Раздобыть бейджик «Яндекса» и изучить компанию изнутри

Проверяем — каково это.

Раздобыть бейджик «Яндекса» и изучить компанию изнутри

Каждую неделю в московские офисы «Яндекса» выходит от 40 до 80 новых сотрудников. Тем, чтобы они как можно скорее освоились и почувствовали себя «своими», занимается целая команда адаптации. После испытательного срока у всех новичков собирают фидбэк о том, насколько комфортно было вливаться в компанию.

Однажды мы решили отправить на экскурсию по офису человека, который до этого никогда не задумывался о работе в «Яндексе». Им согласился стать внештатный корреспондент vc.ru Алексей Ионов. Мы попросили его написать беспристрастный репортаж обо всём, что он увидел за неделю.

Алексей Ионов
Вот уже несколько лет постоянный внештатный автор vc.ru (а также других сайтов издательского дома «Комитет» — TJ и DTF). Алексей больше десяти лет переводит на русский язык книги и комиксы, поэтому мы определили его в отдел обработки естественного языка. Там занимаются системами контекстного перевода.

День #0

Готовить к выходу в «Яндекс» начинают заранее. Сначала на почту падает вэлкам-письмо, в котором команда адаптации обещает заботиться обо мне на протяжении всего испытательного срока. В нём я читаю о принципах и правилах компании и узнаю, где искать новости о внутренней жизни компании и коллег.

А за пять дней до выхода меня добавляют в групповой чат на 60 человек: все эти ребята начинают работать в один день. Сотрудники команды адаптации всегда на связи, отвечают даже на повторяющиеся глупые вопросы и подсказывают, куда и во сколько прийти, какие документы с собой взять, как будет проходить первый рабочий день.

В вэлкам-письме — ссылки, по которым можно почитать о том, чем живёт компания. Например, со всеми коллегами — даже топ-менеджерами — можно на «ты». Материала для новичков оказалось так много, что обращаться ни к кому с вопросами точно не придётся (на других работах меня всегда это напрягало). Хотя культура наставничества тут приветствуется.

В московские офисы новички выходят только по вторникам, в 11 утра. Так было задумано не только для удобства бухгалтерии, но и ради заботы о новичках — вместе веселее.

Первый вопрос, который мне задал в чатике руководитель, — Mac или PC? Операционную систему нужно выбрать заранее, чтобы в день выхода уже сразу получить полностью настроенный под себя комп.

Если что-то произойдёт c ноутом, даже по моей вине, его бесплатно заменят на новый. Но только раз — иначе присвоят статус «hardware killer», и придётся работать на стареньком. Что, в общем, справедливо.

День #1 — «Мне по бейджику»

Задачи на день:

  • Установочная лекция о компании.
  • Знакомство с командой.
  • Получить вэлкам-пэк и рабочую технику.
  • Первый раз пообедать с коллегами.

Мы собираемся в «Красной розе» — офисе «Яндекса» на «Парке культуры».

Далее следует полуторачасовая установочная встреча: нам рассказывают, как всё устроено в компании — из чего складывается доход, когда выплачивается зарплата, что входит в нашу страховку, какие обязательные курсы нужно прослушать, куда лучше ходить на обед и как быстрее прижиться на новом месте.

Вместе с welcome-письмом новичкам раздают welcome-подарки.
Вместе с welcome-письмом новичкам раздают welcome-подарки.
Раздобыть бейджик «Яндекса» и изучить компанию изнутри

После вводной встречи у лектория уже ждут наши руководители — им предстоит провести нас до рабочего места и познакомить с командой. Среди новичков есть и те, кто будет работать не в «Красной розе» на «Парке культуры», а в других московских офисах — всего их семь. До своих новых рабочих мест они не идут, а едут — на бесплатных шаттлах (они регулярно курсируют между офисами). Руководители ждут их на конечной остановке.

