможность попасть в IT-компанию, причём без долгих собеседований длиной в несколько этапов. Конечно, никто не даёт гарантий, что после турнира удастся сразу же попасть в команду мечты. Но обратить на себя внимание работодателя точно получится: крупные бренды следят за результатами серьёзных соревнований.

История VK Cup началась 9 лет назад — тогда на Codeforces появился анонс первого чемпионата. За это время турнир вырос вместе с ВКонтакте и стал одним из самых заметных в России. Его финалистами в разные годы становились 14 чемпионов мира по спортивному программированию, а для специалистов других профилей появилось три новых направления соревнований. Я на своём опыте знаю, что соревнования помогают натренировать навыки, которые позволяют быстро создавать высокотехнологичные продукты, не имеющие аналогов в мире.

История ВКонтакте показывает, что участники олимпиад блестяще справляются не только с заданиями на чемпионатах, но и со сложными технологичными проектами, позволяя создавать решения, которые выдерживают высокие нагрузки при низких требованиях к ресурсам. Поэтому мы всегда рады видеть таких специалистов в нашей команде.

Александр Тоболь, технический директор ВКонтакте

Чем VK Cup 2021 отличается от предыдущих?

Рекордное количество участников

Мы зарегистрировали 4 500 заявок от русскоязычных IT-специалистов — это рекордное количество среди всех чемпионатов за девять лет. Их подали порядка 2 100 конкурсантов — испытать свои силы можно было сразу в нескольких направлениях.

До отборочного тура добрались 1 024 участника, 128 из них попали в финал.

Рекордный призовой фонд

В этом году значительно вырос призовой фонд чемпионата: он составил 3,72 миллиона рублей. По плану должно было быть на миллион меньше, но из-за пандемии VK Cup перенесли в онлайн — и мы увеличили размер наград, чтобы поддержать участников.

В каждом из четырёх треков было целых семь призовых мест, так что сумму разделили 28 лидеров. За первое место вручалось 300 тысяч рублей, за второе — 250 тысяч. Дальше — 150, 100, 80, 30 и 20 тысяч рублей.

Денежная поддержка становится бустом для более успешных результатов в будущем: с её помощью специалисты оплачивают дополнительное образование, ездят на стажировки в другие города и страны, покупают необходимое оборудование. Призовой фонд занимает не последнее место в вопросе мотивации, и мы уделяем много внимания этому вопросу.

Новые победители

Призовые места заняли молодые специалисты, а также студенты, аспиранты и преподаватели профильных вузов. Некоторые освоили сразу несколько специальностей. Например, второе место в треке Design завоевала Ольга Кадочникова, студентка и выпускница МФТИ, МГУ, МШУ Сколково, Британской высшей школы дизайна.

Самый молодой победитель, Евгений Стефанков, в этом году окончил школу и поступил в Белорусский государственный университет. Ему сейчас 17 лет.

Самому юному участнику, который попал в топ-7 в своём треке, 16 лет. А самому старшему лидеру — 42 года.

Победителями VK Cup стали:

  • в треке Engine (спортивное программирование) — Рамазан Рахматуллин, студент НИУ «‎Высшая школа экономики»;
  • в треке Design (дизайн интерфейсов) — Максим Манчаккай, студент Иркутского государственного университета;
  • в треке Mobile (мобильная разработка) — Евгений Стефанков, студент Белорусского государственного университета;
  • в треке ML (машинное обучение) — Антон Чикин, Москва, руководитель группы в центре машинного обучения компании JetSoft.

А что за задания были?

Все задания трека спортивного программирования подготовил Геннадий Короткевич, самый титулованный программист в мире и трёхкратный победитель VK Cup. Гене — 26 лет, он учится в аспирантуре Университета ИТМО и уже десять лет подряд находится в топе рейтингов Topcoder и Codeforces — главных платформ, которые проводят соревнования по спортивному программированию.

