Как в медвузе или НИИ СНГ аспиранты, преподаватели и научные сотрудники могут создавать прибыльную интеллектуальную собственность
Этот вопрос я стал изучать только с мая 2015-го года, когда работал заместителем директора по инновационному развитию в ООО МИП «Центр Медицинских Технологий», созданному, по нашему с соавторами патенту на изобретение способа лечения, через Первый МГМУ имени Сеченова.
Все почти люди знают про «изобретения» и патенты на них. Про промышленные образцы и полезные модели слышало очень мало граждан, к сожалению. Ещё меньше применяется цифровизация медицины и почти никто не знает, как из любой статьи сделать программное обеспечение, онлайн-опросник, сайт или мобильное приложение. Даже самый первый и наипростейший ИТ-прототип мало кто умеет делать, к сожалению, несмотря на нынешние возможности компиляторов и нейросетей в этом, хотя уже есть такие диссертации даже. Про это, кстати, я написал в отдельной статье «Сравнение 5 ИИ для прототипирования мобильных медицинских приложений в СНГ».
Ведь не обязательно сразу, без этапа проектирования, какая-то научная разработка должна после её публикации приносить миллионы и продаваться в каждом интернет-магазине или медцентре. Все знают, что самые цитируемые статьи в самых престижных научных журналах оцениваются не по степени «продаваемости» описываемого там кому-то, а исходя из актуальности, доказательности и практической полезности темы. При этом самую лучшую статью не укажешь в резюме, в личном деле, в наследстве, в доле ООО, в рекламе или интервью и т.п., как можно использовать любую интеллектуальную собственность, но всё равно, даже в современном мире, статьи в журналах ценятся выше патентов и программ для ЭВМ.
Статья эта была задумана для помощи людям, занимающимся наукой, в той или иной степени. Если же её расширять, то она касается и студентов, и школьников с 16 лет и даже самых обычных образованных граждан, которые знакомы с созданием какой-либо продукции и со статистикой и поэтому могут заниматься гражданской наукой, как минимум. При этом, самое удивительное, большинство аспирантов или профессоров медвузов и НИИ биологического профиля в СНГ и во всём мире не обучены создавать интеллектуальную собственность и инновационную продукцию, полезную для какой-то ниши или для всех, хотя каждый из них может, а больше всего это умеют делать разные дизайнеры, разработчики и инженеры. Это будет описано во второй статье, дополнительно к этой и она уже будет не такая образовательная, а практическая, с алгоритмами внедрения патентов и программ в бизнес и продажи.
Вообще, в коммерциализации науки и патентов самое главное – это прототипирование разработки, её формула, описание, даже схематичное, как промпт у нейросетей. В современном мире с помощью генеративных ИИ из ключевых слов любой схемы или статьи в электронном виде за 1 день можно реализовать свою идею технологии - сделать обучающий интерактивный плакат, сайт для популяризации метода диагностики и лечения какой-то нозологии или мобильное приложение, чтобы ими стали для своего здоровья пользоваться люди очень быстро. При этом на образовательные для населения сайты выделяются во всём мире гранты и другие виды финансирования. Например – Фонд содействия инновациям, Сколково, Astana Hub, IndieGoGo или Kickstarter.
Даже самые начальные «уровни готовности технологии» (Technology Readiness Level, TRL, УГТ) важны. В них оценивают зрелость научной методики на этапах ее прототипирования, разработки и применения по шкале от одного до девяти. Один балл - самый низкий уровень продаж научной медицинской технологии, а девять — самый высокий.
УГТ1 – начальный этап. В нём аспиранты и изобретатели изучают и формулируют базовые принципы, на которых может быть построена медицинская технология. Всё ограничивается пока только теоретическими выкладками и описаниями. Этот уровень определяет основу будущих исследований, разработок и инвестиций. Как ни странно, без этого уровня невозможно сделать самые прибыльные научные изобретения и продукты, но в последние десятилетия в медвузах СНГ он не в почёте, ибо его коммерциализация минимальна и «быстро разбогатеть» не получится.
Примеров этого уровня не будет, так на нём по медицине не существует интеллектуальной собственности и максимум – есть обзоры литературы в виде научной статей или рефератов студентов.
На уровне УГТ2 уже формулируются концепции, с использованием ТРИЗ, например и возможные применения метода диагностики, лечения или профилактики. Появляются первые эксперименты и аналитические исследования. Данные ещё скудные, поэтому остаётся высокая неопределённость. Тем не менее, УГТ2 уже является шагом вперёд по сравнению с УГТ1 и на нём находится примерно половина самых цитируемых «революционных» статей в теоретической физике, химии и биологии. В медицине на этом уровне мало публикаций. Но именно патенты на промышленные образцы и программы для ЭВМ, которые делаются в медвузах СНГ, на 50% находятся на УГТ2.