Я попал в одну из команд отдела NLP (Natural Language Processing — обработка естественного языка), она разрабатывает и совершенствует системы контекстного перевода. Команда располагается на третьем этаже, помимо меня в ней восемь человек. Мой руководитель, Гриша Иванов, работает в компании чуть больше года, поэтому и сам ещё не забыл, как был новичком. К большинству новеньких в «Яндексе» прикрепляют наставника — опытного сотрудника, который присматривает за ними всё время испытательного срока, но мне всё подсказывает Гриша. Нет наставников и у некоторых из моих новых знакомых.

Вместе с ноутбуком и мерчем мне выдали именной бейдж — главный пропуск в мир «Яндекса». С помощью этого бейджа я спокойно смогу проходить в «Око» или «Аврору», без всяких согласований попадать в гости к коллегам из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и ещё 17 российских городов и 20 стран, где у «Яндекса» есть коворкинги или офисы. Другие яндексоиды этим довольно часто пользуются, работая время от времени в разных офисах.

По согласованию с руководителем я могу либо ежедневно ходить в офис — в таком случае мне выделят постоянное рабочее место, — либо выбрать гибридный режим и появляться в офисе по необходимости и на общих встречах команды. Летом очень популярен режим «домик в деревне»: сотрудник может уехать работать за город, если там хороший интернет (включать корпоративный VPN, который настроен на всех рабочих ноутбуках, учат на установочной лекции). Формат появился в 2020 году, и теперь работать в этом режиме можно не только летом. Коллега из команды адаптации рассказывала о сотруднике, которого приняли на работу удалённо, поскольку он жил в Таиланде, и в офисе он впервые появился только через полгода.

Я быстро понимаю, что в «Яндексе» бейдж — не просто пропуск. К тому моменту как Гриша доводит меня до рабочего места и начинает знакомить с командой, наступает обеденное время и процесс знакомства плавно перетекает в кафе. Новые коллеги ведут меня в корпоративную столовую, но в желании поесть жареных пельменей мы оказываемся не одиноки. Решив не стоять в очереди, коллеги предлагают пообедать в одном из местных кафе.

В соседнем здании работает фуд-маркет с полутора десятками корнеров: от вьетнамской кухни до калифорнийского стритфуда и «смузичной». Но сегодня у нашей компании душа лежит к индийской кухне. Я начинаю присматриваться к ценам, но коллеги меня быстро поправляют: за всё здесь сотрудники могут расплачиваться бейджем. Надо просто сказать на кассе: «По бейджику». Компания каждый день пополняет бейдж на фиксированную сумму, потратить деньги можно на обед, ланч или ужин примерно в шести десятках заведений бизнес-центра и окрестностей. В отличие от других компаний, где я работал, в «Яндексе» никто не просит отчитываться за каждый обед и не требует фотографии чеков.

День #2 — Помогите, я всё сломал

Задачи на день:

  • Изучить «Квант» и «Этушку».
  • Познакомиться с командой техподдержки.
  • Погладить котика.

Во второй рабочий день у меня запланирована встреча с ребятами из команды техподдержки. Они рассказывают, как в будущем решать бытовые вопросы — например, установить нужное ПО или заменить стул.

Если нужно что-то мелкое — наушники, мышка или, там, клавиатура, — никому писать не надо. Просто идёшь к «хелпомату» (в каждом офисе по несколько штук), пикаешь бейджем и выбираешь, что нужно. Менять вещи можно раз в определённое количество дней (для каждой — свой временной промежуток). Например, брелок для бейджа можно «обновлять» раз в неделю.

Раздобыть бейджик «Яндекса» и изучить компанию изнутри

А вот если самостоятельно проблему не решить, нужно писать в Help Desk. Как я понял, они могут почти всё — организовать цветочек на рабочем столе, пригнать дополнительную тумбочку, решить вопрос с внутренними системами, инструментами для разработчиков или ПО и так далее. В Help Desk можно написать (для этого есть бот в Telegram), или повесить заявку на специальном портале, или дойти на своих двоих до стойки. Я так и сделал — чтобы заодно размять ноги и осмотреться.

На экране написано «Разбуди котика». Котик — символ службы поддержки. Выбирали его среди домашних животных самих сотрудников — через голосовалку в соцсетях.
На экране написано «Разбуди котика». Котик — символ службы поддержки. Выбирали его среди домашних животных самих сотрудников — через голосовалку в соцсетях.