Задачи для других направлений подготовили ведущие сотрудники ВКонтакте. Среди них — iOS- и Android-разработчики, специалисты группы звуковых технологий в команде прикладных исследований, программисты контентной платформы, продуктовые дизайнеры. У всех них много опыта за плечами. Кроме того, они хорошо знакомы с аудиторией платформы.

Большинство заданий чемпионата были прикладными. Участникам предлагалось придумать решения, которые могли бы лечь в основу реальных функций ВКонтакте.

Трек Mobile (мобильная разработка)
Чтобы попасть в финал, участники трека мобильной разработки справлялись с самыми разными заданиями: например, создавали приложения для обработки голосовых сообщений с эффектами робовойс, закадрового смеха или аплодисментов, проектировали интерфейс вызова такси. Самым популярным в предварительных раундах стало задание перенести ленту с новостями на «карточки», которые можно смахнуть влево или вправо — и так отметить, интересны ли они.

В финале нужно было разработать приложение для подкастов, чтобы пользователи смогли оставлять быстрые реакции на самые интересные моменты, а создатели эпизодов — следить за статистикой реакций слушателей.

Задания от самого титулованного программиста в мире и 3,72 млн призовых: каким был VK Cup в этом году

Трек Design (дизайн интерфейсов)

Департамент дизайна ВКонтакте предложил участникам отборочных заданий представить, что все важные сообщения, мемы и картинки можно оставлять внутри чата — чтобы обмениваться ими позже, когда они будут«‎в тему». Участникам предстояло придумать своего рода«сохранёнки», но в контексте чата и разных типов контента. Каждый спроектировал сценарий того, как хранить материалы и отправлять их обратно в чат.

Заданием со звёздочкой было подумать, как из сохранённых материалов сделать место для ностальгии.

В финале конкурсанты размышляли, как удобно вести лекции, не покидая ВКонтакте. Кто-то прокачивал видеозвонки, другие делали акцент на прямых трансляциях. Предлагали и умные доски, и интерактивы со слушателями.

Трек ML (машинное обучение)

В квалификации участники трека предсказывали «дружбы» между пользователями. А в отборочном туре — угадывали возраст пользователя по его поведению. Выполненное задание важно было отправить не просто файлом с заранее вычисленными ответами, а в виде исходного кода — обученной модели, которая предсказывает решение уже на стороне тестирующей системы.

Чтобы выиграть 300 тысяч рублей и доказать, что ты лучший ML-специалист, нужно было обучить модель выбирать один из трёх правильных ответов на текстовый вопрос, как в популярных интеллектуальных играх. Да ещё и на русском языке.

Трек Engine (спортивное программирование)

По ходу соревнований участникам нужно было продемонстрировать крутые знания алгоритмов и структур данных. А в отборочном раунде, чтобы стать финалистом, — решать задачи очень быстро: скорость имела значение.

В квалификации участники решали задачи про подсветку купола Дома Зингера, застройку VK Fest, новогоднее поздравление коллег в «Тайном Cанте».

Англоязычные пользователи Codeforces могли выполнять задания VK Cup вне конкурса. Испытать свои силы таким образом захотели больше 10 тысяч человек.

Теперь и вы можете проверить себя: задания трека можно найти по ссылке. Получится ли у вас решить задачи и выйти в финал?

VK Cup — далеко не единственный турнир ВКонтакте: мы регулярно проводим соревнования для дизайнеров и технических специалистов. Следите за новостями нашей команды и присоединяйтесь!

1818
13 комментариев

Такие соревнования - очень дешёвый способ получить хорошее, но дорогостоящее решение.
Жаль, конкурсанты этого не понимают, а VK и прочие организаторы этим активно пользуются

6
Ответить

Cпортивное программирование имеет такое же отношение к реальным проектам как вышивание крестиком к работе хирургом.
Т.е без сомнения рану нужно уметь зашить, но это мягко говоря не единственный требуемый навык )

10
Ответить

Думаю те кто выиграл не сильно жалеют о произошедшем. 

3
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

подумал от Кармака задания %)

4
Ответить