Примером (все они будут только за этот год) в Первом МГМУ имени Сеченова могут быть такие изобретения, как «Способ нормализации метаболических и гормональных показателей при сахарном диабете 2 типа» и «Способ совместного применения 5-амино-n-трет-бутил-2-(метилсульфанил)-4-(3-(никотинамидо)фенил)тиено[2,3-d]-пиримидин-6-карбоксамида, аллостерического агониста рецептора лютеинизирующего гормона и хорионического гонадотропина человека для стимуляции овариального стероидогенеза и индукции овуляции» и «Способ применения аллостерического агониста рецептора тиреотропного гормона, этил-2-(4-(4-(5-амино-6-(трет-бутилкарбамоил)-2-(метилтио)тиено[2,3-d]-пиримидин-4-ил)фенил)-1h-1,2,3-триазол-1-ил) ацетата, для компенсации тиреоидного дефицита, вызываемого сахарным диабетом 2 типа» и промобразец «Схема «Лечение солнечного лентиго с использованием широкополосного интенсивного импульсного излучения»», например.
В уровне готовности Т3 создаётся макет или упрощённый прототип медицинской технологии, демонстрирующий работоспособность основных функций. Тесты могут проводиться в смоделированных условиях. На этом уровне показывается принципиальная возможность выполнения технологии своих ключевых задач и доказывается, что она действительно может выполнять критическую функцию или характеристику, необходимые для внедрения в реальную практику.
Наши примеры – промышленный образец «Схема «Алгоритм для прогнозирования длительности обострения болевого синдрома»» и «Плакат «Упражнения для профилактики мигрени и головной боли»».
На уровне УГТ4 проверяется совместная работа элементов в контролируемой среде. Успех на этом этапе подтверждает правильность концепции и снижает риски дальнейшей разработки. Основное внимание уделяется научным исследованиям и получению экспериментальных данных, подтверждающих концепцию. Успешный исход этого этапа означает, что технология теперь готова к демонстрации в более реалистичных условиях.
Примеры программ для ЭВМ на этом этапе – «Мобильное приложение «Горсть здоровья»» и «Организация догоспитального этапа медицинской помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».
При УГТ5 проводятся испытания в условиях, приближённых к реальным. Данный этап позволяет определить, насколько хорошо технология выполняет свои предполагаемые функции и требуется ли какая-либо дополнительная разработка. Здесь важно подтвердить, что система соответствует ключевым требованиям к производительности и эффективности.
В УГТ6 все компоненты технологии объединяются в прототип, который тестируется в лабораторных или имитируемых эксплуатационных условиях, до перехода к полевым испытаниям. Хотя на данном этапе может оказаться неосуществимым отказаться от всего проекта целиком, исследования помогают быстро обнаружить и исправить ошибки до того, как разработка продвинется дальше.
Как пример, можно привести из Первого МГМУ программы для ЭВМ: «Чат бот «Гигиеническое обучение и воспитание»» и «Программное обеспечение для определения пола пациентов, как фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний, основанное на применении сверточной нейронной сети».
При УГТ7 прототип метода испытывается в реальной рабочей среде. Цель – подтвердить соответствие эксплуатационным требованиям и выявить возможные технологические или промышленные риски. На этом уровне технология демонстрирует практическую готовность и её успешное завершение обычно приводит к коммерческой доступности и более широкому внедрению технологии.
В Первом МГМУ есть такие примеры – полезная модель «Противопролежневый матрас на базе гибких актуаторов» и изобретение «Способ хирургического восстановления медиальных коллатеральных связок первого плюснефалангового сустава при разрывах и вальгусной деформации первого пальца стопы»
УГТ8 – завершённая система проходит проверку и демонстрацию в условиях эксплуатации (например, испытания техники в полёте или на дороге). При необходимости вносятся улучшения. Успех на этом этапе означает готовность к коммерциализации и что медицинская технология может быть выведена на рынок.
Примеры в Первом МГМУ – изобретения: «Способ чрескожного миниинвазивного лечения первичного гиперпаратиреоза под регионарной анестезией», «Способ проведения функциональной магнитно-резонансной томографии коленного сустава и крестообразных связок в движении», «Способ диссекции мягких тканей лица при выполнении омолаживающих пластических операций» и промышленный образец «Роликовый массажёр».
УГТ9 – финальный уровень. Технология успешно работает в реальной среде, доказана её надёжность и полезность в длительной эксплуатации. Это стадия массового внедрения и практического применения, интеграции в практическую медицину и демонстрация полезности в течение длительного периода времени.
Это такая полезная модель, как «Стол для размещения инструментов медицинского назначения» с «Оптические зеркала для релаксации и аутотренинга» и изобретения: «Способ хирургического лечения неспецифических спондилитов верхнегрудного отдела позвоночника» и «Способ вибрационно-акустического массажа» с «Способ комплексной коррекции коморбидной патологии у пациенток в перименопаузе».
Вся эта интеллектуальная собственность для коммерциализации в медвузе или НИИ требует всего 2 вещей: 1) обучение аспирантов и преподавателей основам прототипирования изобретений и программ и написания качественного ТЗ для ИИ, инженеров и программистов и 2) выделение грантов на создание стартапов в образовательных и научных учреждениях СНГ, чтобы у команды (минимум - врач, разработчик, маркетолог) было что кушать во время внедрения медицинских технологий УГТ2-9 в практику и бизнес.
В следующей статье я опишу, где обучающимся и преподавателям вуза найти партнёров, собрать команду и выбрать грант, чтобы получить финансирование для создания и продаж эффективного MedTech продукта.