Чтобы получить помощь, надо сначала «разбудить котика» — подойти к специальному автомату, на экране которой спит вышеупомянутый котик, отсканировать бейдж и выбрать в выпадающем меню категорию проблемы. После этого на экране отображается время ожидания. Спустя пару минут я уже подхожу к освободившемуся сотруднику, который встречает меня словами «Привет, Лёша, что у тебя сломалось?».

Если нужно что-то узнать, дёргать «поддержку» не нужно: для новых сотрудников есть отдельный сайт. Кстати, мне, как новичку, ещё нужно будет пройти несколько обязательных курсов («Внутренние сервисы» и «Правила информационной безопасности в офисе») на «Кванте» — это система дистанционного обучения. Курсов там куча — от «общеобразовательных» до специализированных, есть и закрытые программы для специалистов из конкретных продуктов и сервисов.

День #3 — Результат важнее отработанных часов

Задачи на день:

  • Назначить встречу с руководителем команды.
  • Получить фидбэк.
  • Замотивироваться.

Сегодня у меня в плане «1×1» — так называется формат встреч с руководителем раз в неделю, где вы обмениваетесь статусами. Эту встречу я назначаю сам, как взрослый мальчик: захожу на «Стафф» (по сути, справочник сотрудников и схемы офисов) и смотрю календарь моего руководителя Гриши (в «Яндексе» можно посмотреть календарь любого сотрудника, даже руководителя всей бизнес-группы «Поиска», например).

<p>Гриша Иванов, руководитель группы разработки контекстного перевода, <span>мой руководитель на 4 дня.</span></p>

Гриша Иванов, руководитель группы разработки контекстного перевода, мой руководитель на 4 дня.

На первой «1×1» Гриша рассказывает про результаты, которых от меня ожидают: программа-минимум — взять одно из направлений перевода и улучшить его. Шерит чек-лист с общими задачками — пройти курсы по NDA, яндексовым рабочим инструментам и внутренним системам. И с тасками от команд — познакомиться с базами и devtools, которыми пользуются коллеги.

В «Яндексе» за отработанным временем следить не принято — тебя оценивают по выполненным задачам или по результатам полугодового ревью.

«Мы даём на раскачку минимум 2–3 месяца. На пред-ревью я рассказываю, каких результатов от него ожидают на первом ревью (ничего фантастического) и как этих результатов добиться. После каждого ревью (за год их два — в апреле и октябре) мы объясняем, в чём сотрудник хорош, а над чем нужно поработать. Соответствует или не соответствует ожиданиям, что он может сделать лучше. Даже тем, кто пока не очень соответствует, всегда дают второй шанс и новые задачи.

Григорий Иванов, руководитель группы разработки контекстного перевода.

Для тех, кто бывает в офисе набегами, есть места на пуфиках и диванчиках и в капсулах для созвонов на каждом этаже. Я сразу представил себя за компьютером на террасе. Или вообще на крыше: по словам коллег, летом тут часто устраивают дни рождения и другие праздники, на которые можно пригласить не только коллег из «Яндекса», но и просто друзей.

Все офисы «Яндекса» круглосуточные. Никаких разрешений для сотрудников на проход в ночное время не нужно. Многие разработчики любят «кодить» по ночам и приезжают на работу под вечер (там же можно и успеть поужинать по бейджу перед закрытием столовой). В офисе можно даже передохнуть в «умной» капсуле для сна: она настраивается на режим power nap и будит через 20 минут.

День #4 — Не потеряться

Задачи на день:

  • Разобраться с навигацией в офисе.
  • Заглянуть в библиотеку.
  • Порепетировать с музыкальной группой (если успею).

Вчера, кстати, я на свою первую «1×1» едва не опоздал: заплутал в офисе. Теперь понятно, зачем на каждом этаже схемы с переговорками, а на внутреннем портале — подробные поэтажные планы всех помещений здания.

Раздобыть бейджик «Яндекса» и изучить компанию изнутри

Позже другой новичок — Паша Кушелев из Tech PR — сказал, что это расхожая проблема.

«Типичная ситуация первых дней работы в «Красной розе»: ты поднимаешься на свой этаж, но совершенно не можешь вспомнить дорогу к рабочему месту. Навигация по офису довольно простая, а планы всех помещений есть на внутреннем портале, и достаточно четыре или пять раз пройти по офису, чтобы начать ориентироваться. Но до этого момента ты смущённо стоишь на каком-то углу, пытаясь вспомнить нужный поворот. Мне, конечно, помогли, но было смешно: стоит бородатый дед с мрачным лицом и совершенно не понимает, куда ему идти».

Павел Кушелев, Tech PR

Команда адаптации помогает новичкам освоиться в офисе с помощью онлайн-квестов: берёшь мобильный и идёшь гулять, как с навигатором. Только сейчас я начинаю понимать, что у пространства есть своя логика, хоть и неочевидная на первый взгляд. У этажей не только номера, но и цвета. У первого — красный: цвет буквы «Я» в логотипе, он символизирует ядро компании и ядро Земли. Второй этаж — оранжевый, это земля. Дальше идут зелёный (трава), жёлтый (солнце) и синий (небо) этажи.

Понять, на каком этаже нужная переговорка, можно и по номеру в начале: «3.Тополя на Плющихе», «4.Комнаты», «6.Палата», «7.Холмов». Каждый этаж — это всегда единое пространство, перегородки стеклянные. Это про «сплочённость» и философию «открытых дверей».

Работать не обязательно за своим столом: Wi-Fi ловит везде, по всему офису раскинуты уютные пуфики.

Ну, а для индивидуалистов — мини-переговорки.
Ну, а для индивидуалистов — мини-переговорки.

В переходе между двумя частями бизнес-центра «Морозов» (он находится внутри «Красной розы») — библиотека. Книги в шкафах в основном по языкам программирования и ИТ, но есть и художественные — их приносят сами яндексоиды. Библиотекарь — цифровой: это планшет, который «принимает» и «выдаёт» книги в электронном формате; печатные экземпляры приносят только сотрудники на буккроссинг. Если нужной книги в фонде пока нет, её можно дозаказать.

Террасы и переговорки можно бронировать для собственных мероприятий, а там хоть концерт устраивай, хоть день рождения отмечай. Главное — заранее согласовать день, забронировать помещение и не мешать коллегам. В офисе есть музыкальная комната, по вечерам там часто кто-нибудь репетирует. Приглашение присоединиться к одной такой группе я получил уже на третий день — жаль, времени так и не нашлось.

Рабочие места тут принято украшать и подстраивать под себя: кто-то вешает над столом плакат любимой группы, кто-то заставляет ближайший стеллаж книжками или резиновыми уточками. Проходя по офису в третий день, под чьим-то столом я увидел холодильник для вина. И позавидовал. Лучше этого — только гамак.

Раздобыть бейджик «Яндекса» и изучить компанию изнутри

День #5 — Хурал и день в «Око»

Задачи на день:

  • Съездить в офис «Око».
  • Посмотреть свой первый Хурал.
  • Посидеть в «Джунглях».
  • Заглянуть в фитнес-зал.

Сегодня пятница, последний день моей демонедели. Мне было дико обидно, что за четыре дня я не успел попробовать всё, так что, пока у меня не отобрали бейджик, ещё раз поехал в офис. Но уже в другой — в башне «Око» в «Москва-Сити».

По пятницам в «Яндексе» Большой Хурал. Это собрание всей компании (название позаимствовано у монгольского парламента), на котором топ-менеджеры, руководители проектов и лидеры команд рассказывают всякие важные новости, а любой сотрудник может напрямую задать им вопрос и получить ответ.

Хурал можно посетить лично, а можно посмотреть трансляцию. Пока выступающие собираются, в чате уже запускают «гусей» — это такая местная традиция, которая пошла со времён локдаунов и удалёнки. Трансляция была нестабильна, и в какой-то момент накрылась чёрным экраном. Остался только чат, в котором все и начали со страшной силой флудить. И тут кто-то написал: «Запускаем гуся, работяги», — это один из мемов из русскоязычных трансляций на Twitch. Остальные начали копировать и повторять, и мем прижился.

Раздобыть бейджик «Яндекса» и изучить компанию изнутри

На нынешнем Хурале рассказали о запуске нового раздела «Ремёсла» в «Яндекс.Маркете», о курсе «Яндекса» в Британке, о трудоустройстве студентов из «Практикума» и о строительстве нового большого офиса на Воробьёвых горах. Меня впечатлило: там будет свой бассейн, два зала для сквоша, «качалка», много террас и кафе. Вокруг — парк, каштановая роща, спортплощадка. Говорят, нижние этажи откроют для всех желающих. Не только для друзей яндексоидов — вообще для всех.

Во вторую половину дня я решил пройтись по офису и посмотреть, чем «Око» отличается от «Морозова». Как и в основном офисе, в «Око» есть чилл-зоны, тренажёрный зал, бильярд, библиотека, зал для йоги, игровая комната и музыкальная комната со студией звукозаписи для репетиций. А в кабинет массажиста очередь на две недели вперёд.

На каждом этаже — по несколько кофе-пойнтов, с десятками сортов чая, хорошим кофе, несколькими видами молока, свежими овощами и фруктами в прозрачных холодильниках (надпись на дверце «Всё, что внутри, — не моё, а ваше»). По средам в кофе-пойнтах угощают попкорном, а по четвергам — глазированными сырками «Б. Ю. Александров» пяти видов — про них почему-то вспоминают все, даже те, кто ещё не работает в «Яндексе».

Раздобыть бейджик «Яндекса» и изучить компанию изнутри

Спортзал есть во многих офисах «Яндекса», но у офиса в башне «Око» огромное преимущество: нечасто можно потренироваться, параллельно любуясь панорамой города с высоты птичьего полёта — компания занимает этажи с 33-го по 44-й.

Ближе к вечеру народ всё больше отвлекается от работы, но домой уходить не спешит: кто-то занимается в спортзале, кто-то рубится в настолки и приставку в игровой комнате, а в музыкальную комнату на репетицию собирается местная группа.

Раздобыть бейджик «Яндекса» и изучить компанию изнутри

В какой-то момент меня поймал коллега и предложил обсудить пару рабочих вопросов, и мы поднялись в «Джунгли» — одну из лаундж-зон, напоминающую тропический лес. Разве что птички не поют.

Раздобыть бейджик «Яндекса» и изучить компанию изнутри

Вообще, возможность почувствовать себя частью «Яндекса», учитывая, что я ни разу не айтишник, — очень любопытный опыт для меня как для корреспондента.

«Яндекс» — целая страна в стране, со своими правилами, традициями и фишками.

Их нельзя полностью уловить всего за четыре дня. И чисто по-человечески мне тут было хорошо: сложно передать ощущение, так что вам придётся просто поверить. Жаль только, что не всё успел: было бы неплохо тёплым пятничным вечером устроить вечеринку на крыше, сходить-таки на массаж. А вообще, неплохо было бы остаться ещё хотя бы на два года: в 2024-м как раз построят новый офис с бассейном.

9292
58 комментариев

А у нас в офисе недавно микроволновку поставили

68
Ответить

Совсем мажоры распоясались! Теплый обед им подавай :)

4
Ответить

а нам зимой холодильник купят ...

3
Ответить

Комментарий недоступен

26
Ответить

Возможно для многих людей это неплохое начало карьеры

15
Ответить

Смотря на какие вакансии. В принципе, можно с улицы в Яшу заходить и на грейды, по которым раньше акции давали. Пехоту у них действительно за копьё набирают (это честь работать у нас 😸).

2
Ответить

Согласен. Я сам отработал в Яндексе 3 года. Эта публикация в основном ориентирована на молодых специалистов, которые ещё не знают что за все в этой жизни нужно платить.
В том числе и за возможность работы в самом комфортном офисе России

2
Ответить